Образования (социокультурный контекст)

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с откло­нениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегра-тивной области знания на стыке медицины, психологии и педаго­гики, мировым историко-педагогическим процессом.

Система специального образования является институтом госу­дарства, который возникает и развивается как особая форма от­ражения и реализации его ценностных ориентации и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.

Качественные преобразования и переходы от одного этапа ста­новления государственной системы специального образования к Другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, опре­деляются социокультурными факторами.

Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с ум­ственными и физическими недостатками и обоснованно прогно­зировать развитие отечественной системы специального образо­вания, если рассматривать исторические факты вне контекста раз­вития цивилизации, в котором и кроются социокультурные де­терминанты происходящих перемен.


Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничиваю­щие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает времен­ной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выде­ленных периодов являются исторические прецеденты существен­ного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные перио­ды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции от­ношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской ци­вилизации, но со значительным отставанием в масштабе истори­ческого времени, вследствие чего в конце XX столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отноше­ния и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования.

Рассмотрим подробно историю становления и развития на­циональных систем специального образования в системе социо-культурных координат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: