n Лицензия на технологию и товарный знак. Фирма, имеющая широкую известность на потребительском рынке, продает право пользования своей торговой маркой (и соответственно контролирует технологию) небольшой и неизвестной потребителю фирме. При этом фирма-франчайзи получает эксклюзивное право использования этой собственности на определенной территории на определенный срок.
Отношения франчайзинга стали регулироваться государственными законами, в разных странах эти законы неодинаковы.
По сравнению с патентной лицензией франчайзинг более всеобъемлющий: по контракту строго оговаривается характер деятельности получателя франчайзинга и взаимные обязательства, связанные с обслуживанием, бухгалтерским, финансовым и технологическим консультированием со стороны фирмы, представляющей франчайзинг.
Размер платежей по франчайзингу (роялти) может составлять от 1,5-12% от суммарных годовых продаж.
Франчайзер - собственник торгового знака.
Франчайзи - тот, кто покупает право пользования.
|
|
Основные выгоды франчайзинга сводятся к следующим:
n возможность стать самостоятельным владельцем бизнеса;
n право вести свой бизнес под признанным торговым знаком, известным многим потенциальным покупателям;
n использование опробированных планов и фактических мероприятий по ведению бизнеса и маркетинга данного продукта или услуги;
n совместное проведение рекламных компаний и компаний по стимулированию сбыта;
n начальное и последующее обучение и все виды консалтинга со стороны франчайзора;
n относительно низкая стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса, а также возможность получения кредита от франчайзора.
Независимость франчайзи ограничивается соблюдением обязательных технических условий, стандартов и методов ведения бизнеса. Франчайзи является полностью подконтрольным франчайзору как в области технологии, так и в области коммерциализации. За счет этого он снижает свой собственный риск.
Франчайзи пользуется планами работы и маркетинга франчайзора, получает от последнего рекламу, обучение, руководство и помощь в создании и ведении бизнеса. Франчайзор может оказывать помощь в выборе площадки под строительство, проектировании объекта, приобретении, монтаже и запуске оборудования. Затем он обеспечивает техническое обслуживание, консультации, обучение, установку и функционирование программных средств, системы отчетности и т.п.