Работа тренера с командой

Создание команды как армейской, так и университетской или клубной всегда включает в себя процессы набора, отбора, тренировки и, если нужно, воспитания у входящих в команду стрелков дисциплинированности. Тренер также должен быть способен и поддержать команду. Кроме того, его работа связана с установлением определенных личных взаимоотношений с каждым стрелком команды, правда, психологические аспекты этих взаимоотношений не являются основной темой этой главы, а будут рассмотрены в следующей. Здесь мы в первую очередь коснемся основных принципов, определяющих взаимоотношения тренера с командой в целом.

НАБОР

Правильный набор является делом чрезвычайной важности, поскольку достоинство команды в целом определяется тем, насколько хороши входящие в нее отдельные стрелки. Каждый тренер стремится заполучить в команду самых лучших стрелков, каких только может найти. Существуют четыре основных пути набора, подходящие для большинства команд: личные знакомства стрелков, уже вошедших в команду; приглашения, которые делаются не на основе личных знакомств, открытое приглашение всех желающих для пополнения команды; персональные приглашения с теми же целями. В армейских командах возможен и пятый способ-автоматическое зачисление в команду талантливых стрелков по направлению какого-либо административного центра, предназначенного для выявления способных спортсменов после выполнения ими обязательных стрелковых упражнений, входящих в программу подготовки призывников или в учебные программы офицерских школ.

Личные знакомства-один из самых эффективных, но и самых рискованных способов привлечения в команды новых стрелков, особенно если речь идет о знакомствах между молодыми стрелками. В команду стрелок может попасть просто на основе приятельских отношений, и тот, кто рекомендовал своего товарища, может сам разочароваться в стрельбе, если его приятель будет отчислен как неспособный. В этом способе таится, и опасность возникновения слишком тесных товарищеских отношений между отдельными членами команды, что может привести к образованию в команде специальных групп, к неприязни между этими группами и разобщенности команды в целом. Тем не менее, личные знакомства, безусловно, очень полезный способ набора стрелков, особенно если это знакомства между опытными стрелками среднего возраста, и любой тренер, конечно, хочет, чтобы каждый член его команды присматривал новых кандидатов.

К менее прямым способам набора новых стрелков относится использование разного рода публикаций, которые могли бы привлечь внимание потенциальных членов команды. Это и расклейка афиш, и объявления, и контакты с руководителями частных стрелковых классов, публикации в газетах, сообщение по радио я телевидению, которые могут быть посвящены определенным стрелковым соревнованиям или представлять собой очерки об отдельных членах команды, что всегда возбуждает интерес самых разных людей. В связи с этим любому тренеру полезно установить знакомства с издателями спортивных газет и журналов и журналистами, работающими в печати, на радио и телевидении. Тренеру нужно постараться вызвать у этих людей интерес к своей команде и ее выступлениям. Пригласить репортера на тренировки и, может быть, даже угостить его пивом не только вполне этичный, но и самый законный способ помочь репортеру собрать интересный материал. И пусть не обязательно на следующий же день в газете появится статья, но у репортера появится дополнительный источник потенциальной информации, а у тренера-потенциальная возможность публикации приглашения в команду. Так что и тренер и репортер от этого только выиграют.

Очень эффективным методом набора в высших школах, колледжах и ряде армейских подразделений является широко разрекламированное приглашение для всех желающих попытаться войти в состав команды. В кампусах (университетских городках) это часто сопровождается предоставлением университетом кредита для покупки винтовок и патронов через кафедру физического воспитания. Этот способ особенно эффективен в тех кампусах, где занятия в классах физической подготовки либо неудобны, либо нежелательны для студентов (причем зачастую на совершенно законных основаниях). Высшие учебные заведения и военные училища могут содействовать поездкам членов их команд на соревнования по льготным тарифам и обеспечивать стрелков оружием и патронами (или давать оружие напрокат); эти организации могут покупать призы для победителей, оплачивать изготовление медалей, различную переписку и т.д. Все это могут предоставить, конечно, и частные гражданские клубы. И все-таки самый эффективный способ набора-предоставление всем желающим возможности попытаться стать членами не обычной, а входящей в элиту стрелкового спорта команды. Каждый посчитал бы за честь войти в состав знаменитой команды, и обычно недостатка в желающих нет, а это может явиться прекрасным стимулом (мотивацией), который заставит стрелков, уже вошедших в команду, работать с полной отдачей, чтобы упрочить свои собственные позиции.

ОТБОР

Когда количество принятых новичков превысит максимальное число мест в команде, тренер должен начать процесс отбора наиболее перспективных для команды стрелков. В качестве одного из способов практического решения этого вопроса можно привести такой пример. Допустим, в команде десять постоянных участников основного состава и пять мест для кандидатов. Четыре лучших стрелка из этих десяти обычно постоянно входят в первую команду, а остальным всегда предоставляется возможность "выбить" стрелка из первой команды, для чего нужно, скажем, в течение шестидневного периода постараться доказать свое превосходство (по усредненным результатам).

Это создаст эффект мотивации для стрелков первой команды, которые ощутят давление снизу, и для остальных, которые станут стремиться войти в четверку лучших. Но на всех десятерых членов команды должно давить сознание, что каждый из них может быть выбит новичком, показавшим лучшие средние результаты. Нужно дать понять всем стрелкам, что это может произойти в любой момент, как только появится новичок и покажет результаты лучшие (например, в среднем за тридцать дней), чем у любого другого стрелка, - члена команды. Когда такой порядок; будет установлен, процесс отбора пойдет более или менее автоматически.

Однако, создавая новую команду или заполняя вакансии ради какой-то отдаленной цели, тренер зачастую вынужден производить отбор, руководствуясь не теми результатами, которые стрелки показывают в настоящий момент. Так бывает, когда он имеет дело с людьми, результаты которых сейчас явно неудовлетворительные из-за отсутствия или малого опыта стрельбы, но которые потенциально могут стать хорошими стрелками. По существу, этот процесс отсева, во время которого тренер должен выбрать из массы новичков с наивысшими потенциальными возможностями. Определяющими для набора в группу новичков являются их мотивация н соревновательный дух. Наблюдая за стрелком, тренер должен спросить себя: "Насколько сильно этот новичок хочет стать стрелком-чемпионом? Как много сил он хочет этому отдать?" Сам новичок не знает ответа на эти вопросы, тем не менее тренер должен быть способен правильно оценить мотивацию новичка. Если она сильна, на него нужно смотреть самым серьезным образом как на потенциального члена команды.

Затем нужно дать оценку и другим качествам. После мотивации и соревновательного духа два самых важных качества - это физические и интеллектуальные способности. Каждому ясно, что разные люди в различной степени наделены тем, что принято называть "атлетическими качествами", то есть общим состоянием здоровья. мышечной координацией и силой, запасом жизненных сил (выносливость). Правда, может случиться (и случается), что человек с худшими атлетическими качествами "обстреляет" человека с лучшими. Но возможностей все-таки больше у последнего, если считать, что оба обладают одинаковой мотивацией. Вообще говоря, человек с лучшей координацией и лучшим кинестетическим чувством будет расти как стрелок быстрее, чем человек с меньшими способностями в этих областях.

Однако человек с лучшими атлетическими качествами должен иметь еще и определенный интеллектуальный уровень. Чем больше у него врожденного интеллекта, тем лучше. Успешная стрельба, как мы уже не раз подчеркивали в этой книге, в основном зависит от способности человека ясно и логично мыслить и анализировать свои действия с предельной точностью и объективностью. Человек, считающий, что он во всем может добиться успеха, но не желающий видеть своих ошибок, не может обладать достаточными умственными способностями, чтобы стать даже сравнительно неплохим стрелком, ие говоря уже о том, что он никогда не станет стрелком-чемпионом. Настоящему стрелку всегда должно хватать умственных способностей ясно и без эмоций оценить самого себя, свои достоинства и недостатки. Более того, никакие физические и умственные способности ничего не стоят, если у человека нет сильного желания стать хорошим стрелком. Человек со средними способностями, но сильной мотивацией обычно становится гораздо лучшим спортсменом, чем наделенный природными атлетическими качествами, но без жажды успеха или лишенный желания отдать много сил длительным тренировкам, столь необходимым для успешного выступления на соревнованиях высшего уровня,

Тем не менее, уже не раз оказывалось, что команда только выигрывала, если в ее составе был спортсмен пусть не обладающий в должной мере желанием победить, но относящийся к совершенно определенному типу людей, которые приносят большую пользу команде. Это бодрый, веселый и симпатичный человек, обычно исключительно добросовестный и готовый сделать все для выполнения указаний тренера. Если он к тому же обладает хорошими атлетическими данными, то обычно начинает бессознательно играть в команде роль вожака стада ("барана с колокольчиком"), поневоле передавая другим свои полезные привычки, энтузиазм и способность выполнять тяжелую работу, необходимость которой диктует программа тренировок. Человек такого типа обладает, по-видимому, сильной потребностью все делать правильно, но ему недостает агрессивности, которая столь необходима для победы над соперниками в ответственных соревнованиях. На тренировках такой стрелок обычно имеет хорошие результаты-лучше, чем на соревнованиях,- и это заставляет других стараться добиться на тренировках высоких результатов, заставляет их работать с энтузиазмом. Присутствие такого стрелка в команде может явиться для нее ценным преимуществом.

При отборе стрелков тренер иногда поставлен перед необходимостью руководствоваться и другими соображениями; он должен подумать о психологической совместимости стрелка с другими членами команды и с самим тренером. О совместимости с тренером мы поговорим подробно несколько позже. Решая вопрос совместимости новичка с другими членами команды, нужно учитывать различные обстоятельства. Бели новичок обладает психологической совместимостью, то никаких проблем не возникает. Если он не совместим и к тому же не очень хороший стрелок, то, вероятнее всего, возбудит в команде только смуту и разногласия. Если не. совместим, но очень хороший стрелок, может быть, он поневоле сплотит остальных членов команды в усилиях перестрелять его на тренировках и в соревнованиях, что будет способствовать повышению их уровня и команды в целом. Но это не пример для здорового сплочения команды. Какую бы ценность ни представлял собой стрелок по уровню результатов, его следует удалить из команды, если он стал причиной разобщенности и ухудшения морального климата; насколько это возможно, нужно сделать это незаметно и тактично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: