Реакции на схоластику

В качестве реакции на эти схоластические и догматические тенденции, возникли новые школы и доктрины. В середине четвертого века до нашей эры школа Махасангхика снова подняла вопрос познания. Она подчеркивала важность очищения ума для достижения просветления. Показывая тщетность исследования и анализа дхарм, эта школа стремилась к непосредственному духовному переживанию.

Возникшая в третьем веке до нашей эры школа Пудгалавада провозгласила, что самость существует, что воззрение школы Стхарива на понятие самости противоречит духу буддизма. Хотя школу Пудгалавада многие люди объявили еретической, она смогла продемонстрировать множество ошибок, совершенных традициями, склонными к схоластике и догмам. Из двухсот пятидесяти тысяч буддистских монахов, живших тогда в Индии, одна четверть приходилась как раз на школу Пудгалавада.

Во втором веке до нашей эры люди стали свидетелями появления первого текста под названием Праджняпарамита Сутра, тогда же возникла доктрина пустоты в попытке восстановления изначального духа буддизма. Праджняпарамита, как и другие тексты Махаяны, например Садхармапундарика, Ланкаватара, Махапаринирвана и Аватамсака, появлялись и в следующем веке. Исследования, проводимые школами Махасандхика и Пудгалавада, способствовали возникновению школ Махаяны.

Для того чтобы лучше рассмотреть характеристики дзен, мы должны изучить основные особенности школ Шуньятавада и Виджнянавада. Школа Шуньятавада, позднее получившая название Мадхьямики, основана на священных писаниях Праджняпарамиты, тогда как школа Виджнянавада зиждется на Сандхинирмокане, Ланкаватаре и других текстах. Все эти тексты используются в традиции дзен. Я полагаю, что дзен буддизм отражает суть всех священных писаний Махаяны наиболее гармоничным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: