Коля Б., I класс

Слова­ри (дражители: ......i I I I.411'.II Hill I.MO • |Ш11 fih III мши in in. MIICl
Латентный период (в с): 6 15 11 2 13

Ответы ребенка:

«идут» «идут» «идут» «черная» «гром» «день» «идет» «тенька от тени»

Мы видим, что у Коли Б. в ответ на словесный раз-i i.и толь уже возникают в некоторых случаях правиль­е.нчюциации. В то же время анализ ответов ребенка шп.мяот констатировать неспособность его отойти от и известного ему случая употребления слова. Ис-п.н>вав раз слово идут в ответ на слово-раздражи-



 

тель, Коля Б. как бы застрял на нем. Он в ответные словах на разные раздражители три раза подряд повто ряет слово идет. Это говорит о том, что у ребенка нег умения выбирать из своего словарного запаса слова, ко: торые наиболее точно соответствовали бы по содержа! нию словам-стимулам. Он не может свободно польза ваться своим словарем, так как сочетательные свойств слова им еще недостаточно осознаны, что затрудняет ре шение задачи поиска и нахождения нужного слова.

Трудности выбора нужного слова проявляются и i других случаях. Коля Б., например, вместо слова-глаго ла подбирает слово-прилагательное (чернила — «чер ная»); в другом случае — слово, схожее по звуковом] составу со словом-раздражителем (пень — «день»); i третьем — слово, ассоциирующееся со словом-раздражи телем по смежности (молния — «гром»).

Латентный период между словом-раздражителем i ответной реакцией ребенка в большинстве случаев, ка! видно из приведенного выше протокола, оказывается до вольно значительным, что свидетельствует лишний ра; о затруднениях, возникающих у детей при поиске соот, ветствующего слова, о недостаточной сформированност| у них ассоциативных связей между словами.

И у остальных детей, владевших более развернутый обиходным словарем по сравнению с ранее разобраннш группой детей, мы наблюдали в основном такую же кар] тину, которая была описана в случае с Колей Б. Ассо циативные реакции у этой группы первоклассников воз, никают, как правило, неадекватные. У них не было сфор| мировано умение из наличного запаса средств язык! производить определенный отбор слов по отношению i разным словам. Усваиваемые детьми в процессе их ре чевого общения слова могут практически правильно ис пользоваться в речи, но это не значит, что они в ключа! ются ими в систему сложных связей и отношений межд] словами; они не могут актуализировать их осознанно

В ходе обработки материалов, полученных при про ведении эксперимента с учащимися II—IV классов, бы ло установлено, что почти во всех случаях ответная ре акция детей на слово-стимул происходит на основе ас социативной связи. Однако выбор слова происходит час то без учета детьми предъявленных требований. Дел] в том, что метод направленной ассоциации накладывав1


II,' процесс иыбора нужного слова определенные о'гра-
iiiri. ним I'ritonoK должен актуализировать в ответ на
г ' >!• i i июль не любое слово, а только то, которое на-
им'-| is пределах определенного лексико-грамматиче-
......... 'ысса (о рассматриваемом случае — класса глаго-

i и....... нчшый анализ материала показал, что прак-

мг|. Kin паники в быстром и безошибочном подборе и'очн'с'ший с глаголом у учащихся II—IV классов

............... ' i, недостаточно сформированными. Правильно

i ми- шип, задание среди второклассников смогли толь-

!()%, третьеклассников — 29%, четвероклассников — • I % < 'стальные дети допускали то или иное количество

"Пц...... с, которые можно рассматривать, по утверждению

А \.Мсоптьева, как ошибки «поиска» слова, проявляю-

..... ni при «реализации» программы высказывания

[11)70, '• Г>.|].

' ''.^чтимся к экспериментальным фактам, позволяю­щим искрить состояние и тенденцию развития словарно-. паса у учащихся II—IV классов школы для детей ' i -кислыми нарушениями речи, установить некоторые

.......... ж юстп поиска ими слова при его выборе. С этой

...... ilo рассмотрим полученные нами в эксперименте ре-

гиты но классам.

Второклассники (39 человек) к 8 предъявленным ело-

шмулам подобрали 301 слово, из них 127 слов-гла-

голои, нто составляет примерно 42%. В остальных 174

' i чаях правила сочетаемости смысла слов в той или

ми...... н'пспи были нарушены: подобранные детьми сло-

' ' ютветствовали инструкции.

I ln'i i исрднм сказанное экспериментальными данны-.•im.imii из протоколов.

i с||<-жа К., II класс.

Латентный период (в с): 5 10 8 11 2 15

Ответы ребенка:

«ходют»

«бегают»

(молчание)

«в пузырке»

«гремит»

«большой»

«дома»

«живая»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: