Познавательные процессы у лиц с умственной отсталостью

Познавательная деятельность умственно отсталых. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности ориентировочных рефлексов у умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизволь­ного внимания. Своеобразие основных свойств внимания при интеллек-

туальных нарушениях (концентрация, устойчивость, переключение, рас­пределение, объем). Развитие внимания при умственной отсталости.

Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых. Особен­ности ощущений, восприятия и представлений при нарушениях интел­лекта.

Слабая дифференцировка ощущений. Развитие ощущений и их кор-рекционная роль при нарушенном интеллекте.

Особенности восприятия при умственной отсталости (нарушение це­лостности, целенаправленности, избирательности, замедленность, неточ­ность, бедность, узость). Соотношение видов и типов восприятия у умст­венно отсталых, их значение в коррекционном развитии. Особенности представлений у умственно отсталых (упрощенность, искаженность, фраг­ментарность, уподобление, трудности формирования). Развитие и кор­рекция представлений при нарушенном интеллекте.

Своеобразие воображения лиц с умственной отсталостью.

Особенности памяти умственно отсталых. Замедленность запомина­ния, сужение объема, недостаточная осмысленность и последовательность запоминания, своеобразие воспроизведения: неточность, неполнота, не­последовательность, упрощение, соотношение видов и типов памяти. Раз­витие памяти, ее коррекционное значение при нарушенном ителлекте.

Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Слабость обобщений, поверхностность, замедленность, инертность, ту-гоподвижность, узость, негибкость, некритичность, несамостоятельность мышления при нарушенном интеллекте. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности формирования причинно-следственных связей. Своеобразие мыслительных операций при умственной отсталости (ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, кон­кретизация, систематизация). Особенности формирования понятий, суж­дении, умозаключений. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления. Недоразвитие речи, ее на­рушения при снижении интеллекта.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.

2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1973.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

4. Выготский Л.С. Слепой ребенок. Собр. соч. М., 1983. Т. 5.

5. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изуче­ние психического развития аномальных детей. М., 1983.

6. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. Земцовой М.И. М.: Просвещение, 1967.

7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В.И.Лубовско-го и др. М., 1984.

8. Дефектологический словарь. М., 1970.

9. Домицкевич С.А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии.- Иркутск, 1983.

10. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М„ 1956.

11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школь­ников, отстающих в развитии. М., 1973.

12. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений. Л, 1971.

13. Коломенский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.

14. Лангмейер А.Г., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. МГУ, 1985.

16. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973. П.Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.

18. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психи­ки аномальных детей. Дефектология, 1971. № 6.

19. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М„ 1978.

20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития. М., 1990.

21. Менчинская И.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

22. Морозова Г.Н. Формирование познавательных интересов у ано­мальных детей. М., 1969.

23. Назамбаева Ж. Развитие личности умственно отсталых школьни­ков. Алма-Ата, 1976.

24. Психология глухих детей / Под ред. Соловьева И.М. и др. М., 1971.

25. Розанова Т.В. развитие памяти и мышления глухих школьников. М., 1978,232с.

26. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.

27. Сверлов М.С. Пространственная ориентировка слепых. М., 1954.

28. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых де­тей дошкольного возраста. М., 1980. ч

29. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.

30. Трежесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.

31. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухих. Л., 1961.

32. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: