Психическая дисциплина как способ управлять влиянием обстановки соревнования

Теперь перейдем к вопросу о том, как опытный стрелок должен во время соревнования управлять чувством страха или беспокойства. Для начала ему нужно понять, что страх - врожденная и закономерная реакция, а потом следует найти причину страха, то есть понять, чего именно он боится. Конечно, это не так легко. Страх пугает сам по себе, но он будет пугать все меньше и меньше по мере того, как стрелок будет с ним осваиваться, привыкать к нему. Именно поэтому стрелок-винтовочник должен стремиться, как можно чаще испытывать "гнет" соревнования.

Мы неоднократно будем подчеркивать в этой книге, что тот, кто хочет стать чемпионом, должен участвовать в соревнованиях, по меньшей мере, 12 раз в году. Подвергаясь повторяющемуся влиянию обстановки соревнования, стрелок учится (и обычно достаточно хорошо) привыкать к ней и не пугаться этого влияния. И он может себе в этом помочь, уяснив простую вещь: каждый участник, а не только он один, испытывает влияние обстановки соревнования. Если он на линии огня посмотрит на других, то заметит, что ни один стрелок не избежал этого влияния. Мы знаем одного хорошо известного стрелка, который каждое соревнование начинает с того, что присматривается к участникам на линии огня и внушает себе: "Я здесь лучший, но если даже я испытываю волнение, то подумать только, что должны чувствовать другие!" И он почти всегда побеждает.

На следующем этапе нужно научиться использовать в своих целях влияние обстановки соревнования, то есть волнение. Наверное, читатель-стрелок бессознательно уже не раз так и поступал, участвуя в реальных соревнованиях. Действительно, в волнении есть свои преимущества. Из-за нервного возбуждения зрение становится немного острее, стрелок лучше ощущает спуск, лучше чувствует ветер, чувствительнее к состоянию мышц тела. Все это положительные факторы, которые могут улучшить его результаты по сравнению с заурядной тренировкой, где все его чувства слегка притуплены.

В этот момент становится важной вторая фаза влияния обстановки соревнования. Стрелок может сказать себе: "Да, я возбужден, мои чувства обострены, но это может явиться для меня и помехой. Что делать?". Рецептом в этом случае являются упражнения психической дисциплины. Этот рецепт не так уж удобоварим. Психическая дисциплина дело трудное. Но нет иного средства борьбы с волнением на соревновании, кроме психической дисциплины. А единственный способ развития психической дисциплины - это тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

Стрелок учится упражнениям психической дисциплины, сначала правильно концентрируясь при выполнении основных действий, а затем увеличивает длительность концентрации до времени, необходимого для выполнения всего упражнения, то есть на время всего соревнования. На высшей ступени развития психической дисциплины стрелок уже рассматривает серию соревнований как тренировочную "карусель". Действительно, единственный способ выработать в себе устойчивость к воздействию обстановки соревнования - это научиться концентрироваться именно в этой обстановке. Единственный способ достижения этой цели - включиться в соревнования. В среднем стрелок должен выступать на соревнованиях один раз в месяц. Ему нужно наметить себе одно главное соревнование, в котором он пойдет на рекорд, то есть "выжмет" из себя все очки, на какие способен. На остальные соревнования он должен смотреть, как на тренировочную "карусель", как на условия, в которых он будет готовить себя к дню "X", даже если день "X" - всего лишь внутреннее соревнование невысокого ранга. >

В остальных соревнованиях он не должен лезть из кожи вон, чтобы победить; он может и победить, но только случайно. В них он главным образом приучает себя действовать в соревновательной обстановке. В таких тренировочных соревнованиях он не должен бояться экспериментировать с техникой, чтобы улучшить свои действия, когда испытывает волнение. Он может экспериментировать с изготовкой и подгонкой оружия. Время, сэкономленное таким образом, ценно не только само по себе, но еще и потому, что дает ему уверенность в способности повысить эффективность своих действий. Он может работать над однообразием действий, чтобы овладеть способностью к ритмичной стрельбе. Но прежде всего он должен работать над достижением предельной концентрации, когда поднимает винтовку с тем, чтобы сделать выстрел только "в десятку". Он должен выработать психическую дисциплину, делая усилия, чтобы сконцентрироваться в условиях влияния обстановки соревнования. Участвуя во все большем количестве соревнований, он разовьет способность дисциплинировать свою психическую активность. Главными слагаемыми являются повторение влияния обстановки соревнования, повторение усилий и время. Успех не придет сразу, но придет непременно.

Стоит почаще напоминать об одном важном принципе: "Каждая мысль и каждое действие должны быть позитивными". Это может потребовать значительной практики, так как в условиях давления соревнования естественными являются негативные мысли. Однако полностью позитивные процессы во время стрельбы разовьются только в том случае, если их воспитывать и повторять до тех пор, пока они не сделаются органической привычкой ума. Необходимость позитивных эмоций ясна: если стрелок концентрируется на позитивном управлении своими действиями, он ими управляет; если он допускает негативные команды, он своими действиями не управляет. Стрелок, который концентрируется на плавной отработке спуска, именно этого и добивается - плавно нажимает на спуск (если концентрация была достаточно глубокой). Стрелок, который думает: "Я не должен сработать плечом, когда нажимаю на спуск", скорее всего так и сделает - сработает плечом. Вот почему опытный стрелок, опасаясь потери одного-двух очков, не должен думать об ошибке, которую он может сделать. Взаимодействие между мысленными командами и действиями может быть выражено правилом: позитивные команды вызывают позитивные действия, негативные команды - негативные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: