Классификация олигофрений

Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрений, предложенная Г. Е. Сухаревой, в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей)

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Эмбрио- и фетопатии (олигофрении, обусловленные инфекционными, обменными и гормональными нарушениями матери):

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;

г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);

е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);

в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

Наряду с этими группами, Г. Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.).

Особенности психофизического развития

1. отставание в росте, диспластичность телосложения à задержка полового развития, пороки развития внутренних органов и органов чувств (зрения и слуха), недоразвитие двигательной сферы (нарушены темп, плавность, ритмичность и точность движений).

2. нарушения в протекании нервных процессов (в первую очередь - нарушение подвижности нервных процессов) à инертность психических процессов, трудности включения, переключения.

3.нарушения зрительного восприятия сложных систем связей при сохранении восприятия отдельных признаков àпри восприятии сюжетной картины или последовательной серии картинок перечисляют отдельные детали картинок или воспроизводят отдельные прочно закрепленные суждения, но затрудняются выделить существенные особенности изображений и включить их в новые системы связей.

4. нарушения слухового восприятия литературных текстов à восприятие текста носит фрагментарный и упрощенный характер, отсутствует установление многообразных связей и отношений между отдельными частями текста.

5. нарушения опосредованного запоминания à относительно легко запоминают наглядные изображения отдельных предметов и отдельные слова, но не могут установить опосредствующие связи.

6. нарушение процесса классификации наглядного материала à не в состоянии сгруппировать несколько относящихся к одной группе предметов, относят в одну группу те предметы, которые в их опыте входили в единую конкретную ситуацию, не в состоянии абстрагировать существенный признак, согласно которому предметы могут быть отнесены в единую категорию.

7. трудности в овладении навыками чтения и письма: промежуточные операции (звуковой анализ каждой буквы и их слияние) приобретают характер самостоятельной деятельности, при которой ребенок не воспринимает смысла читаемого слова.

8. трудности овладения навыком счета à невозможность образования сложной системы связей между словесной формулировкой задачи, числами и наименованием à затруднения при решении задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: