Соотношение между активным и пассивным запасом слов

Для детей с общим недоразвитием речи характерно то, что, обладая тем или иным словарным запасом, они



недостаточно активно им пользуются. Оперируя
и, уроке, ученики не прибегают к ним в обще­
нии hoi... шет вопрос: не объясняется ли это трудно-

1(1 сшшппыми с необходимостью активизации сло-

" "" ' и........ 5ысоким уровнем осознания детьми тех

i 'чирью слово вступает в системе языка? Отш i i па поставленные вопросы мы не находим в

..... [штурс Имеете с тем следует отметить, что изуче-

.......... кшросов имеет существенное значение для по­
мин патологии речи у детей.

Активизацию слова принято связывать с актами на-Н.1П.мши, нахождения нужного слова, которые протека­ми п.i пикше выбора одного слова из ряда других слов, ом.сшшсппых семантической связью. Одной из задач Ha­ni- i" ik -следования и является анализ смысловых связей, п i mi попе которых происходит поиск и нахождение нуж-

•.... с.шша, и определение качественных различий про-

i поиска нужных слов на разных этапах обучения i' H-ii с общим недоразвитием речи.

1Li о.)1 юдения показывают, что для детей, имеющих

бокое недоразвитие речи, наибольшие трудности для

->|>.-| адекватного слова представляют такие группы

. поп, как глаголы и прилагательные. Именно исследова-

.... - путсп актуализации нужных слов из этих лексико-

! Iиммагических групп и стало предметом нашего изу- чения.

I l:i лингвистических работ известно, что глагол как

'ЛИ и. речи выполняет, с одной стороны, номинативную

и.пню, с другой стороны — синтаксическую. Он слу-

• '|.'1я называния действия и определяет структуру

ц|" i и 1/ксппя, так как несет в себе главную семантиче-

0 п.ирузку.

1 I.-тыкание — это не только обозначение предмета, но
ц функции, какую данный предмет выполняет, или дей-

ИМ, которому предмет подвергается. Важную функ­ции, и ялике выполняют и прилагательные, способству-

..... '........ лес глубокому познанию предмета благодаря

что они позволяют дать качественную характери-иредмета.

I- и пс особенности при актуализации глаголов и при-
..... i.iи.|\ отмечаются у детей с общим недоразвитием

|.. чп '



I


Для того чтобы ответить на поставленный вопрос был проведен эксперимент. Основным методом исследо­вания избран метод направленной ассоциации, позволяю­щий изучить речевые реакции детей с общим недораз­витием речи.

Установлено, что человек на раздражитель, в частно-1 сти и на словесный, отвечает характерной для него оп­ределенной скоростью реагирования, преимущественно основывающейся на скорости актуализации ранее выра­ботанных ассоциативных связей.

Детям предлагались отдельные слова-существитель­ные и инструкция: «К каждому из данных слов подо­брать ответное слово, которое сочетается с ним по смыс­лу и отвечает на вопросы что делает?, что делается с предметом? или какой? какая? какое?». Реакции детей на слово-стимул позволили определить степень сформи­рованное™ умения составлять словосочетания, представ­ляющие собой семантическое единство.

Слова-раздражители (ассоцианты) подбирались из числа слов, максимально знакомых детям, понимание ко­торых не вызывало у них трудностей. В состав их вхо­дили слова как с конкретным значением, так и с более абстрактным; слова, часто употребляемые в обиходной речи и редко употребляемые. Вот перечень слов, кото­рые были1 заранее отобраны: часы, мальчики, письмо, чернила, тень, молния, пень, дедушка.

В эксперименте приняли участие 136 учащихся I— IV классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. С каждым учащимся был проведен предваритель-< ный разбор инструкции. В протоколе фиксировалось сло­во-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) и ответное слово.

Анализ полученного материала позволил выявить у учащихся первых классов большие трудности (с каки­ми-то индивидуальными различиями) в возникновении тех или иных речевых ассоциаций. Для группы учащих­ся подбор глаголов к данным словам-существительным оказался почти недоступным. Такие дети в ответ на сло­во-раздражитель либо отказывались отвечать, либо эхо-лалически повторяли слово-раздражитель, изменяя иног­да его окончание, либо называли слова, обозначающие-предметы, находящиеся в поле их внимания, но не имен ющие никакого отношения к выполняемому заданию.


Hi г по указывает на то, что получить словесную на-ч|> ш.чпшую реакцию на произносимое слово у этой груп­пы л г roii ока.чплось задачей неисполнимой. Дети не мо-i II мнит, произвольно пользоваться словом, так как

......... могут абстрагироваться от конкретных предме-

ГОИ....... пич.чомых им. Слово для таких детей не приоб-

i.........инш.нее важных своих особенностей, известных де-

||....... рмалыюй речью. Оно не вступило в разнообраз­
им, tiuiiii и отношения с другими словами. Отсутствие

Ни i"i...... гпизи препятствует созданию у детей потребно-

> и г. пользовании им.

Мпцппная картина была выявлена у детей, которые

при < к к-лсдовании их словарного запаса дали лишь до

•||',, правильных ответов, называя предъявленные им

i ipnniKii; они имели крайне ограниченный словарный

nine

У другой части учащихся, с более высоким уровнем |i,i ииггия словаря, которые дали более 50% правильных пиитов при назывании предъявленных им картинок, уже

шалось в ряде случаев актуализировать правильные

оцпации, но все же чаще можно было наблюдать при ном ошибочные ответы. Проиллюстрируем сказанное иыипекой из протокола эксперимента, проведенного по

...... цу направленной ассоциации, где ребенок в ответ

m.i г/юво-раздражитель (в данном случае существитель­ное) должен был назвать соответствующий ему глагол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: