Классификация приемов борьбы представляет собой распределение всех известных приемов по группам в соответствии с общим для каждой группы признаком.
Систематика приемов борьбы — это установление связи и взаимозависимости между различными группами приемов и распределение их в определенной последовательности (системе): по степени трудности, сложности структуры и т. д.
Терминология борьбы есть совокупность специфических для борьбы названий (терминов), которыми пользуются в педагогической и спортивной работе. Термин — специальное слово или словосочетание, имеющее точное описание определенного понятия (краткое название понятия).
Классификация, систематика и терминология помогают преподавателям упорядочить педагогический процесс. Классификация распределяет приемы по группам, а это облегчает пользование всем многообразием техники.
Систематика приемов спортивной борьбы составлена на основе классификации. Так же как и классификация, она помогает преподавателю создавать у занимающихся правильное представление о всей технике, о взаимосвязи между группами и приемами и дает возможность последовательно и правильно вести обучение.
В настоящее время в спортивной борьбе победа присуждается борцу за результат, полученный им от применения атакующих технических действий, называемых приемами. Эти приемы различны по своей структуре. Поэтому разделение приемов произведено по сходству основы их структуры.
На схемах 1,2,3 дана классификация основных приемов классической, вольной борьбы и борьбы самбо.
Приведенная классификация и систематика приемов примерные. Поместить в схемах все многообразие приемов очень трудно. Каждый прием в той или иной группе имеет большое количество разновидностей (вариантов). Процесс образования этих вариантов идет непрерывно. Это обогащает технику спортивной борьбы. Поэтому классификация и систематика с течением времени изменяются и совершенствуются.
Установленное в данной классификации и систематике деление приемов на группы и подгруппы позволяет включить вновь появляющиеся приемы в одну из имеющихся классификационных групп.
При этом следует учитывать, что некоторые приемы имеют признак», характерные для смежных групп. Это как бы переходные приемы, занимающие промежуточное положение. В зависимости от особенностей выполнения их можно относить к той или другой группе. Так, бросок через спину с передней подножкой имеет характерные особенности броска через спину и подножки. Известны и другие аналогичные приемы — бросок прогибом с подсадом может быть отнесен и к броскам с прогибом и к броскам подсадом.
Схема 1