Задание 2. Прочтите задачи 1 и 2. Оцените признаки истинной и патологической симуляции

Прочтите задачи 1 и 2. Оцените признаки истинной и патологической симуляции. Напишите текст постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Составьте перечень медицинских и других документов, необходимых для проведения экспертизы.

Задача 1. Обследуемый А., 20 лет, обвиняется в причинении 15 апреля 2011 г. умышленного тяжкого вреда здоровью гражданина Б. Со слов обследуемого, из материалов уголовного дела и данных медицинской документации известно следующее. Отец умер, когда обследуемому был один год. Его мать в течение многих лет работала фельдшером в психиатрической больнице, но в связи с соматическим заболеванием эпизодически употребляла наркотические вещества. Тетка по линии отца страдала психическим заболеванием. В возрасте 5 лет А. перенес тяжелую черепно-мозговую травму, в дошкольном возрасте — туберкулез легких. В школу поступил в возрасте 7 лет, учился посредственно. С детских лет обращал на себя внимание тем, что был раздражительным, вспыльчивым, часто уходил из дома, уезжал в соседние города, его возвращали сотрудники полиции.

В 1992 г. совершил кражу автомобиля, был осужден, а затем направлен в профессионально-техническое училище специального типа. Из характеристики, данной воспитателями училища, известно, что А. пропускал уроки, бродяжничал. Между тем было отмечено, что он способный, но очень слабохарактерный, легко попадает под чужое влияние. Дважды совершал побег из училища. После учебы в профессионально-техническом училище вместе с матерью А. поменял место жительства, переехал в Ставропольский край, где работал в колхозе.

Как видно из материалов уголовного дела, обследуемый помогал строить дом гражданину Б. В ночь совершения правонарушения А. спал в доме Б. Как видно из его показаний, А. пил водку, среди ночи выходил на улицу, затем вновь лег спать. Около 3 часов ночи А. набросился на спящего Б., схватил руками за шею и начал душить его. Тот сопротивлялся, просил отпустить его. Сказав: “Ну ладно, иди”, — А. отпустил Б., причинив ему телесные повреждения. Когда Б. побежал в сельсовет за участковым полицейским, А. шел за ним и просил его никому не рассказывать о случившемся. На следствии обследуемый по существу и последовательно отвечал на вопросы, ссылался на запамятование своих действий в момент правонарушения.

При обследовании установлено, что А. выше среднего роста, правильного телосложения, достаточного питания. Тоны сердца чистые, ритмичные. Артериальное давление 120/70 мм рт. ст. В легких выслушивалось везикулярное дыхание. При осмотре зева обнаружены большие рыхлые миндалины (хронический тонзиллит). Органы брюшной полости без особенностей. Зрачки равномерные, реакция на свет живая. Правая носогубная складка сглажена. Сухожильные и периостальные рефлексы оживлены, коленные слева несколько больше, чем справа.

Испытуемый А. правильно ориентирован в месте и времени. Знает цель направления его на экспертизу. Запас знаний и интеллект соответствуют уровню образования. Предъявляет жалобы на головные боли, плохой сон, апатию. Последовательно сообщает о себе анамнестические сведения. Фиксирует внимание на том, что у него сложились неприязненные отношения с семьей Б., что он был свидетелем того, как Б. похищал строительные материалы с колхозного склада, что однажды Б. пытался его застрелить и неоднократно угрожал убийством. Утверждает, что накануне правонарушения он находился в состоянии “апатии”. Перед глазами всплывали “черные и красные шары”. Ночью плохо спал, когда закрывал глаза, то видел “белые и черные шары”. Трижды выходил на улицу, казалось, что его преследуют, окружающее воспринималось, “как через туман”. Помнит, как бросился душить Б., что было дальше, якобы не знает, а придя в себя, увидел, что его руки сжимают шею Б. Отмечает, что в его жизни трижды были состояния, когда он в состоянии обиды и злобы “отключался” и пытался душить обидчиков.

В экспертном отделении обследуемый подвижен, приветлив, принимает участие в трудовых процессах, избирательно общается с окружающими. Периодически отмечался его громкий беспричинный смех, который был продолжительностью по 2–3 минуты. Иногда не отвечал на вопросы, затем сообщал, что он в это время видел “черные и красные шары”. Обследуемый писал письма, тексты последовательны. В письме матери А, сообщал, что “твои книги по психиатрии пошли мне на пользу”, и он “входил в реактив”, а теперь думает, что у него признают “манию преследования”.

Заключение. А. психической болезнью не страдает. В момент правонарушения обследуемый также не обнаруживал признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности. Об этом говорит наличие длительной конфликтной ситуации с семьей Б., адекватный речевой контакт, целенаправленность действий по сокрытию преступления, выразившаяся в стремлении уговорить пострадавшего, чтобы он не рассказывал о его поступке, и главное — отсутствие психотической симптоматики.

Поведение А. имеет признаки симуляции; вменяем. В данном случае симуляция, несмотря на легкое травматическое поражение головного мозга, является истинной, а не патологической симуляцией, так как не обнаруживает болезненной мотивации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Обследуемый Г., 40 лет, обвиняется в краже 20 декабря 2011 г. личного имущества.

При задержании он назвался вымышленной фамилией, родился в семье колхозников, наследственной патологии нет, развивался нормально. В 1988 г., проходя службу в Вооруженных силах, заболел сифилисом. Лечился в госпитале “уколами и вливаниями”. В 1989 г. женился, имеет 1 ребенка. С 1990 г. начал злоупотреблять алкоголем. В последнее время постоянного места жительства не имел. На экспертизу направлен в связи с неправильным поведением в изоляторе временного содержания после ареста.

При обследовании установлено, что Г. среднего роста, астенического телосложения. Границы сердца в пределах нормы, тоны приглушены. В легких везикулярное дыхание. Прощупывается край печени. Зрачки неравномерны: правый шире левого, реакция на свет отсутствует. Реакция на аккомодацию и конвергенцию сохранена. Сухожильные рефлексы живые, слева выше. Отмечается нарушение координации движений (атаксия). Симптом Ромберга положительный. Пальце-носовая проба положительная. Скороговорки не удаются.

При наблюдении за ним отмечены следующие эпизоды. Обследуемый стонет, ходит по палате низко согнувшись, так, что голова находится на уровне живота. Неожиданно набрасывается на соседа, толкает его с койки, таращит глаза, тяжело дышит Вызванный в кабинет врача, идет охая, озираясь по сторонам, держится за сердце. На вопрос, как его фамилия, отвечает: “Иванов”. “Как имя, отчество?” — “Петр... Петр, отчества не знаю”. — “Сколько лет?” — “Много лет”. — “Какой сейчас месяц?” — “Первый”. — “Что с вами?” — “Ох, тяжело, больной, больной!”. — “Что болит?” — “Сердце болит, голова болит, все болит”. На вопросы отвечает медленно, охает и вздыхает. Выйдя из кабинета, Г. идет быстро, весело, переговариваясь с санитаром. На вопрос санитара, почему он охал в кабинете и не отвечал на вопросы, засмеялся: “Симулировал, чтобы освободиться”. Увидев идущего по коридору врача, Г. сразу согнулся, низко опустил голову, застонал заохал и, еле передвигая ноги, пошел к своему спальному месту.

В течение нескольких дней Г. продолжал на задаваемые ему вопросы отвечать грубо с симулятивным оттенком. При этом настроение было у него благодушное, при разговоре почти все время улыбался. Однажды во время беседы с врачом увидел, как другой больной (страдающий шизофренией) свистит и скачет. Г. перестал разговаривать, опустил голову, надул щеки и стал также громко свистеть и скакать по полу. Так он вел себя в течение всего дня, а к вечеру был переведен в изолированную палату, где лег на живот и, стуча кулаками по полу, громко свистел. В дальнейшем поведение его было неустойчивым и неодинаковым: то он давал правильные ответы на поставленные вопросы, много рассказывал о себе, при этом обнаруживая сохранность знаний, то вдруг неожиданно начинал вести себя нелепо, изображая командира и делая вид, что он седлает лошадь и едет, то вновь отвечал на вопросы неправильно. Так, например, на вопрос, зачем он так себя ведет, отвечал: “Чтоб не судили”. На вопрос, не слышал ли он когда-нибудь голосов, отвечает: “Слышу, слышу... Дайте подумать”, и при этом приставляет палец ко лбу. “Что же мне говорили голоса? Что придумать бы? А? Говорили, сеть будто плоха и рыбу в этой сети нельзя ловить”. При этом обследуемый смеялся. При осмотре экспертной комиссией Г. волновался, становился в позу, говорил речь о всеобщем обучении и об уважении к старости.

При сомато-неврологическом и лабораторном обследовании установлен диагноз: “Нелеченный сифилис. Прогрессирующий паралич”.

Заключение. Г. страдает прогрессивным параличом, в связи с этим он невменяем. У испытуемого установлены признаки патологической симуляции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения

Приложение 1.

СХЕМА АКТА СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Акт судебно-психиатрической экспертизы является одним из источников доказательств по уголовному или гражданскому делу. Приведенные в нем данные должны быть максимально точными и сопровождаться указаниями, откуда они почерпнуты. Содержание акта должно быть понятно не только специалистам-психиатрам, но и судебно-следственным работникам.

Введение

Указываются время, место, вид проведенной экспертизы, фамилия, имя, отчество, год рождения обследуемого, его отношение к делу (обвиняемый, свидетель, истец), статья Уголовного кодекса, по которой он обвиняется, и коротко суть уголовного или гражданского дела, в рамках которого проводится экспертиза. Приводятся наименование органа и лица, которым назначена экспертиза, а также основания для ее назначения. Называются члены экспертной комиссии с указанием их должности, квалификации, ученой степени и звания (если оно есть). Перечисляются вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

Анамнестическая часть акта

Указываются источники полученной информации (сам обследуемый, материалы дела, конкретные медицинские документы). Затем в хронологическом порядке излагаются биографические сведения об обследуемом.

Вначале уточняется наследственность по линии отца и матери (были ли среди родственников больные психическими заболеваниями, сифилисом, туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией. Имелись ли в роду самоубийцы, лица со странностями в поведении и характере. Отец: возраст, профессия, его характер, имеет ли вредные привычки, болел или болеет, умер в каком возрасте и от чего. Мать, братья, сестры: дать такую же характеристику им.

Затем описывается, каким по счету родился обследуемый, состояние матери во время беременности, не было ли в это время инфекции или интоксикации, физических травм. Если да, то как она их переносила. Роды (нормальные, патологические, оперативные вмешательства и т.д.). Раннее развитие ребенка: родился нормальным ребенком или нет. Вес, рост при рождении, когда стал говорить и ходить. Развитие физическое и психическое. Перенесенные болезни в раннем детстве. Дошкольный возраст: физическое и психическое развитие до 3-х лет, какие были особенности в этом возрасте, игровая активность, сон, "трудный" был ребенок или нет. Если болел, то чем, какие были осложнения в возрасте до 3-х лет. Физическое и психическое развитие до 6 лет: особенности в поведении ребенка дома, вне дома, его активность, сон, аппетит, чем болел, как переносил прививки или болезни, имелись ли осложнения. Форма воспитания ребенка: как, кто воспитывал, или он был предоставлен себе. Школьный возраст. Когда пошел в школу, как справлялся со школьной программой с 1 по 4 классы, с 1 по 5 классы, с 9 по 11 класс. Состояние здоровья во время учебы в школе, формирование его характера, тип личности. Особенности характера: активность, способность к общественной деятельности, стремление к лидерству, или наоборот к уединению и замкнутости. Круг друзей, наклонности в школе и вне, занятия спортом, результаты.

Сравнить успеваемость и поведение с 1 по 4 классы, с 5 по 8, с 9 по 11 классы, если имеются, выяснить причину колебаний. В школьные годы имел ли вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков, мастурбации и др., как он их приобрел и как избавлялся от них. Чем болел в школьные годы, как отразилась болезнь на его здоровье, какие были последствия, как сложилась жизнь после школы: поступил ли в ВУЗ, если да, то какие были проблемы там, особенности характера в этом возрасте, чем болел в этом возрасте и какие последствия. Если служил в армии, подробную характеристику о службе: отслужил до конца или был комиссован досрочно по болезни и т.д.

Состояние физического и психического здоровья в годы службы. Имелись ли взыскания или поощрения, судимость. Трудовая деятельность, выбор профессии, соответствие профессии и его интересов, удовлетворенность работой, профессиональный рост, взаимоотношения на работе: с начальством и подчиненными, с коллегами. Смена места работы, причины, поощрения, взыскания по работе, причины, работоспособность, участие в общественной жизни коллектива. Семейный анамнез: женат или замужем; холост, если да, то причины; имелись ли конфликты в семейно-сексуальной жизни, если да, то как он разрешал их. Если разведен, выяснить причину. В хронологическом порядке надо описать коротко какие он перенес болезни вообще. Какие были осложнения; если были операции, наркоз, как он их переносил, если имеется лекарственная зависимость, то на какие лекарства. Не повлиял ли на него характер перенесенных физических болезней.

Если обследуемый страдает каким-либо психическим расстройством, то оно подробно описывается с указанием на первые проявления заболевания, его развитие, характер возможных обострений, сохранение или снижение работоспособности. При наличии медицинской документации указываются диагнозы, которые ставились обследуемому в различных лечебных учреждениях, приводятся сведения о госпитализациях в психиатрические больницы, проводимом лечении и его эффективности.

В этой же части акта экспертизы более подробно излагаются обстоятельства правонарушения, по поводу которого проводится экспертиза.

Следующая часть акта экспертизы посвящена изложению объективных данных, полученных при проведении экспертизы. Центральную ее часть занимает описание психического состояния обследуемого.

Психическое состояние

1. Внешний вид больного (одежда, мимика, жестикуляция, опрятен или нет, следит за собой или нет), какое производит впечатление ("запущенный" человек или ухоженный). Контакт с врачом и окружающими. В первую очередь надо выяснить ясность сознания: ориентируется ли во времени, в месте нахождения и в собственной личности, если имеют место формы нарушения сознания, то описать их подробно.

2. Нарушение восприятия (выяснить адекватными вопросами, как например, имеются ли "видения" или "голоса", а также различные иллюзии, сеностопатии, дереализации и деперсонализации).

3. Нарушения мышления надо выяснить в ходе беседы, характер мышления, качественные или количественные, как например, имеют ли место соскальзывание, разрывы в мышлении, нарушение логики, темп речи и т.д. Если имеются бредовые идеи, подробно выяснить их форму, направленность и давность. Кроме того, можно выявить и другие патологические идеи (сверхценные или навязчивые и т.д.).

4. Эмоциональные и двигательно-волевые расстройства (депрессия, эйфория, апатия, абулия, слабодушие, неадекватность эмоции, кататонические расстройства и др.). Перечисленные симптомы должны подтверждаться клиническим описанием их.

5. Выяснить нарушения памяти, внимания и интеллекта, а также поведенческие (личностные) расстройства. Этот раздел может быть объективизирован при отсутствии острого психотического состояния.

6. Критическая оценка больным своего состояния и ситуации в целом.

Его пожелания, планы на будущее и т.д. Это также возможно выяснить лишь в том случае, если больной не в остром психозе.

Затем описывается состояние нервной системы и внутренних органов и данные дополнительного исследования.

Неврологическое состояние

Краткое описание 12 пар черепно-мозговых нервов. Мышечный тонус.

Мышечную силу, активные и пассивные движения и объем движений. Состояние чувствительности, поверхностные и глубокие рефлексы со слизистых оболочек, сухожильные периостальные брюшные рефлексы. Статокинетические нарушения. Менингиальные знаки. Патологические рефлексы.

Симптомы вегетативной патологии.

Соматическое состояние

Тип телосложения, форма черепа, питание. Эндокринные знаки (эндокринопатии). Кожные покровы (пигментация, татуировки, рубцы на локтевых сгибах, следы суицидов и т.д.). Кратко по органам и системам отразить показатели физического здоровья (сердце – тоны сердца, пульс, АД, легкие и др.). Функциональное состояние почек и печени. Аппетит и сон.

Данные дополнительного обследования

1. Температура тела.

2. Общий анализ крови, мочи, биллирубин, сахар крови, мочи.

3. Рентгенография черепа.

4. Компьютерная томография головного мозга.

5. Электроэнцефалограмма.

6. Глазное дно и заключение окулиста.

7. Данные психологического обследования.

Заключительная часть акта

Включает выводы, состоящие из ответов на поставленные перед экспертами вопросы, и их обоснование. Если экспертизой установлено наличие у испытуемого того или иного психического расстройства, то вначале приводится его развернутый медицинский диагноз, который формулируется в соответствии с действующей международной классификацией психических расстройств, а при решении вопроса о вменяемости – также применительно к одному из признаков медицинского критерия (хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики). Затем дается судебнопсихиатрическая оценка в форме утверждения о наличии или отсутствии соответствующего юридического критерия. Оба вывода подробно аргументируются с помощью данных, приведенных в описательной части акта.

В случаях, когда экспертиза проводится в отношении лиц, совершивших правонарушение, обосновывается и применение рекомендуемых принудительных мер медицинского характера.

В случае признания подэкспертного вменяемым при наличии тех или иных психических расстройств, следует обосновать его способность осознавать фактическую опасность своих действий и (или) руководить ими.

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: