Проникновение в татхату

Отождествление татхаты с пустотой это попытка помешать людям сделать из пустоты некое понятие. Точно так же, Махапраджняпарамита Сутра предлагает выражение не-пустой (ашуньята). "He-пустой" это еще один термин пустоты и татхаты. Ашвагхоша в Махаяна Шраддхотпаде замечательно описывает термин "не-пустой". Сделав утверждение о том, что татхату вещей невозможно описать словами, Ашвагхоша говорит о существовании некоего метода, посредством которого можно проникнуть в татхату, он состоит из "искусного следования". Согласно Ашвагхоше, этот метод предполагает отказ от нашей склонности к двойственному мировосприятию. Когда мы о чем-то говорим, мы не отделяем субъект, который говорит, от субъекта, о котором говорят. Когда мы что-то видим, мы не отделяем субъект, который видит, от субъекта, который видят. Научившись превосходить разграничение, мы начинаем проникать в мир татхаты. Метод "искусного следования", согласно Ашвагхоше, предназначен для расчистки пути среди слов и понятий для того, чтобы осознать реальность.

Словами и понятиями следует пользоваться, не позволяя себе увлекаться ими. На самом деле, слова и понятия могут оказаться очень полезными и даже обязательными. На уровне слов и понятий можно разграничить две формы татхаты: пустоту и не-пустоту. Пустота не представляет собой понятие, поэтому ее называют истинной пустотой, не-пустота тоже не представляет собой понятие, поэтому ее называют истинной не-пустотой. Все это призвано противостоять понятию пустоты, которое есть первый и главный враг пустоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: