Современные психотехнологии

(К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

В последние годы получили распространение разработки, основан­ные на знаниях из таких областей науки и практики, как психолингвистика и суггестивная лингвистика; семиотика и психосемантика; недирективный (эриксонианский) гипноз и нейро-лингвистическое программирование; информационные системы и массовые коммуникации, биоэнергетика и энергоинформационное воздействие и др.

Прикладные аспекты этих исследований нашли применение в различных сферах человеческой деятельности. Они пустили свои корни в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге; положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб; приняты служить гуманитарным целям сохранения здоровья, развития и воспитания; с их помощью совершаются серьезные преступления; отдельные сограждане добровольно расстаются со своими деньгами или имуществом, становятся последователями религиозных деструктивных культов, добровольно отказываются от своих денег, привычных жизненных ценностей и т.д. Все эти разработки отличаются высокой продуктивностью влияния на человеческую психику. Новейшая мировая и особенно отечественная история изобилует примерами того, как огромные массы людей подвергались, и продолжают подвергаться тонкой и изощренной психологической обработке.

Говоря об этих и других психологических разработках, следует отметить, в первую очередь, их технологичность, базирующуюся на четком знании, своевременном выявлении и результативном использовании закономерностей и последовательностей протекания психических процессов, поведения человека в различных условиях и жизненных ситуациях, сочетающаяся с высоким уровнем исполнения, мастерства (например, игра на слабостях или эксплуатация потребностей человека в манипулятивном воздействии).

Все вышесказанное имеет отношение термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение и столь же широкое толкование – «современные психотехнологии». Даже самое беглое обращение к поисковым сайтам Интернета, например, порталу Яndex, отсылает пользователя к более 1600 источникам (сентябрь 2007 г.) и свыше 44 тыс. документов. Однако попытка их систематизация не дает ясности о том, что же представляют собой психотехнологии.

Большинство психологических словарей и энциклопедий, включая их Интернет-версии, не дают определений понятия «психотехнология». На многочисленных сайтах расположена информация об изданиях серий книг «Психологические технологии», «Современные психотехнологии», «Лучшие психотехнологии мира», рекламирующие издания, главным образом, по НЛП, транзактному анализу и психологическому тренингу. Представлены также отдельные монографии и статьи, касающиеся прикладных аспектов использования психотехнологий в области управления, бизнесе, образовании, медицине и спорте.

Здесь же можно найти рекламные проспекты разного рода семинаров, тренингов и курсов: психотехнологии в бизнесе, продажах, управлении персоналом, общении менеджера, политике, рекламе, PR, избирательных кампаниях, кадровой работе, образовании, фитнесе, спорте, управлении сознанием, свободном дыхании, личностном развитии, формировании ресурсных состояний, пикапе (искусство соблазнения и эротического манипулирования) и др. Большинство семинаров и тренингов построено на все тех же моделях НЛП и эриксоновского гипноза, или близких к ним технологиях (нейрогипнотическое перепрограммирование, дизайн личностных ресурсов и др.); предлагаются также психоаналитически и личностно-ориентированные тренинги, ролевые игры, интегративные дыхательные психотехники (ребефинг, холотропного дыхание) и др.

Разработкой и внедрением психотехнологий занимаются:

ü институты (самым известным, по-видимому, является НИИ психотехнологии им. И.С.Смирнова и кафедра психоэкологии РУДН; в числе других можно назвать Высшую школу психоанализа и психотехнологий, Международный институт интегративных психотехнологий, Институт современных психотехнологий развития и др.);

ü лаборатории: например, Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности);

ü агентства (например, Агентство PR Studio);

ü психологические центры. Даже очень поверхностный поиск в Интернете дает отсылку к более 40 адресам центров психотехнологий, расположенных в различных городах России и СНГ (Международный Центр современных психотехнологий (СПб.); Центр новых психотехнологий в бизнесе и спорте, ООО «Псибазис», Центр НЛП-технологий и др.).

Ряд учреждений заняты разработкой компьютерных психотехнологий: психозондирования и психокоррекции, аудиовизуальных программ релаксации и лечения на основе неосознанного воздействия с помощью закодированных фабул внушения в формате МР3 (НИИ психотехнологий им. И.В.Смирнова); психотехнологии оптимизации психического состояния, развития невербального интеллекта и интуиции, защиты от внешних неблагоприятных воздействий, резонансной настройки по пиктографическим символам (ООО «Псибазис», руководитель - д.пс.н. А.Б.Шапиро), арттехнологический аудиовизуальный аутодизайн (автор - разработчик К.В.Сельченок) и др.

В последнее время появилась обширная литература по проблемам управления человеческим поведением в разных сферах деятельности, основу которой составляет межличностное взаимодействие, интеракция, знание законов общения, психологии массовых коммуникаций и социального влияния. Следует отметить, что у авторов нет единого мнения относительно терминологии описываемых ими способов воздействия на психику и поведение человека. Т.С.Кабаченко (2000), В.Г.Крысько (2001) рассматривают их как методы «психологического воздействия». В других работах широко используется термин «манипулирование»: «человек-манипулятор» [Э.Шостром, 1994], «психология манипуляции» [Е.Л.Доценко, 1997]; «манипуляции в общении» [В.Н.Панкратов, 2000, 2001], «манипулирование личностью» [Г.В.Грачев, И.К.Мельник, 2003]; «манипуляция сознанием» [С.Г.Кара-Мурза, 2001] и др. В.П.Шейнов (2000-2007) использует термин «скрытое управление человеком». Другие авторы говорят о «контроле сознания» и технологии «промывания мозгов» [Е.В.Волков,1996; К.В.Сельченок,2001; С.Хассен,2001 и др.], психологическом программировании и зомбировании и проч. В.И.Дерюгин (2003) вводит понятие «теневая психология».

Все большую популярность приобретает термин «влияние». Его распространение связано, на наш взгляд, с переводом на русский язык издательством «Питер» известного американского психологического бестселлера Роберта Чалдини «Психология влияния» (1999). С тех пор публиковано несколько книг с аналогичным названием, среди которых следует выделить хрестоматию, составленную А.В.Морозовым (2000) и монографию М.Р.Душкиной (2004). «Социальному влиянию» также посвящено ряд солидных монографий и отдельных разделов руководств [Д. Майерс, 1997, 2000; Ф.Зимбардо, М.Ляйппе, 2000; Дж. Тернер, 2003; Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт, 2004; Н.Геген, 2005 и др.]. Психологии личного психологического влияния и противостояния ему посвящены работы П.С Таранова (1995), Д.А.Зарайского (1997), Е.В.Сидоренко (1997, 2004) и других авторов.

Безусловно, обилие публикаций, посвященных управлению человеческим поведением (как явному, так и скрытому), может радовать любого профессионала, будь то политик, специалист по связям с общественностью, рекламный агент, менеджер, психолог-консультант и т.д. Однако полученные знания нуждаются в систематизации. Сами по себе они представляют собой лишь мертвый груз, но при умелом освоении и эффективном использовании достигают высокого уровня технологичности (от греч. techne - искусство, мастерство, умение). Таким образом, вполне уместным становится говорить о «психотехнологиях влияния». Ряд авторов [И.Л.Добротворский, 2006; В.П.Шейнов,2006 и др.] в названиях своих книг активно используют данный термин.

Еще один значимый аспект изучения психотехнологий - психотроника. Последняя рассматривается как междисциплинарная область научных исследований, которая изучает опосредованные сознанием и процессами восприятия дистантные взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой, исследует энергетические и информационные проявления подобных взаимодействий. Психотронике свойственно стремление преимущественно к технологическим подходам и решениям, к разработкам технических аналогов изучаемых феноменов, например, концентрации больших усилий на работах прикладного характера. В сфере интересов психотроники – не только особые парапсихологические феномены или уникальные способности отдельных людей, способных к целительству, но и все то, что может быть использовано в военных целях – от гипноза до психофармакологического подавления личности, разработка СВЧ- и инфразвукового оружия, психотронных генераторов, методы идеологической обработки населения и т.п. Даже обычная школьная программа, по мнению А.Первушина (1998), может служить объектом для индокринации различных идей. А средством идеологического воздействия могут быть не только преподаваемые в школе гуманитарные дисциплины, например, литература или история, но и простые арифметические задачи, в которых юные скауты, пионеры или хунвейбины отправляются «из пункта А в пункт Б». В США разрабатываются широкомасштабные программы «вакцинации установок», смысл которых заключается в том, чтобы осуществляя слабую атаку на установки людей, выработать у них своеобразный иммунитет – когда атака будет значительно сильнее, они оказались способны ее отразить. В американских учебниках по социальной психологии, переведенных на русский язык, приводятся примеры успешной реализации такого рода программ - прививок детям против курения и против рекламы [Д.Майерс, 2000, с.221-225].

Таким образом, даже такой краткий и поверхностный экскурс в содержание проблемы психологических технологий показывает ее чрезвычайную актуальность. Оставляя в стороне конкретно-прикладные аспекты использования психотехнологий, их целевое назначение, представляется важным ответить на ряд вопросов теоретического характера. Во-первых, следует уточнить содержание самого понятия «психотехнология», поскольку, как показывает проведенный нами анализ, чаще всего оно выступает как собирательный термин, метафора, своеобразный брэнд для ноу-хау технологических разработок, основанных на новейших достижениях прикладной психологии. Теоретическому осмыслению и уточнению подлежит ряд и других понятий, относящихся к исследуемой области знаний. Во-вторых, представляется важным ответить на вопрос, есть ли нечто общее в разнообразных по своему назначению психотехнологиях, и что может выступать в качестве их объединяющего и организующего начала. К примеру, между шаманизмом и паблик рилейшнз существует огромная временная и историческая пропасть. Однако представляется чрезвычайно любопытным ответить на вопрос: а что же все-таки позволяет шаману и специалисту по связям с общественностью успешно работать – индивидуальный талант, особые знания или некий общий алгоритм, объединяющий технологии их профессиональной деятельности? Еще одним значимым аспектом настоящей работы является выявление и описание некой общей структуры психотехнологии и ее содержательных элементов. Итогом обобщающего исследования могло бы быть создание классификации психотехнологий. Кроме того, каждая наука имеет свою историю и свои перспективы. История психотехнологий, по сути - история человеческой цивилизации, ее культурное достояние. На наш взгляд, и будущее человечества также будет зависеть от того, какие психотехнологии будут востребованы и как они изменят психику самого человека. Наконец, нельзя обойти стороной и ряд вопросов, касающихся информационной и психологической безопасности личности, защиты от деструктивных психотехнологий.

Литература

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

2. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога, 1996. № 2. С. 87–93.

3. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб.: Питер,2005.

4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: Изд. Эксмо, 2003.

5. Дерюгин В.И. Теневая психология. М.: Изд. Эксмо, 2003.

6. Добротворский И.Л. Новейшие психотехнологии влияния на людей. М.: «КСП +», 2006.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997.

8. Душкина М.Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2004.

9. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: ИЦ «Феникс», 1997.

10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.

11. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.

13. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.

14. Крысько В.Г. (а) Социальная психология. М.: Владос, 2001. С.176-185.

15. Крысько В.Г. (б) Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.

16. Лифтон Р.Дж. Технология «промывания мозгов». СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

17. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.

18. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

19. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2001.

20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2000.

21. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2000.

22. Первушин А. Психотронные диверсии // Оккультные силы в СССР / Под ред. А.Д.Балабухи. СПб.: Северо-Запад, 1998.

23. Промывание мозгов. http://ru.wikipedia.org/wiki

24. Психология влияния. Хрестоматия /Морозов А.В. СПб.: Питер, 2000.

25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию //Психологические проблемы самореализации / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. СПб.: Изд. СПбГу, 1997. С.125-141.

26. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию //Психология влияния /Под ред. А.В.Морозова. СПб.: Питер, 2000. С.11-31.

27. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.

28. Смирнов И.С. Психоэкология. М.:ООО Изд. дом «Холодильное дело» при техн. содействии ООО «Спецмонтажстрой-СТ», 2003.

29. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. М.: Прогресс - Культура, 1995.

30. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь: Таврия, 1995.

31. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.

32. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. – В кн. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001(а). С.444-458.

33. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы, контроль сознания: методы помощи. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001(б).

34. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999.

35. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипуляции). - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.

36. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление. Манипулирование и защита от них. М.: Ось-89, 2002.

37. Шейнов В. Искусство управлять людьми. Мн.: Харвест, 2005.

38. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.

39. Шейнов В.П. Психологическое влияние. 2-е изд. Мн.: Харвест, 2007.

40. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. М.: «Дубль-В», «Дельта-92», 1994.

41. Эксперименты ЦРУ по «промыванию мозгов» http://pda.kavkaz.tv/russ/ content/2006/09/09/46930.shtml

Статья полностью перепечатана. Выходные данные:

Узлов Н.Д. От шаманизма до паблик-рилейшнз: современные психотехнологии (к постановке задач теоретического исследования) / Н.Д. Узлов // Мир человека и его измерения: Материалы региональной научно-практической конференции 18 мая 2007 года. – Березники: Березниковский филиал ПГУ, 2007. – С. 82-90.

Задание (средний уровень сложности).

Ознакомьтесь с социологическими понятиями. Приведите примеры определений.

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и про­странстве.

Социальное пространство — это интуитивно ощуща­емая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнооб­разны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство долж­но быть многомерным. Распространение смыслов в социальном пространстве -это восприятие людьми, находящимися в опре­деленных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообще­ние из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, и нет социальной коммуникации.

Социальное время — это интуитивное ощущение те­чения социальной жизни, переживаемое современниками. Оно зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время уско­ряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятиле­тия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) об­ладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с социальным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появ­ляются новые, более актуальные, завладевающие вниманием общества
задание (средний уровень сложности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: