Дизартрия

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной систе­мы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. При­чиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным образом во внутриутробном или родовом пе­риоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает большую группу двига­тельных нарушений, которые развиваются при органическом по­ражении двигательных систем мозга. У таких детей отмечаются


отставание в моторном развитии, нарушения произвольных дви­жений, дизонтогенез1 в формировании двигательных навыков. Двигательные нарушения могут быть выражены в разной степени: от паралича рук и ног до незначительных отклонений в движении органов артикуляции. Такие дети позже, чем их здоровые сверст­ники, начинают сидеть, стоять, ходить, говорить.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизноше-ния, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии бывает разной: от полной невозможно­сти произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слу­шателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зави­сит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения нервной сис­темы. В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени. Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. У таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуля­ции звуков (с-с', з-з', ц. ш, щ, ж, ч, р-р', л-л'). В целом произно­шение звуков нечеткое, смазанное («каша во рту»). Голос таких детей может быть слабым, хрипловатым, назализованным. Речь малоинтонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие таких детей, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляют с трудом. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практиче­ски у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, не­достаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднен. Почерк не­ровный, буквы несоразмерные, дети с большим трудом овладевают скорописью, наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух у таких детей интонационно неокраше­но, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они допускают большое количество ошибок прочтения (дислексия). Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале лого­педической работы и длительной коррекции речевого дефекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: