Субъект и объект

Разграничение между субъектом и объектом (склонность к двойственному мировосприятию) это причина всех ошибок как в отношении знаний, так и в отношении практики. Установка Праджпяпарамиты на непосредственное познание и ее метод четко проясняются в нижеследующем отрывке из Аштасахасрика Праджняпарамиты, который я считаю подлинным текстом дзен:

Субхути: "Как Бодхисаттва должен практиковать, чтобы ясно видит, что вещи не имеют собственной природы?"

Будда: "Следует полагать, что формы лишены истинной природы формы, а чувства - истинной природы чувства. То же самое верно в отношении других органов чувств и их объектов".

Субхути: "Если вещи лишены истинной природы, тогда как Бодхисаттва реализует совершенную мудрость?"

Будда: "Отсутствие реализации и есть процесс реализации совершенной мудрости".

Субхути: "Почему ты называешь реализацию отсутствием реализации?"

Будда: "Потому что мы не можем постичь ни мудрость, ни Бодхисаттву, который практикует мудрость, как нам не под силу постичь реализацию, реализующего человека, методы или средства реализации. Следовательно, реализация мудрости есть отсутствие реализации, при котором любые логические рассуждения теряют всякий смысл".

Субхути: "Если все так и есть, тогда как может новичок реализовать мудрость?"

Будда: "С первого мгновения осознанности Бодхисаттва должен медитировать на недоступную природу или на недостижимость (анупаламбху) вещей. Практикуя шесть парамит, Бодхисаттва должен сказать себе, что ему нечего достигать".

Субхути: "Что такое достижение? Что такое отсутствие достижения?"

Будда: "Достижение имеет место там, где все еще существуют объект и субъект. А отсутствие достижения - там, где объект и субъект перестают существовать".

Субхути: "Что такое субъект/объект, что такое отсутствие субъекта/объекта?"

Будда: "Субъект/объект пребывает там, где есть разграничение между глазом и формой, ухом и звуком, языком и вкусом, телом и ощущением, размышлением и мыслью, где есть разграничение между достигающим просветления человеком и достигаемым просветлением. Субъекта/объекта уже нет там, где пропадает разграничение между глазом и формой, ухом и звуком, языком и вкусом, телом и ощущением, размышлением и мыслью, где пропадает достигающий просветления человек и достигаемое просветление".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: