Судебная система

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

"1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституци­онным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими су­дами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех дру­гих подчиненных им судов. В 125 статье определен ста­тус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституцион­ность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои подсисте­мы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам су­дебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписа­ниями Конституции РФ, Закона о судебной системе, а также Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода:

1.что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлага­ется выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образова­ния, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерчес­кий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, не относятся к числу органов судебной власти, реализу­ющих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.

2., что суды в Российской Федерации подразделя­ются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российс­кой Федерации;

3., что всю совокупность федеральных судов следо­вало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них вхо­дит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судоввходит в суды общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ относятся прежде всего верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автоном­ных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмот­рение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они "осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) воен­ных судов, а также Военной коллегии — одного из основных подраз­делений Верховного Суда РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов об­щей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода пока что только обсужда­ется без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены а рбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ арбитраж­ные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, и автономных округов) и федеральные арбитраж­ные суды округов.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федераль­ными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Контрольные вопросы:

1.Раскройте содержание понятия «судебная власть».

2.Назовите конституционные признаки судебной власти.

3. Назовите полномочия судебной власти.

4. Что следует понимать под судебной системой?

5. Дайте определение правосудия. Чем оно отличается от других направлений правоохранительной деятельности?

6.В каких составах суда возможно разбирательство уголовных и гражданских дел по существу?

7.Назовите правовые акты, обеспечивающие осуществление права на судебную защиту.

Тема № 3. Конституционные суды РФ

1. Конституционный контроль, его понятие и истоки

2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации

3.Конституционные (уставные) суды

1. Конституционный контроль, его понятие и истоки

Конституционный контроль относится к одному из средств обес­печения верховенства конституционных предписаний, которое при­нято расценивать в качестве признака демократичности государства.

Основным назначением конституционного контроля в широком смыс­ле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противо­речащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться зако­ны, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфе­ре могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (на­лагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям.

Кое-где к конституционному контролю стали привлекать су­ды. Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть пра­во объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявле­ние закона таковым означало и означает в наши дни, что он не дол­жен применяться, в первую очередь судами. Другими словами, к контролю за соблюдением Конституции были "подключены" суды. Они стали дополнять то, что делалось либо должно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других стра­нах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.

Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного конт­роля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авторитету законо­дательных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем.

Естественно, в процессе внедрения осуще­ствляемого судами конституционного контроля было найдено нема­ло оригинальных решений, отражавших специфику соответствую­щих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом наполнении содержания поня­тия "конституционный контроль" и определении пределов компетен­ции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, име­нуемый Конституционным советом, а в Австрии, Италии и Герма­нии — на специально созданные конституционные суды. В большин­стве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной власти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.

Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и некото­рые другие: контроль за решениями различного рода государствен­ных органов; рассмотрение споров между субъектами федерации (в федеративных государствах) и между государственными органами о разграничении их компетенции; споров, связанных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбирательство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня.

Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране тоже не была простой. До 1918 г. вопрос даже не ставился, поскольку в России до этого года не было акта, называвшегося Конституцией и имевшего соответствующее юридическое, социальное и политическое значение.

Повышенный ин­терес к проблеме такого контроля возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать "разнобой и пестроту" в за­конодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предпи­сания создавала условия для придания единообразия формировав­шемуся в то время законодательству. Органом, на который была воз­ложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 г. Верховный Суд СССР.

В соответствии со ст. 43 действовавшей тогда Конституции СССР этот Суд наделялся такими полномочиями: дача руководящих разъ­яснений судам союзных республик; проверка законности и обосно­ванности судебных решений, принимаемых в союзных республиках; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц союзно­го уровня; разбирательство споров между союзными республиками; конституционный контроль (надзор).

С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно упала, а затем и вовсе "исчезла ". В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом какими бы то ни было судами.

Интерес к проблемам конституционного контроля появился вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей к тому, что многие называют правовым государством. 23 де­кабря 1989 г. состоялось принятие Закона "О конституционном над­зоре в СССР". В соответствии с ним был образован Комитет консти­туционного надзора СССР. С середины 1990 г. он начал свою работу и до момента ликвидации в декабре 1991 г. успел принять ряд важ­ных решений, содействовавших демократизации законодательства в соответствии с требованиями конституционных положений того времени,—

С ноября 1991 г. по октябрь 1993 г. в соответствии с действовавшим тогда законом он принял ряд решений, имевших большой обществен­ный резонанс.

7 октября 1993 г. активная деятельность этого Суда была прак­тически приостановлена. В Указе Президента РФ по данному воп­росу отмечался ряд обстоятельств, послуживших поводом для такого решения (в частности, тот факт, что "Конституционный Суд Россий­ской Федерации оказался в глубоком кризисном состоянии"). Обра­щалось также внимание на необходимость существенных изменений и дополнений действовавшего в то время Закона о Конституционном Суде РСФСР.

С учетом этого обстоятельства он Указом Президен­та РФ от 24 декабря 1993 г. признан недействующим. Началась раз­работка проекта нового закона, который к весне 1994 г.был готов и представлен на рассмотрение Федерального Собрания. Его подписа­ние Президентом РФ состоялось 21 июля 1994 г., т.е. чуть более трех лет спустя после принятия первого закона о Конституционном Суде.

Вскоре после принятия этого закона начался процесс назначе­ния Советом Федерации недостающих судей (чтобы Конституцион­ный Суд РФ по новому закону мог начать свою работу, требовалось иметь полный его состав — 19 судей, предусмотренных Конститу­цией РФ). Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Со­вет Федерации отклонил многих представленных ему кандидатов. Завершился он только в феврале 1995 г. После этого Суд получил возможность возобновить свои заседания и заняться непосредственно выполнением своих ответственных функций.

2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации

В соответствии со Статьей 3. Федерального Конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» от 24 июня 1994 года Конституционный Суд Российской Федерации:

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или в заседаниях палаты Конституционного Суда Российской Федерации, в состав которой он входит.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации возможно только по основаниям, перечисленным в ст. 18 ФЗ «О Конституционном Суде».

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

В соответствии со ст. 20 Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

(в ред. Федерального конституционного закона от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

4. Конституционные (уставные) суды

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современ­ного государственного устройства России является признание пра­ва входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов Федерации — уставы и законодательство (ч. 2 ст. 5).

Деятельность федеральных судов не охва­тывает в достаточной мере полно довольно важный массив норма­тивных правовых актов — законодательство и иные нормативные правовые акты, которые издаются в субъектах Федерации в ходе ре­ализации их исключительных полномочий, т.е. по вопросам государ­ственной и общественной жизни, в отношении которых им предос­тавлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции РФ).

Такой пробел в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы и должны устранять конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Идея их учреждения начала возникать вскоре после того, как в конце 80-х — начале 90-х гг. обозначился процесс поиска эффек­тивных форм конституционного контроля.

31 декабря 1996 г. состоялось подписа­ние Президентом РФ Закона о судебной системе.

В ч. 2 ст. 4 этого Закона отмечено, что составной частью судебных систем субъектов Российской Федерации могут быть консти­туционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Более конкретно об этих судах сказано в ст. 27 Закона. В ч. 1 этой статьи обозначены их полномочия. К ним отнесено рассмотре­ние вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта Феде­рации:

• принятых в нем законов;

• нормативных правовых актов его органов государственной власти;

• нормативных правовых актов органов местного самоуправ­ления;

• а также вопросов толкования конституции (устава).

Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен опреде­ляться законами субъектов Федерации. Финансирование этих судов возложено также на субъекты Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в преде­лах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено ника­ким другим судом (ч. 4 ст. 27 Закона). Этим подчеркивается автоном­ность таких судов от всех других судов, в том числе Конституцион­ного Суда РФ.

Контрольные вопросы:

1.Определите понятие конституционного контроля.

2.Назовите основные направления конституционного контроля

3.Охарактеризуйие юридическое значение постановлений, заключений и определений Конституционного Суда РФ.

Тема 4. Арбитражные суды РФ

1. Арбитражные суды, полномочия, основы организации, система

2. Высший Арбитражного Суда Российской Федерации

3. Федеральный арбитражный суд округа

4. Арбитражный апелляционный суд

5. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

1. Арбитражные суды, полномочия, основы организации, система

Арбитражные суды в своей совокупности образуют самостоя­тельную и независимую подсистему судов, организационно входя­щую в состав единой судебной системы Российской Федерации. Они являются федеральными судами и полномочны осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел арбитражным судам в общем виде опре­делена в Конституции Российской Федерации, Законе об арбитраж­ных судах и конкретизируется в Арбитражном процессуальном ко­дексе Российской Федерации. Согласно их положениям арбитраж­ным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, когда участниками такого спора (истцом и ответчиком) являются юридические лица, индивидуаль­ные предприниматели, а в отдельных случаях, определенных зако­ном, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образо­вания, государственные органы, иные организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Основные задачи арбитражных судов:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных ин­тересов граждан, организаций, государства в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности;

— укрепление законности и предупреждение правонаруше­ний в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

Действуя по решению этих задач, арбитражные суды выполняют судебные функции по подведомственным им делам, в целом сход­ные, аналогичные функциям, возлагаемым на суды общей юрис­дикции. К числу таких функций относятся:

—осуществление правосудия;

—изучение и обобщение судебной практики;

—ведение и анализ судебной статистики;

— разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);

— обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке закона или иного соответствующего норма­тивного акта, примененного или подлежащего применению в рас­сматриваемом арбитражным судом деле;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов (по вопросам их ведения);

— иные функции в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Система арбитражных судов централизованна, ее возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики.

Кроме того, систему этих судов составляют еще три судебных звена:

—федеральные арбитражные суды округов, которые в законе так­же именуютсяарбитражными кассационными судами. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 таких су­дов.

Основным полномочием этих судов является проверка в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;

—арбитражные апелляционные суды. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. Террито­риальная юрисдикция каждого из них распространяется на один или несколько находящихся на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов Российской Федера­ции. Наименование этих судов дано в Законе об арбитражных судах с использованием имен числительных: Первый апелляционный арбитражный суд, Второй апелляционный арбитражный суд и т.д. Основным полномочием этих судов является проверка в апелляци­онной инстанции законности и обоснованности решений арбитраж­ных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пер­вой инстанции, не вступивших в законную силу;

—арбитражные суды субъектов Российской Федерации, т.е. ар­битражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. Согласно Закону об арбитражных судах один суд такого уровня может осуществлять судебную власть на территории одно­го или нескольких субъектов Российской Федерации(например, территориальной юрисдикцией Арбитражного суда Красноярско­го края является территория не только собственно этого края, но и Эвенкийского автономного округа).

Основное полномочие арбит­ражных судов этого уровня — рассмотрение по первой инстанции большинства из всех категорий дел, подведомственных арбитраж­ным судам России (отдельные категории дел по первой инстанции полномочен рассматривать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации).

2.Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Закона об арбитражных судах он рассматривает:

• в первой инстанции:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента

и Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

— дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента, Совета Федерации и Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, фе­дерального Правительства, не соответствующих закону и нарушаю­щих права и законные интересы организаций и граждан;

— экономические споры между Российской Федерацией и ее субъек­тами, между субъектами РФ;

в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты

Обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности:

- указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации зако­нов, иных нормативных актов и договоров;

• закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассмат­риваемом им в любой инстанции

Изучает и обобщает практику применения арбитражными судами зако­нов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбит­ражных судах

Осуществляет меры:

• по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техни­ческому и иным видам обеспечения;

• по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в России и взаимоотношений между ними ВАС РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов

Решает:

• (в пределах своей компетенции) вопросы, вытекающие из междуна­родных договоров Российской Федерации;

• вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитраж­ных судов

Разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения

Полномочия федерального арбитражного суда округа

В соответствии со ст. 26 Закона об арбитражных судах он проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным нижестоящими арбитражными судами. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Изучает и обобщает судебную практику

Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов

Полномочия арбитражного апелляционного суда

В соответствии со ст. ЗЗ3 Закона об арбитражных судах он проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты

Обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции

Изучает и обобщает судебную практику.

Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Анализирует судебную статистику

3. Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В соответствии со ст. 36 Закона об арбитражных судах он рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ;

Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им. Изучает и обобщает судебную практику. Анализирует судебную статистику. Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Контрольные вопросы:

1. Какие суды составляют систему арбитражных судов? В какой сфере они осуществляют правосудие?

2. Какие дела подведомственны арбитражным судам?

3. В чем сходство и отличие судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов?

Тема 5. Суды общей юрисдикции

1. Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции

2.Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

3. Верховный суд Российской Федерации

4.Военные суды

5. Суды субъектов Российской Федерации- мировые судьи

1.Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции

В подсистеме судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено, прежде всего, ши­рокой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

На долю судов основного звена при­ходится подавляющее большинство гражданских, уголовных и все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, ряда других действий органов предварительного расследования и др.

Организация судов общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данно­го района.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют верховные суды республик, краевые, областные суды, город­ские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.

История нашего государства показала настоятельную необхо­димость в судебных органах даже в самые сложные периоды его су­ществования. Еще в октябре-ноябре 1917 г. народ стихийно сам начал создавать судебные органы, поскольку старые суды не дей­ствовали. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц и просто нескольких домов. Именно они и явились прообразом основного звена современной су­дебной системы — районных судов.

Законодательное закрепление судебная система послеоктябрь­ского периода, как известно, впервые получила в Декрете о суде № 1, в ст. 2 которого говорилось о создании местных судов. Мест­ные суды действовали в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Постоянные местные судьи должны были из­бираться на основании прямых демократических выборов, а до на­значения выборов — местными С о ветами. Список очередных засе­дателей и порядок их явки в судебное заседание определялись так­же местными Советами.

Декрет о суде № 1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным делам ими могло быть назначено наказание не более двух лет лишения свободы, а гражданские дела принимались к производству только по искам на сумму до 3000 руб.

Положением о народном суде РСФСР, принятым 30 ноября 1918 г., учреждался единый народный суд, который действовал на тер­ритории района в составе: одного народного судьи; народного судьи с двумя народными заседателями; народного судьи с шестью народ­ными заседателями. Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела, за исключением дел, подсудных револю­ционным трибуналам.

Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. внесло лишь некоторые уточнения в организацию и деятельность народных су­дов (изменился порядок выборов, упорядочен отзыв судей и проч.).

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. окончательно ус­тановило судебную систему Российской Федерации(народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР), в которой народный суд стал основным звеном. Дела в нем рассматривались судьей и двумя народными заседателями.

Дальнейшее изменение судебной системы, связанное с образо­ванием Союза ССР, практически не повлияло на организацию и со­держание деятельности народных судов. Они по-прежнему остава­лись основным звеном судебной системы, рассматривая подавляю­щее большинство уголовных и гражданских дел.

Активные попытки совершенствования народных судов нача­лись в конце 80-х гг.: по Закону СССР "Об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) СССР" от 1 декабря 1988 г. народ­ные судьи стали избираться не населением, а Советами на десять лет (до этого их полномочия длились пять лет); изменился и срок пол­номочий народных заседателей — его увеличили с трех до пяти лет.

Существенные изменения требований, предъявляемых к кандида­там в судьи, порядка наделения их судейскими полномочиями, дру­гих предписаний, касающихся правового положения судей, произош­ли в связи с принятием Закона о статусе судей и некоторых других актов.

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и административных дел по первой ин­станции, т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

На районный суд возложены и некоторые дру­гие полномочия. В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам) своих собственных решений по гражданским делам, а по Закону о судебной системе должен начать осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия Закона о мировых судьях.

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников, участии в незаконных вооруженных формированиях, о посягатель­ствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.

Кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено на­казание, не превышающее 3 лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей.

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы "попутно"- раз­бирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продление их сроков, прекращение органами расследования и прокурорами уго­ловных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел.

Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых районными судами, составляют гражданские дела.

Это: - дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

— дела, возникающие из административно-правовых отношений;

— дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являют­ся дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обыч­но попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора явля­ется гражданин (при условии, что по установленным в законе при­знакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного орга­на).

Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имуществен­ного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действи­ями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе и т.д.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Решаются в районном суде также дела, возни­кающими из административно-правовых отношений, например, человек не согла­сен с наложенным на него милицией штрафом или возражает про­тив взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным.

Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает многочисленные материалы об административных пра­вонарушениях. Такие материалы судьи рассматривают единолично.

Они также рассматривают вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобожде­нии от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.).

В районном суде гражданские или уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе су­дьи-профессионала (председательствующего в. данном судебном про­цессе) и двух народных заседателей. Народные заседатели в этом случае пользуются всеми правами судьи.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в стро­го установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый су­дья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) ус­танавливаются стенды с образцами различных судебных документов.

В целях улучшения деятельности судов проводятся регулярные обобщения судебной п р а к т и к и.

В районном суде ведется статистическая отчетность.

В народном суде ведется справочная работа по законодательству и судебной практике.

Важный участок работы в каждом районном суде — дело­производство. Ближайшим помощником председателя (районного судьи) является администратор суда. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 ян­варя 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Они ведут учет законодательства, которым должен располагать суд, обеспечи­вают качественное ведение судебной статистики, обобщают судеб­ную практику и т.п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распре­деление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной докумен­тации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебны­ми органами, правоохранительными и иными государственными уч­реждениями, общественными организациями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят мате­риалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформ­ляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, приглашает очередных народных заседателей к исполнению судебных обязанностей, вызывает участников судебного разбира­тельства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначен­ных к слушанию.

2.Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредст­венно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасностичеловечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях,а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанциигражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законнос­ти и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное зна­чение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незакон­ных и необоснованных решений, приговоров, определений и поста­новлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способство­вать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и прирав­ненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснован­ность приговоров и других решений районных судов, а также кас­сационных определений, которые вступили в законную силу.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обо­снованность вступивших в законную силу приговоров и иных судеб­ных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам ниже­стоящих судов.

Предшественниками современных судов второго звена стали созданные Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. губернские суды. Являясь судебным центром губернии, губернский суд стал кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными су­дами, и судом первой инстанции по делам о тяжких преступлениях и по некоторым гражданским делам.

В 1922 г. прекратили свою деятельность революционные три­буналы. Дела о преступлениях, ранее рассматривавшихся ими, в основном были переданы в подсудность губернских судов. Члены губернского суда избирались на один год губернским исполнительным комитетом и утверждались Народным комиссариатом юстиции РСФСР. Вышестоящим судом для губерн­ских судов стал Верховный Суд РСФСР.

Конституция СССР 1936 г., а затем и Закон о судоустройстве СССР 1938 г. предусмотрели единообразную структуру судебной системы на территории всей страны.

Верховный суд автономной республики стал высшим судебным органом данной республики. Избирался он Верховным Советом соответствующей республики сро­ком на пять лет и состоял из председателя суда, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей. Основными его структурными подразделениями были: судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, которые рассматривали гражданские и уголовные дела по первой инстанции ивкассационном порядке.

Законом РФ от 16 июля 1993 г. в России введен суд присяжных. В этом законодательном акте реше­ны практически все вопросы, связанные с разбирательством уголов­ных дел с участием присяжных заседателей, некоторые суды сред­него звена получили возможность осуществлять правосудие по прин­ципиально новым правилам судопроизводства.

Статьи 30 и 42 Закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена состоят из председателя, заместителей пред­седателя, председателей судебных коллегий, членов суда и народ­ных заседателей. Они действуют в составе:

• президиума суда;

• судебной коллегии по гражданским делам

• судебной коллегии по уголовным делам.

Кроме того, в их состав входят аппараты судов, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.

При рассмотрении дела по первой инстанции судебная колле­гия действует, как правило, в составе председательствующего (его роль могут исполнять председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей.

При рассмотрении дела в аппеляционном порядке судебная кол­легия суда среднего звена действует в составе председательствую­щего и двух членов суда.

Президиум суда среднего звена состоит из председателя дан­ного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицирован­ных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзо­ра по протестам прокурора республики, края, области, города или округа, а равно председателя суда этого уровня. Протест в прези­диум могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

3. Верховный суд Российской Федерации

"Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ,— является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных феде­ральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Другими словами, данный суд призван выполнять три основные социальные функции, реализация которых опре­деляет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти:

— выполнение задач, которые возлагаются на него как на выс­ший судебный орган по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

— осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов;

— дача разъяснений по вопросам судебной практики.

До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, на­зывавшимся Правительствующим Сенатом.

В период гражданской войны и иностранной военной интервен­ции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: Революционный военный трибу­нал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный во­енно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Эти органы возглавляли системы соответствующих три­буналов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г. создано не было.

Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР.

В его ком­петенцию входило осуществление надзора за судебной деятельнос­ тью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Цен­тральным Исполнительным Комитетом.

Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верхов­ном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Верховному Суду РФ принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных фе­деральным законом — также в качестве суда первой инстанции.

Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ зани­мает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстан­ции. Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять, из нижестоящих судов уголовное и гражданское дело и рассмотреть его по первой инстанции самостоятельно. Такое решение Верховного Суда закон связывает с особой сложностью дела или его особым общественным значением.

Кроме дел, принятых к рассмотрению Верховным Судом по собственной инициативе, ему подсудны и дела, принятые к производству по инициативе Генераль­ного прокурора РФ или его заместителей, а также некоторые дела, подведомственные военным судам. Он так­же должен рассматривать по первой инстанции дела, по которым к уголовной ответственности привлекаются судьи, при условии, что они настаивают на том, чтобы их судил Верховный Суд РФ.

Верховным Судом РФ рассматривает следующие гражданские дела по первой инстанции:

— об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Фе­дерального Собрания, Правительства РФ;

— об оспаривании нормативных актов федеральных минис­терств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

— об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

— о приостановлении и прекращении деятельности общероссий­ских, и международных общественных объединений;

— об оспаривании решений и действий (бездействия) Централь­ной избирательной комиссии РФ по подготовке и проведению рефе­рендума Российской Федерации, выборов Президента РФ и депута­тов Федерального Собрания (за исключением решений, принимае­мых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий);

— по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, а также между орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение дел по первой инстанции в Верховном Суде РФ производится по общим правилам гражданского и уголовного судо­производства. Постановленные при этом приговоры и решения всту­пают в законную силу немедленно после их вынесения.

Верховный Суд РФ, являясь кассационной инстанцией для гражданских и военных судов среднего звена, рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров на не вступив­шие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, городских судов Мос­квы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов. Он также является кассационной инстанцией, проверяющей законность и обо­снованность приговоров и иных решений, постановляемых судебными коллегиями самого Верховного Суда РФ.

Возглавляя систему гражданских и военных судов общей юрис­дикции, Верховный Суд РФ является высшей надзорной инстанци­ей. В надзорном порядке он рассматриваетдела по протестам в по­рядке судебного надзора на вступившие в законную силу пригово­ры, решения, определения и постановления.

Еще одним важным полномочием Верховного Суда РФ является рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Такая проверка допускается, как правило, тогда, когда обнаруживаются новые, неизвестные при предшествующем разбирательстве дела обстоятельства, из которых вытекает незаконность и необоснован­ность данного решения.

Рассматривая дела в кассационном порядке, порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, Верховный Суд РФ путем отмены или изменения попавших в его поле зрения судебных решений способствует устранению допущенных в них ошибок, обе­спечивает тем самым единообразие судебной практики, неуклонное соблюдение требований законности не только судами, но и другими государственными органами, охраняет права и законные интересы граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собра­ния по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профес­сиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей — 5 лет.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо­ты по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впер­вые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Основные подразделения Верховного Суда РФ:

• Пленум;

• Президиум;

• Кассационная коллегия;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Военная коллегия.

4. Военные суды

Современных российских военных суды входят в подсистему судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, в со­ответствии со ст. 1 Закона о безопасности, военные суды призваны участвовать в охране личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей, а также государства — его кон­ституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образу­ются и функционируют в специфических условиях войск органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Важно подчеркнуть и то, что по закону военные суды, как и гражданские, самостоятельны и никому не подотчетны. Об этом сказано в ч. 2—4 ст. 5 Закона о военных судах:

"2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответствен­ность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституци­ей Российской Федерации, федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами, не могут быть отменены или сни­жены в отношении судей военных судов".

Впервые по Военно-судебному ус­таву 1867 г. в российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Глав­ный военный суд. Они были поставлены в жесткую зависимость от военного командования: полковые судьи назначались командирами полков или воинскими начальниками, приравненными к ним, судьи военно-окружных судов — командующими военными округами, а судьи Главного военного суда — императором по представлению военного министра.

Приказ Народного комиссариата по военным делам РСФСР "О фронтовых полковых (отрядных) местных судах (положение)" от 23 июля 1918 г. предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, "по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше пяти лет лишения свободы".

Дела о более опасных преступ­лениях должны были передаваться в территориальные революци­онные трибуналы.

В нояб­ре 1919 г. ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах. Этот документ подтвердил их "ничем не ограниченное право в определении меры репрессии" и по­ставил в более жесткую зависимость от командования, политорганов и военной контрразведки.

В принципе с такими полномочиями революционные военные трибуналы существовали все годы гражданской войны и военной интервенции. По мере ослабления военной напряженности и после неоднократных корректировок законодательства эти суды утрачи­вали облик чрезвычайных органов. В ходе реформы 1922—1924 гг. они перестали именоваться революционными и вошли в состав еди­ной судебной системы РСФСР.

По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. в Верховном Суде РСФСР была образована Военная коллегия, которая и осуще­ствляла непосредственно надзор за судебной деятельностью военных трибуналов.

25 декабря 1958 г. состоялось приня­тие нового Положения о военных трибуналах, которое почти полно­стью исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и однознач­но предусмотрело, что они должны при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.

Этот акт в 1980 г. подвергся лишь некоторым уточнениям, не носившим принципиального характера, и в значительной мере действовал до июня 1999 г.

В 1992 г. Президиум Верховного Сове­та РФ своим Постановлением "О военно- судебных органах, дисло­цированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию, бывшую до этого частью Верховного Суда СССР, в состав Верховного Суда РФ, а вместе с этим соответственно пере­подчинил все военные трибуналы, расположенные на территории Российской Федерации и в группах войск.

Значительной вехой в истории российских судов стало приня­тие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О во­енных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положе­ние о военных трибуналах 1980 г.

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

- к военнослужащим,

- к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах определяет каки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: