Познавательная деятельность умственно отсталых. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности ориентировочных рефлексов у умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Своеобразие основных свойств внимания при интеллек-
туальных нарушениях (концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем). Развитие внимания при умственной отсталости.
Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых. Особенности ощущений, восприятия и представлений при нарушениях интеллекта.
Слабая дифференцировка ощущений. Развитие ощущений и их кор-рекционная роль при нарушенном интеллекте.
Особенности восприятия при умственной отсталости (нарушение целостности, целенаправленности, избирательности, замедленность, неточность, бедность, узость). Соотношение видов и типов восприятия у умственно отсталых, их значение в коррекционном развитии. Особенности представлений у умственно отсталых (упрощенность, искаженность, фрагментарность, уподобление, трудности формирования). Развитие и коррекция представлений при нарушенном интеллекте.
|
|
Своеобразие воображения лиц с умственной отсталостью.
Особенности памяти умственно отсталых. Замедленность запоминания, сужение объема, недостаточная осмысленность и последовательность запоминания, своеобразие воспроизведения: неточность, неполнота, непоследовательность, упрощение, соотношение видов и типов памяти. Развитие памяти, ее коррекционное значение при нарушенном ителлекте.
Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Слабость обобщений, поверхностность, замедленность, инертность, ту-гоподвижность, узость, негибкость, некритичность, несамостоятельность мышления при нарушенном интеллекте. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности формирования причинно-следственных связей. Своеобразие мыслительных операций при умственной отсталости (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, систематизация). Особенности формирования понятий, суждении, умозаключений. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления. Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1973.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
|
|
4. Выготский Л.С. Слепой ребенок. Собр. соч. М., 1983. Т. 5.
5. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей. М., 1983.
6. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. Земцовой М.И. М.: Просвещение, 1967.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В.И.Лубовско-го и др. М., 1984.
8. Дефектологический словарь. М., 1970.
9. Домицкевич С.А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии.- Иркутск, 1983.
10. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М„ 1956.
11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
12. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений. Л, 1971.
13. Коломенский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.
14. Лангмейер А.Г., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. МГУ, 1985.
16. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973. П.Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
18. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей. Дефектология, 1971. № 6.
19. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М„ 1978.
20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1990.
21. Менчинская И.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
22. Морозова Г.Н. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
23. Назамбаева Ж. Развитие личности умственно отсталых школьников. Алма-Ата, 1976.
24. Психология глухих детей / Под ред. Соловьева И.М. и др. М., 1971.
25. Розанова Т.В. развитие памяти и мышления глухих школьников. М., 1978,232с.
26. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.
27. Сверлов М.С. Пространственная ориентировка слепых. М., 1954.
28. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. ч
29. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
30. Трежесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
31. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухих. Л., 1961.
32. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.