Мотивация

Чаще всего в команде всего одни или два стрелка, у которых мотивация столь сильна, что нет необходимости наблюдать за их тренировкой. Стрелок такого высокомотивированвого типа будет бороться за первое место в чемпионате независимо от того сознает он себя членом команды (или клуба) или нет. Остальные стрелки обычно бывают в выигрыше, если тренер сумеет использовать их приверженность команде в качестве инструмента для повышения уровня их мотивации. Однозначных рецептов, как это сделать, не существует, но. возможно, несколько проверенных способов, которые мы сейчас изложим, позволят пытливому читателю в поиске новых вариантов.

В работе, направленной на повышение мотивации команды, следует учитывать главное правило: тренер не может заставить команду выиграть чемпионат, он может только ассистировать стрелкам, которые хотят победить. То есть понимать, что главная обязанность тренера-создать обстановку, в которой желание победить усиливается, поддерживается и поощряется. Эта жажда победы и есть командная мотивация, и ее нельзя грубо навязать команде, используя свой авторитет; на нее нужно смотреть, как на нечто уже заложенное в отдельных стрелках, образующих команду, но, вероятно, еще скрытое и неразбуженное. Работа тренера заключается в том, чтобы пробудить это желание активных действий, но сделать это так, чтобы стрелки не догадывались об этом. Другими словами, тренер должен делать вид, что имеет в виду что-то другое, на самом деле работая над тем, чтобы усилить мотивацию команды в целом или отдельных входящих в нее стрелков. Нужно понять, что это не обман, а просто самая лучшая техника руководства, которая скорее вдохновляет группу для работы ради определенной цели, чем заставляет стрелка работать ради нее. Это в большей степени техника руководства, а не управления. Во всяком случае, нужно подчеркнуть, что тренер имеет дело с психологией группы и составляющих эту группу.

Старая истина гласит, что ничто так быстро не ведет к успеху, как сам успех, и это высказывание в своей основе психологически правильно, ведь один раз добившись успеха, мы, с одной стороны, поняли, что он для нас возможен, а с другой - не хотим упустить достигнутого. Следовательно, мы хотим работать, чтобы удержать то, что имеем, и ясно понимаем, что, приложив дополнительные усилия, можем получить больше того, что у нас уже есть. У нас появляется уверенность и, грубо говоря, алчность. А жажда победы (или "алчность") -это именно то, что тренер хочет привить своим стрелкам.

Атмосферу, которая развивает эту жажду победить, нужно создавать и поддерживать. Вначале она не имеет ничего общего с соревнованием, медалью или титулом чемпиона. Она зарождается, когда тренер предъявляет к команде высокие требования, и это сильно влияет на психологию стрелков. Он начинает с того, что говорит группе о том, что хочет высоких результатов, скажем 1170 очков от каждого (если это опытная команда и стрелки действительно способны показать такой результат). Он говорит об этом не в форме категоричного требования, а спокойно заявляет что-нибудь вроде: "Вот что нам нужно было бы сделать". Во многих случаях (особенно с молодыми стрелками) это заставит всех буквально разинуть рот; это пожелание могут осмеять, может начаться зубоскальство. Сейчас они могут выбить 130 очков и считают, что 1170 очков ни никогда не сделать. Но неверие в то, что они могут набрать такую сумму, и есть то, что сдерживает рост их результатов. Тренер должен преодолеть этот умственный артрит и склонить команду к мысли, что результат около 1170 очков не является для нее непосильным. Он должен понимать, что не может добиться этого сразу. Потребуется время - недели, месяцы, возможно, год или больше, но, постоянно говоря о 1170 очках, ненавязчиво, но упорно указывая им цель- 1170 очков, тренер добьется перемен и в мышлении стрелков, и постепенно они поверят, что результат в 1170 очков для них возможен, если они как следует поработают. Когда это произойдет, они начнут работать ради этой цели, и их результаты станут расти. Затем возникнет психологическое состояние успеха, они увидят, что рост возможен, и станут добиваться еще большего. Нужно подчеркнуть, что такое изменение в настроении-очень медленный психологический процесс, поэтому тренер должен запастись терпением и очень много работать в области интуитивной психологии, чтобы добиться изменения в настроении команды.

Созданию атмосферы растущего успеха и повышению уровня результатов должен помогать постоянно действующий процесс отсева из команды неспособных и лишенных мотивации стрелков. Всеми силами тренер должен оставлять в команде только высокоталантливых спортсменов. Огромный ущерб команде может нанести стрелок, которого держат только потому, что он просто симпатичный человек или "свой парень"; такого можно держать только до тех пор, пока его присутствие положительно влияет на мотивацию команды, а затем он должен быть отчислен, если у него нет настоящих стрелковых задатков. Процесс отсева должен быть продуманным н объективным. Это не безжалостный и грубо дискриминационный процесс, а процесс очень деликатной дискриминации, основанной на очень тонком содействии стрелку в осознании его потенциальных возможностей во всех видах стрельбы. Люди, не проявившие настоящих способностей, являются балластом и обязательно снижают уровень мотивации команды в целом. Более того, сознание принадлежности к команде экстракласса, лишенной балласта, заставит стрелков этим гордиться и повысит желание работать еще больше.

Одним из часто применяемых средств повышения мотивации во многих видах спорта является "мужской разговор" при закрытых дверях. Однако в стрелковом спорте это средство оказывается эффективным только в редких случаях, потому что стрелки не действуют единой группой подобно тому, как это имеет место в других, командных видах спорта. Стрелки являются индивидуалистами в высшем смысле этого слова и работают также индивидуально, поэтому здесь не действуют такие методы, как "мужской разговор", который зачастую начинают специально для того, чтобы появилась командная злость и увеличилась агрессивность команды. Когда стрелок зол или испытывает эмоциональное возбуждение какого-либо другого рода, он не может действовать с максимальной эффективностью. Практика показала, что, работая со стрелковой командой, гораздо эффективнее повышать мотивацию группы путем замечаний и реплик в адрес отдельных стрелков во время каждой тренировки. Полезно, например, сказать одному из стрелков: "Икс и игрек повысили за этот месяц свои результаты в стрельбе стоя на десять очков. Ты сможешь сделать то же самое в следующем месяце, если хорошо поработаешь". Это не приказ, а предложение, основанное на знании тренером своих стрелков и уверенности в их возможностях. Это только пример, но подобные методы уже много раз приносили успех. Можно указать еще один прием, как поставить всю команду перед необходимостью сравняться с одним из стрелков, сильно опередившим остальных. Если один из стрелков значительно повысил свои результаты в стрельбе лежа, скажите остальным (но каждому наедине), что они также могут улучшить стрельбу лежа. Если другой стрелок повысил результаты в стрельбе стоя-можно сделать то же самое. В частности, очень важно извлечь максимум пользы из достижений, родившихся в команде, так как результаты, показанные в родных стенах, не покажутся членам команды такими недоступными, 'как достижения других. Стрелки иногда с трудом верят, что могут соперничать с чемпионом мира, которого никогда не видели, но легко принимают вызов товарища по команды

На начальном и промежуточных этапах тренировочного цикла тренер должен уделять основное внимание степени подготовки, а не заключительным соревнованиям, которые нужно выигрывать. Когда команда начнет участвовать в соревнованиях, он должен постоянно напоминать ей о том, что это соревнования чисто тренировочные. Их назначение - приобретение соревновательного опыта. Цель в том, чтобы каждый стрелок хорошо подготовился. Победа на этом этапе не так уж важна. Такое поведение тренера позволит добиться пусть медленного, но непрерывного роста уровня подготовленности без больших спадов после каждого незначительного соревнования.

Однако ближе к концу тренировочного цикла тренер может начать говорить с командой о победе в соревновании, выбранном как соревнование года. Он может вполне искренне сказать, что верит в свою команду, что она сделает асе, на что способна, и может добавить, что, согласно его предположениям, команда в состоянии занять третье или, скажем, второе место, а может быть, и победит, если все будут в должной форме к началу соревнования. Если же тренер имеет дело с командой, у которой есть значительный победный опыт, то должен направить все помыслы команды на установление новых рекордов. Тренер дает им понять, не говоря прямо, что твердо надеется на их победу, для достижения которой они должны показать все, на что способны, и установить новый рекорд. Он внушает им, что они могут установить рекорд, если только захотят этого. Не упуская из виду техническую подготовку, он в то же время следит за тем, чтобы стрелки сберегли силы для новой, потенциально большей победы. Если команда готова к мотивации такого рода, то будет отлично работать. Бесполезно, однако, даже пробовать применять описанный выше прием в работе с молодой и неопытной командой, это приведет только к разочарованию и деморализации.

Другим широко распространенным способом воспитания мотивации команды является ее сплочение, то есть создание особого командного духа. Этот прием лучше всего действует в том случае, если команда представляет собой достаточно стабильный коллектив, а тренер талантлив настолько, чтобы привести команду к победе. по крайней мере со временем. Тренер в этом случае старается привить стрелкам сильное чувство коллективизма, для чего дает им возможность бывать вместе, хорошо узнать друг друга и действовать как единая группа. Хороший путь для этого-коллективные обеды всех членов команды после каждого соревнования, в частности на выезде. Еще лучше, если такой обед-это нечто вроде празднования победы. Такие мероприятия дают возможность расслабиться, избавиться от гнета соревнования, вместе обсудить все его перипетии и в складчину расплатиться за обед. Помимо сплочения группы такие мероприятия должны всех развеселить; на них должна быть шутливая, непринужденная обстановка. По личному опыту авторов самыми запомнившимися мероприятиями были обеды именно такого рода.

Тот же эффект даст полезное правило собираться всей командой на следующей, после каждого соревнования тренировке, чтобы вместе проанализировать выступление. Во время таких дискуссий выясняется масса полезного, приобретаются новые сведения; стрелки делятся друг с другом опытом, приобретенным на соревновании, и все это формулируется в виде определенных выводов, которые должны быть учтены в будущем. Кроме того, такие дискуссии создают чувство командного единства. А сильный командный дух, который родится на этих собраниях, помогает вселить энтузиазм и уверенность и заставляет стрелков делать ради интересов команды то, чего они не сделали бы в одиночку. Если у одного из стрелков дела пошли неважно, остальные обсудят это между собой и скажут ему: "Давай, Чарли, мы в тебя верим". И часто такая поддержка и есть именно то, чего не хватало Чарли.

И в заключение, для того чтобы усилить мотивацию и поднять командный дух, тренер всегда должен относить все почести и аплодисменты к команде, а не к себе. Даже если он прекрасно понимает, что сделал для команды все, то и в этом случае ему лучше всегда куда-нибудь потихоньку скрываться во время церемоний награждения, фотографирования и съемок, интервью и а любых других случаях, связанных с чествованием команды. Если из ее победы он извлекает для себя личную выгоду, то глубоко, обижает команду и, по сути, действует против своих же интересов, так как после этого не сможет успешно работать как тренер.

Существует, конечно, множество других способов усилить мотивацию команды. Здесь даны только основные приемы, которыми может пользоваться практически почти каждый. Большинством тренеров разрабатываются свои собственные способы, которые ими самими применяются успешно, но будут бесполезны для всех остальных. Вообще говоря, не имеет значения, каким конкретным способом пользоваться; важно, чтобы соблюдался основной принцип, правильность которого уже не раз подтверждалась сведущими психологами: студенты как члены группы или спортсмены как члены команды имеют тенденцию поступать так, как этого ожидает от них преподаватель или тренер. Преподавателю и тренеру не нужно говорить вслух, чего именно он от них ждет; об этом скажут его поступки, занимаемая позиция, интонация голоса. Если он боится, что они сделают что-нибудь неправильно, то обычно именно это и происходит. Бели он ожидает от них правильных действий и верит в них, они все сделают хорошо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: