Организация совместных предприятий является иногда особо привлекательным способом проникновения на иностранный рынок в силу льгот и привилегий, предоставляемых таким институтам местным правительством, привлекающим иностранные инвестиции.
Обычно доля участников таких предприятий прямо пропорциональна их контролю за бизнесом. В некоторых странах регулируется доля вложений иностранного партнера, чтобы сохранить основную собственность за местным партнером.
Совместные предприятия являются одной из форм международного производственно-технического сотрудничества. При создании совместного предприятия партнеры объединяют свои капиталы, создают совместную собственность, совместно ею управляют и делят доходы пропорционально своему участию в капитале. Такое предприятие регистрируется в стране одного из участников.
Совместные предприятия обычно создаются для объединения и координации усилий в научно-технической и производственной области, которое помогает устранить конкуренцию. Часто объединяются прямые конкуренты. Иногда такое объединение просто позволяет получить привилегии на конкретной территории.
|
|
Создание совместных предприятий имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и ряд существенных недостатков, замедляющих их развитие. Чаще всего совместные предприятия или распадаются, или превращаются в фирмы со 100 %-ным капиталом одной из сторон.
Причины распада совместных предприятий:
n столкновение двух национальных культур (языковой барьер, традиции, национальные черты характера и т.п.)
n невозможность ведения совместного управления и принятия коллегиальных решений в силу национальных различий и различий в экономических интересах;
n отсутствие высококвалифицированного местного персонала, способного вести документацию на нескольких языках и осуществлять другие ежедневные деловые операции и т.п.
Обычно создание совместного предприятия на территории иностранного государства - это последний шаг перед организацией в стране собственного производства. Эта форма оперирования на местном рынке позволяет иностранному партнеру получить следующие выгоды:
n возможность ознакомления с ситуацией на местном рынке;
n получение налоговых и других льгот;
n распределение риска (финансового и политического) между своей и местной компанией);
n возможности установления необходимых связей с государственными органами;
n доступ к более дешевым источникам сырья и рабочей силы.