Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Основные категории детей с особенностями психофизического развития:

§ глухие (неслышащие) и слабослышащие;

§ слепые (незрячие), слабовидящие;

§ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

§ с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);

§ с тяжелыми нарушениями речи;

§ задержкой психического развития (трудностями в обучении);

§ расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное поведение);

§ с тяжелыми множественными нарушениями (комбинированными дефектами).

Такие дети имеют особые образовательные потребности, что предполагает:

1. Выявление первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.

2. Начало специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

3. Введение специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально развивающихся сверстников. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; дети с нарушением зрения, интеллекта, комбинированными дефектами нуждаются в таком предмете, как социально-бытовая ориентировка и т. п.

4. Построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании. Так, раннее обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения.

5. Регулярное осуществление контроля за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.

6. Соответствие образовательной среды возможностям ребенка (пространственная и временная организация). Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказывать ход событий, планировать свое поведение.

7. Подготовленность и реальное участие всех окружающих взрослых в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, скоординиройанность их усилий.

8. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

9. Осуществление процесса реабилитации средствами образования квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: