Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка.
- Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество.
- В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений
ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. - С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушениями зрения
следует в первую очередь указать на специфичность - формирования психологических систем,
- их структур и
- связей внутри системы.
- Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов,
- возникают специфические особенности в процессе формирования
- образов,
- понятий,
- речи,
- в соотношении образного и понятийного мышления,
- ориентировке в пространстве и т.д.
- Значительные изменения происходят в физическом развитии:
- нарушается точность движений,
- снижается интенсивность движений.
Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система,
качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка.