Познавательная сфера детей с нарушениями слуха

Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Факторы, соответствующие привлечению и поддержанию внима­ния в условиях специально организованного обучения неслышащих де­тей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха.

Общие и специфические особенности сенсорной организации ребен­ка с дефектом слуха. Отсутствие и недоразвитие слуховых ощущений и восприятий. Недостаточность словесной регуляции процесса ощущений и восприятий. Компенсация потери слуха в процессе развития сохран­ных анализаторов.

Особенности зрительных ощущений и восприятия детей с недостат­ками слуха. Несостоятельность теории "сверхкомпенсации" в трактовке зрительного восприятия глухих. Роль речи в развитии зрительного вос­приятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенно­сти вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие.

Особенности развития осязания у глухих детей.

Кинестические и статистические ощущения и восприятия, их взаи­мосвязь с другими анализаторными системами, особенности развития у детей с дефектом слуха в процессе коррекционной работы.

Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организо­ванного обучения и воспитания.

Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организо­ванного обучения и воспитания.

Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха и нормально слышащих. Виды памяти. Характеристика образной памя­ти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании наглядного материа­ла. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьни­ков с нарушением слуха, особенности запоминания слов, предложений, текстов. Значение работ Т.В.Розановой в изучении памяти глухих детей. Соотношение механического и смыслового запоминания. Кратковремен­ная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха. Общение и язык. Ус­ловия овладения языком у детей с нарушением слуха. Обоснование прин­ципа обучения глухих детей языку в условиях речевого общения. Сензи-тивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени потери слуха и времени наступления глухоты. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных воз­растных этапах от ведущей деятельности. Формирование потребности в общении. Организация специального обучения речи глухих и слабослы­шащих детей в различные возрастные периоды. Использование и разви­тие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха.

Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формиро­вания.

Развитие речи у глухих и слабослышащих в различные речевые пе­риоды. Особенности развития фонетической, грамматической, лексиче­ской сторон речи.

Овладение речевой деятельностью в процессе специального обуче­ния.

Развитие основных видов речи - устной и письменной. Сенсорная основа усвоения устной речи глухими и слабослышащими детьми. Меха­низм восприятия речи и овладение произношением при нормальном и нарушенном слухе. Вклад Ф.Ф.Рау в разработку проблемы формирова­ния устной речи глухих детей.

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха.

Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дак-тильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом раз­витии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.

Общие и специфические закономерности развития мышления у де­тей с нарушением слуха.

Понятия, особенности их формирования у детей с недостатками слу­ха. Овладение системой понятий.

Особенности мыслительных операций у глухих и слабослышащих:

анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классифика­ция. Зависимость успешности выполнения мыслительных операций от уровня развития речи.

Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Своеобразие речевой регуляции эвристического процесса. Формирование речи как средства мыслительной деятельности.

Развитие наглядного мышления у детей глухих и слабослышащих, роль речи в этом процессе.

Характеристика словесно-логического мышления, особенности ов­ладения причинно-следственными и целевыми зависимостями. Индиви­дуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха.

Значение работ Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой, Л.И.Тигра-новой, Т.А.Григорьевой в исследования мышлении глухих и слабослы­шащих детей.

Особенности воображения глухих и слабослышащих детей. Воссоз­дающее и творческое воображение у детей с недостатками слуха. Роль речи в развитии воображения.

Особенности познавательной деятельности у детей с задерж­кой психического развития

Познавательная активность и ее особенности. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ориентация в про­странстве. Память и представления. Мышление и знания. Речь и ее осо­бенности. Качество и динамика обучаемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: