Требования, предъявляемые к судьям

Судья — государственное должностное лицо, уполномоченное в соответствии с законом осуществлять правосудие на профессио­нальной основе.

Судьей в нашей стране может быть физическое лицо, имеющее:

- гражданство Российской Федерации;

- высшее юридическое образование;

- определенный возраст (в зависимости от вида суда);

- стаж работы по юридической специальности (в зависимости от вида суда);

- не имеющее заболеваний, препятствующих назначению на долж­ность судьи;

- обязанное: сдать квалификационный экзамен;

- получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Кроме того, Закон о Конституционном Суде Российской Феде­рации, Закон о военных судах, Закон о мировых судьях устанавли­вают ряд других и дополнительных требований к кандидату на должность судьи соответствующего суда, а законом субъекта Феде­рации могут быть установлены дополнительные требования к кан­дидату на должность мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда данного субъекта Федерации.

Судья, впервые назначенный (избранный) на должность, при­носит в торжественной обстановке присягу следующего содержа­ния:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

В зависимости от видов действующих в Российской Федерации судов судейский состав классифицируется на судей федеральных судов и судей субъектов Российской Федерации.

Федеральные судьи:

— судьи Конституционного Суда Российской Федерации;

— судьи федеральных судов общей юрисдикции — Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, во­енных и специализированных судов;

— судьи арбитражных судов — Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Судьями субъектов Российской Федерации являются:

—судьи конституционных (уставных) судов субъектов Россий­ской Федерации;

— мировые судьи, являющиеся при этом и судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в судах предусматриваются следующие виды судей­ских должностей: председатель суда, первый заместитель председа­теля суда, заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии, председатель судебного состава, судья-секретарь прези­диума суда, судья.

Законом о статусе судей закреплено, что все судьи в Российской Федерации, в каком бы суде, в какой бы должности они ни рабо­тали, обладают единым статусом.

Правовой статус судьи означает обусловленную профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявляемых к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уго­ловной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанно­стей. Составляющие правовой статус судьи элементы закреплены в законах о Конституционном Суде Российской Федерации, о стату­се судей, о военных судах, о мировых судьях, об арбитражных судах и в ряде других правовых актов.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Наряду с обозначением единого статуса судей закон устанав­ливает особенности правового положения некоторых категорий судей: в зависимости от вида суда — судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей военных судов, мировых судей; в зависимости от занимаемой должности в суде. Так, например, статья 62 Закона о статусе судей определяет председателям и за­местителям председателей судов дополнительно к единому стату­су судей полномочия по организации работы суда.

2.Требования, предъявляемые к присяжным и арбитражным заседателям:

Присяжным заседателем может быть лицо, имеющее гражданство Россий­ской Федерации; включенное в списки кандида­тов в присяжные заседатели, составленные на основе списков избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а также достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; дееспособное; не имеющее судимости и не состоящее на учете в нарко- или психоневрологическом диспансере в связи с лечением.

Основные этапы составления общего и запасного списков кандидатов присяжные заседатели.

1.В соответствии со статьями 4—8 Закона о присяжных заседателях Председатель областного суда не позднее чем за три месяца до исте­чения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыду­щего списка (либо в случае изменения и дополнения) вносит главе областной администрации представление о необходимом для работы суда числе присяжных заседателей.

2. Областная администрация, исходя из существующей пропорции числа жителей каждого района и города области, устанавливает число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседате­лей от соответствующего района или города, о чем сообщает главам районных и городских администраций

3. Районная (городская) администрация или иной исполнительно-распорядительный орган муниципального образования:

• составляет список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей (согласно Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы») путем случайной выборки из числа граждан, постоянно проживающих в соответствующем районе (городе) области. При этом из числа отобранных граждан исключают­ся лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответ­ствии с частью 2 ст. 3 Закона о присяжных заседателях;

• извещает население соответствующего района (города), уведомляет граждан, включенных в этот список, о составлении списка кандида­тов в присяжные заседатели и в течение двух недель после этого предоставляет им возможность ознакомления со списком, рассматри­вает поступающие письменные заявления об исключении из списка, его уточнении;

• уточненный список кандидатов в присяжные заседатели, подписан­ный главой районной (городской) администрации, представляется в областную администрацию

4. Областная администрация:

• составляет на основании поступивших от районных и городских администраций списков кандидатов в присяжные заседатели общий список кандидатов в присяжные заседатели области, который подпи­сывается главой областной администрации и скрепляется печатью;

• публикует общий список в средствах массовой информации соответ­ствующих районов и городов для сведения населения;

• не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыдущего списка направляет новый общий список кандидатов в присяжные заседатели в областной суд.

В соответствии со статьями 4, 10 Закона о присяжных заседателях Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд сообщает об этом областной администрации

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобран­ные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели ввиду исключительных обстоятельств, указанных в статьях 3 и 7 Закона о присяжных заседателях, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании

ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Согласно Федеральному закону от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского"сообщества в Российской Федерации» су­дейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

— Всероссийский съезд судей;

— конференции судей субъектов РФ;

— Совет судей РФ;

— советы судей субъектов РФ;

— общие собрания судей судов;

— Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

— квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется ак­тами (регламентами, положениями), принимаемыми этими орга­нами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспече­нии судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выпол­нения судьями требований, предъявляемых кодексом судей­ской этики.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются чле­нами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи,

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества.

Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, отно­сящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных колле­гий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом при­нято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей судов об­щей юрисдикции уровня субъектов Федерации, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных во­енных судов, действующих на территориях соответствующих субъ­ектов РФ.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полно­мочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей прини­маются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Конференции судей созываются советом судей соответствующе­го субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Совет судей РФ формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ и избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей РФ и его заместителей.

Совет судей РФ является выборным органом судейского сообще­ства, подотчетным только съезду.

за исключением случая прекращения полно­мочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлеж­ность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообще­ства.

Совет судей РФ созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. •

Рабочим органом Совета судей РФ является Президиум Совета судей РФ, который создается для оперативного коллегиального ре­шения вопросов, определяемых регламентом Совета судей РФ.

Заседания Президиума Совета судей РФ проводятся по мере не­обходимости, но не реже четырех раз в год.

Председатель Совета судей РФ созывает Совет судей РФ, Прези­диум Совета судей РФ и руководит их работой в соответствии с ре­гламентом Совета судей РФ.

Совет судей РФ:

1) созывает Всероссийский съезд судей;

2) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамен­та при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении су­дебной деятельности;

3) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами;

4) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов су­дейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совер­шенствованию их деятельности;

5) определяет порядок участия судей гарнизонных военных су­дов, действующих за пределами РФ, в работе органов судей­ского сообщества субъектов РФ;

6) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

Советы судей субъектов РФ избираются конференциями судей. Советы судей субъектов РФ:

1) рассматривают в период между конференциями судей все во­просы, отнесенные к компетенции конференций судей, за ис­ключением избрания квалификационных коллегий судей субъ­ектов РФ и заслушивания их отчетов;

2) созывают конференции судей;

3) избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей об­щественности, представителей Президента РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в ко­личестве 29 членов коллегии.

Высщая квалификационная коллегия судей РФ:

— рассматривает заявления кандидатов на должности Председа­теля Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей, председателей, заместителей пред­седателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ (ВС РФ), Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов окру­гов, арбитражных апелляционных судов, военных судов и пред­ставляет свои заключения;

— рассматривает представления Председателя ВС РФ об утверж­дении судей ВС РФ членами Президиума ВС РФ, члена­ми Кассационной коллегии ВС РФ, а также об утверждении председателя Кассационной коллегии ВС РФ, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, иных коллегий и их заместителей и представляет Председателю ВС РФ свои заклю­чения;

— проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении су­дьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым ко­дексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

— приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а так­же приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной

коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалифика­ционных коллегий судей субъектов РФ и их заместителей;

— осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исклю­чением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов;

— дает заключения о возможности привлечения судей, пребываю­щих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных ар­битражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов;

— присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

— налагает дисциплинарные взыскания на председателей, за­местителей председателей федеральных судов (за исключени­ем районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председате­лей советов судей и квалификационных коллегий судей субъ­ектов РФ за совершение ими дисциплинарного проступка;

— утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

— рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалифи­кационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозмож­ности их разрешения этими коллегиями;

— рассматривает жалобы на решения квалификационных кол­легий судей субъектов РФ;

— принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные федераль­ными конституционными законами и федеральными зако­нами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

— рассматривают заявления лиц, претендующих на соответству­ющую должность судьи, и дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой реко­мендации;

— рассматривают представления председателей судов общей юрисдикции уровня субъекта федерации об утверждении су­дей этих судов членами президиумов, председателями судеб­ных коллегий указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;

— проводят проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствую­щем требованиям, предъявляемым кодексом судейской эти­ки, и подрывающем авторитет судебной власти, если заклю­чение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

— утверждают состав экзаменационных комиссий по приему ква­лификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

— организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные долж­ности судей;

— приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномо­чия (за исключением прекращения полномочий судей, достиг­ших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, предсе­дателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных колле­гий судей субъектов РФ;

— осуществляют квалификационную аттестацию судей соответ­ствующих судов;

— дают заключения о возможности привлечения судей, пребы­вающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соот­ветствующих федеральных судов, а также председателей и за­местителей председателей районных судов;

— налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствую­щих судов;

— осуществляют иные полномочия в соответствии с федераль­ными конституционными законами и федеральными зако­нами. -

Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием ор­ганизации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд или конферен­цию судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созы­ваться общие собрания судей. По решению общего собрания в кон­кретном суде может быть избран совет судей суда.

Органы судейского сообщества имеют серьезное значение для обеспечения независимости и неприкосновенности судей, которое проявляется в том, что решения по вопросам, касающимся форми­рования, обновления и повышения качества судейского корпуса, принимаются самими представителями этого судейского корпуса, а не представителями иных ветвей публичной власти.

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к кандидату на должность судьи: районного суда, областного суда, военного суда, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации?

2. Кто не может быть присяжным заседателем?

3. В каком порядке судьи наделяются полномочиями?

4. Возможно ли привлечение судей к дисциплинарной ответст­венности?

5. Ограничивает ли закон срок полномочий судьи?

6. Каковы основные этапы составления общих списков при­сяжных заседате


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: