Компенсация и коррекция отклонений в психическом развитии лиц с сенсорными и интеллектуальными нарушениями

Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефек­ты. Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (соче-танный) дефект. Учение Л.С.Выготского об аномальном развитии. Поня­тие о хронологичности в структуре аномального развития.

Компенсация и ее физиологические основы. Компенсаторные явле­ния в свете рефлекторной теории И.П.Павлова. Основные принципы реф­лекторной теории (детерминизм, единство анализа и синтеза, структур­ность) - естественнонаучная основа специальной психологии.

Принципы компенсаторного приспособления по П.К.Анохину: сиг­нализация дефекта, прогрессивная мобилизация, непрерывное обратное аффектирование, санкционирующая афферентация, относительная устой­чивость компенсаторных приспособлений.

Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и ин­теллектуальных нарушениях.

Биосоциальная природа компенсаторного приспособления. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.

Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях.

Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации при абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллекту­альной сферы.

Общие и специфические закономерности психического развития детей с проблемами

Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефек­та, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития. Проблемы возрастной периодизации аномального развития. Особенности сензитивных периодов в развитии аномальных детей. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интел­лектуальных нарушениях. Нарушение общения со средой как законо­мерное проявление нарушенного развития. Замедление приема, перера­ботки и хранения информации. Закономерное нарушение словесного опосредования и замедления в процессе формирования понятий при разных видах сенсорных и интеллектуальных нарушений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: