Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.
Основные категории детей с особенностями психофизического развития:
§ глухие (неслышащие) и слабослышащие;
§ слепые (незрячие), слабовидящие;
§ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
§ с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
§ с тяжелыми нарушениями речи;
§ задержкой психического развития (трудностями в обучении);
§ расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное поведение);
§ с тяжелыми множественными нарушениями (комбинированными дефектами).
Такие дети имеют особые образовательные потребности, что предполагает:
1. Выявление первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.
2. Начало специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.
|
|
3. Введение специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально развивающихся сверстников. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; дети с нарушением зрения, интеллекта, комбинированными дефектами нуждаются в таком предмете, как социально-бытовая ориентировка и т. п.
4. Построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании. Так, раннее обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения.
5. Регулярное осуществление контроля за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.
6. Соответствие образовательной среды возможностям ребенка (пространственная и временная организация). Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказывать ход событий, планировать свое поведение.
|
|
7. Подготовленность и реальное участие всех окружающих взрослых в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, скоординиройанность их усилий.
8. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
9. Осуществление процесса реабилитации средствами образования квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.