Тема 5. Способы присутствия на международных рынках
Экспорт
Экспорт - это вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках с целью получения иностранной валюты.
Экспорт является наименее рискованным способом выхода на внешний рынок. Экспортная продажа требует минимального использования ресурсов или минимальной корректировки планов внутренних продаж. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда страны, связанные между собой экспортно-импортными операциями, являются близкими в плане национально-культурных и законодательных аспектов. Чем более схожей является национально-культурная среда стран, тем более тесно связаны они между собой отношениями внешней торговли.
Различают прямой и косвенный экспорт.
Прямой экспорт -
Косвенный экспорт –
Оба типа экспорта накладывают жесткие ограничения на рыночную стратегию и управление ею.
1. Экспортер не имеет полной рыночной информации и не может принимать оптимальных управленческих решений (нет четкой информации о нуждах покупателей и их удовлетворенности товаром, о стратегиях конкурентов, ценах, дополнительных услугах, сбытовой сети, рекламе и т.п.)
2. Экспортер не имеет информации о характере использования продукта, поведении покупателей, их потребностей и т.п.
3. Посредник может формировать необоснованно высокую цену за счет слишком высокой наценки без учета цен конкурентов, эластичности спроса и имиджа товара
Компенсационные сделки или бартер (прямой обмен товара на товар)
n Это экспортно-импортные операции, имеющие в своей основе некоторые дополнительные условия, касающиеся, как правило, форм и сроков взаимных расчетов. Целью таких сделок является преодоление сложности внешней торговли, возникающие в связи с нехваткой у покупателей свободно конвертируемой валюты.
Однако подобного рода сделки бывают также и между развитыми странами при покупке очень дорогостоящих товаров - например, вооружение, оборудование и т.п.
На практике такая фирма может доставлять много проблем при оформлении расчетов. При бартере экспортер соглашается принять платеж или его часть в виде товара из страны-покупателя вместо оплаты деньгами. При этом сделки оформляются как две абсолютно разные за деньги, производимые одновременно.
Компенсационные сделки или бартер могут принимать различные формы:
n встречная торговля –
- оплата поставками готовой продукции –
- клиринговые соглашения –
n торговля с блокированного счета –
Торговля с блокированного счета предполагает, что несколько компаний обнаружили общую заинтересованность в приобретении сырья из страны, которая готова продавать товар на условиях бартера и встречных покупок готовой продукции этих компаний. Для большинства компаний бартерная торговля позволяет им продавать товары, получаемые по бартеру, третьим лицам, причем эти лица обычно находятся в другой стране. Более крупные компании иногда имеют собственных специалистов, в обязанности которых входит поиск покупателей таких товаров, однако большинство компаний считают безопаснее и удобнее договориться заранее с каким-либо торговым домом, специализирующимся на бартерной торговле, о передаче им своих товаров со скидкой. В этих случаях посредник подыскивает покупателя этих товаров по сниженным ценам, оставляя себе часть скидки.
Преимущества бартера для импортера:
n импорт товара без затрат иностранной валюты.
Преимущества для экспортера:
n бартер позволяет проникнуть на рынки, которые закрыты для всех других способов торговли; эти рынки иногда могут быть очень значительными;
n в случае оплаты поставкой готовой продукции, при более низком уровне заработной платы в принимающей стране, поставщик получит дополнительные выгоды.






