Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ДН

1) принцип комплексного подхода (работа должна носить комплексный характер, т.е. в ней должны участвовать специалисты различного профиля, что обеспечит коррекцию и развитие ребенка во всех направлениях);

2) принцип раннего начала коррекционной работы;

3) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

4) принцип систематичности, организованности, целенаправленности.

Только при соблюдении всех перечисленных принципов возможно достижение максимальных результатов в коррекции имеющихся у ребенка нарушений в развитии.

Однако невозможно говорить о коррекции отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата без решения вопроса о коррекции двигательных нарушений. Медикаментозное лечение à нормализация мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. Физиотерапевтические процедуры à уменьшение спастичности, улучшение трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа à соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура à развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих адаптацию.

Содержание коррекционных мероприятий:

1) стимуляция сенсорной сферы (разнообразие зрительных, слуховых, кинестетических, эмоциональных впечатлений, тренировка различных видов восприятия, развитие всех форм безречевой коммуникации);

2) развитие ручной умелости, предметных действий и зрительно-моторной координации путем формирования пассивно-активных действий;

3) развитие понимания речи, стимуляция предречевой и речевой активности;

4) активизация деятельности (развитие эмоционально-положительного отношения к окружающему и к различным видам деятельности, формирование способности произвольно включаться в предметную, игровую деятельность, деятельность по самообслуживанию).

Дети с ЗПР
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и соответствует следующим критериям:

1) незрелость эмоционально-волевой сферы;

2) недоразвитие познавательной деятельности

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Этиология: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания, органическая недостаточность нервной системы.
Основные формы ЗПР

Клинико-психологической структуре каждого варианта определяется специфическим сочетанием незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, незрелость эмоциональной сферы, преобладание в поведении игровых интересов, внушаемость и недостаточная самостоятельность, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, неумение подчиняться правилам дисциплины. Психический облик "гармоничен", но неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.
Причины: конституциональная предрасположенность, обменно-трофические заболевания, перенесенных на первом году жизни (т.е. конституциональный генез).

2) ЗПР соматогенной происхождения: эмоциональная незрелость, обусловленная хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д.; недостаточное развития активных форм деятельности в результате хронической физической и психической астении; робость, боязливость, неуверенность в своих силах.

Причины: хронические соматические заболевания + искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки (т.е. соматический и социальный генез).
3) ЗПР психогенного происхождения:

рано возникающий и длительно действующий психотравмирующий фактор à ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности);

гиперопека à ЗПР, проявляющаяся в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду, отсутствии инициативы, самостоятельности, робости, боязливости.
Причины: стрессы и неблагоприятные условия воспитания (т.е. социальный генез)

4) ЗПРцеребрально-органического генеза: замедление темпа физического развития (локомоторных функций), речи, навыков опрятности (энурез), незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности (определенная примитивность эмоций, грубая внушаемость, явное преобладание игровых интересов над учебными, однообразие игр, отсутствие творчества и слабость воображения).
Причины: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни, т.е. органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. От массивности и времени поражения будет зависеть степень (ЗПР или у/о).

Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР

Система коррекционно - развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе.

Дети с умственной отсталостью

Умственная отсталость (слабоумие) – стойкое выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС.

Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения (врожденная у/о) и деменция (приобретенноая у/о).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: