Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Факторы, соответствующие привлечению и поддержанию внимания в условиях специально организованного обучения неслышащих детей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха.
Общие и специфические особенности сенсорной организации ребенка с дефектом слуха. Отсутствие и недоразвитие слуховых ощущений и восприятий. Недостаточность словесной регуляции процесса ощущений и восприятий. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов.
Особенности зрительных ощущений и восприятия детей с недостатками слуха. Несостоятельность теории "сверхкомпенсации" в трактовке зрительного восприятия глухих. Роль речи в развитии зрительного восприятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенности вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие.
Особенности развития осязания у глухих детей.
Кинестические и статистические ощущения и восприятия, их взаимосвязь с другими анализаторными системами, особенности развития у детей с дефектом слуха в процессе коррекционной работы.
Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха и нормально слышащих. Виды памяти. Характеристика образной памяти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании наглядного материала. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха, особенности запоминания слов, предложений, текстов. Значение работ Т.В.Розановой в изучении памяти глухих детей. Соотношение механического и смыслового запоминания. Кратковременная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха. Общение и язык. Условия овладения языком у детей с нарушением слуха. Обоснование принципа обучения глухих детей языку в условиях речевого общения. Сензи-тивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени потери слуха и времени наступления глухоты. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных возрастных этапах от ведущей деятельности. Формирование потребности в общении. Организация специального обучения речи глухих и слабослышащих детей в различные возрастные периоды. Использование и развитие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха.
Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования.
Развитие речи у глухих и слабослышащих в различные речевые периоды. Особенности развития фонетической, грамматической, лексической сторон речи.
Овладение речевой деятельностью в процессе специального обучения.
Развитие основных видов речи - устной и письменной. Сенсорная основа усвоения устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизм восприятия речи и овладение произношением при нормальном и нарушенном слухе. Вклад Ф.Ф.Рау в разработку проблемы формирования устной речи глухих детей.
Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха.
Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дак-тильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом развитии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.
Общие и специфические закономерности развития мышления у детей с нарушением слуха.
Понятия, особенности их формирования у детей с недостатками слуха. Овладение системой понятий.
Особенности мыслительных операций у глухих и слабослышащих:
анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация. Зависимость успешности выполнения мыслительных операций от уровня развития речи.
Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Своеобразие речевой регуляции эвристического процесса. Формирование речи как средства мыслительной деятельности.
Развитие наглядного мышления у детей глухих и слабослышащих, роль речи в этом процессе.
Характеристика словесно-логического мышления, особенности овладения причинно-следственными и целевыми зависимостями. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха.
Значение работ Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой, Л.И.Тигра-новой, Т.А.Григорьевой в исследования мышлении глухих и слабослышащих детей.
Особенности воображения глухих и слабослышащих детей. Воссоздающее и творческое воображение у детей с недостатками слуха. Роль речи в развитии воображения.
Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития
Познавательная активность и ее особенности. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ориентация в пространстве. Память и представления. Мышление и знания. Речь и ее особенности. Качество и динамика обучаемости.