Нормативные акты – желтое распечатать
(При изучении приведенных нормативных правовых актов следует учитывать их последующие дополнения и изменения.)
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
4. Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1995 г.
5. Конституция Российской Федерации 1993 г.
6. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”.
8. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”.
9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
10. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 “Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей”.
11. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”.
12. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации”.
13. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. “О военных судах”.
14. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.
15. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г.
16. Закон РФ от 7 июля 1993 г. “О международном коммерческом арбитраже”.
17. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. “О третейских судах в Российской Федерации”.
18. Закон РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”.
Тема № 2.Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Правосудие и его демократические принципы
1.Судебная власть ее соотношение с другими ветвями власти
2.Суд как орган судебной власти
3. Судебная система
4. Правосудие и его демократические принципы
Судебная власть ее соотношение с другими ветвями власти
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться "в разные руки". Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.: " Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны"
Приведенные положения дают основание считать, что судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.
В понятие власти теоретики включают прежде всего способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т.п.
Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегируется то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т.е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ).
Соответственно властью государственной (политической) принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.
Еще уже понятие судебной власти. Это, как отмечено выше, одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе.
Поэтому судебную власть можно было бы определить каквозможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственны по крайней мере два признака: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением — судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.
Упомянутые в приведенном определении понятия судебной власти "возможности" и "способности" — это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.
Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение.
К ним следовало бы относить следующие:
• конституционный контроль;
• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
• обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
• дача разъяснений по вопросам судебной практики;
• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Общее положение о властном характере выполняемых судами функций сформулировано в ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей следующим образом: "Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических или физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность". Аналогичное предписание содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе.
Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти.