Правовое регулирование экспорта в Республике Беларусь

Экспорт в Беларуси (помимо ГК) регулируется Таможенным кодексом Республики Беларусь от 4 января 2007 г., Законами: от 25 ноября 2004 г. «О государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельности», от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе», от 25 ноября 2004 г. «О мерах по защите экономичес­ких интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», от 22 июля 2003 г. «О валютном регулирова­нии и валютном контроле», от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле» и др.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности РБ, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом, Национальным собранием, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии актами законодательства Беларуси и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (право на принятие аналогичных решений Президент Республики Беларусь может предоставить Правительству Республики Беларусь).

Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1. таможенно-тарифного регулирования;

2. нетарифного регулирования;

3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

4. мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

В юридической науке есть множество определений административных и экономических методов. Применительно к сфере внешней (экспортной) торговли административные методы государственного регулирования предполагают непосредственное вмешательство государства в процесс осуществления внешнеторговой экспортной деятельности посредством применения ограничительных, принудительных, разрешительных мер. Экономические методы, напротив, предполагают воздействие на субъекты внешнеторговой деятельности, до­стигая «...желаемого их поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность». При таком подходе административные методы включают меры нетарифного и таможенно-тарифного регулирования.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь т.е. таможенно-тарифное регулирование проводится через установление таможенного тарифа. Согласно ст. 2 Закона от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе», таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, при­меняемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

По мнению зарубежных и отечественных специалистов, следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. В результате возможно уменьшение объема экспорта и, в конечном счете, – сокращение экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным здесь является нахождение оптимального экспортного тарифа для государства, производителя и потребителя.

Согласно подп. 1.17 ст. 1 Закона от 25 ноября 2004 г., нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. Следовательно, если метод не затрагивает применения таможенных пошлин, он относится к группе нетарифных мер.

«Основным методом регулирования внешней торговли товарами, – отмечено в ст. 11 Закона от 25 ноября 2004 г., – применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование». Это положение следует рассматривать как вектор развития внешнеторгового законодательства Беларуси, поскольку на данном этапе во внешнеторговой политике доминируют меры нетарифного регулирования.

Перечень мер нетарифного регулирования экспорта чрезвычайно широк: 1) нетарифные меры экономического характера (запреты экспорта, лицензирование, регистрация экспортных договоров, квотирование, установление минимальных и максимальных цен, финансовый контроль (валютный контроль, регулирование курса валют и др.)); 2) нетарифные меры неэкономического характера (разрешительная система вывоза товаров, ветеринарные требования, санитарно-карантинные требования, фитосанитарные требования, экологические требования, экспортный контроль и др.); 3) нетарифные меры таможенного регулирования (требования к сопроводительным документам, финансовые гарантии доставки и др.).

Рассматривая «...административные, или, в терминологии белорусского законодательства, нетарифные методы...», О.Н. Толочко отмечает, что «в условиях разбалансированности внутреннего рынка, острой нехватки квалифицированных специалистов, способных вести предпринимательскую деятельность, можно считать оправданным активное применение административных мер воздействия на внешнеторговые процессы». «Это утверждение справедливо, – указывает автор, –...лишь при условии, что при этом максимально учитываются интересы предпринимательства в области внешнеэкономической деятельности».

Внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании лицензий[3]. Для упрощения процедур осуществления внешнеторговых операций в Законе от 25 ноября 2004 г. предусмотрено автоматическое лицензирование экспорта. Однако автоматическое лицензирование вводится только в случае, когда отслеживание количественных показателей экспорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами (п. 2 ст. 18).

В отношении внешнеторговых (экспортных) договоров законодательство Беларуси предусматривает более жесткие требования, чем для внутренних договоров. Договор должен быть оформлен в простой письменной форме и предусматривать фиксированный перечень условий. Кроме того, резидентам Беларуси, заключающим экспортные контракты, в предусмотренных законом случаях необходимо исполнить ряд императивных требований: получить лицензию на экспорт отдельных видов товаров; осуществить страхование экспортных рисков; зарегистрировать статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию и др.

Законодательство Беларуси также предусматривает жесткие ограничения по отдельным категориям товаров, поставляемым на экспорт. Советом Министров Беларуси утверждены перечни товаров, запрещенных и ограниченных к перемеще­нию через таможенную границу Республики Беларусь[4].

Валютное законодательство Республики Беларусь, действующее во внешнеторговой сфере, построено на принципе «запрещено все, что прямо не разрешено» с использованием методов и средств публично-правового характера. Поэтому обязанности резидентов-экспортеров (например, по обеспечению поступления в Республику Беларусь выручки от экспортных операций) носят императивный характер, не могут быть изменены соглашением сторон.

За неисполнение императивных требований внешнеторгового законодательства Республики Беларусь экспортеры привлекаются к мерам юридической ответственности, размеры которых весьма внушительны. Диспозиции и санкции этих норм настолько дифференцированы, что нередко создают проблемы в квалификации составов правонарушений субъектов внешнеторговой деятельности не только для специалистов, но и для судебных органов.

При создании нормативно-правовой базы в данной сфере ставилась задача обеспечить, в первую очередь, защиту отечественных производителей и внутреннего рынка от негативных внешних факторов, а также – экономическую безопасность Республики Беларусь. Как отмечает А.А. Нечай, «кроме потерь благосостояния протекционизм может вызвать и другие отрицательные последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны других».

В современной мировой торговле все большую роль играет экономическая дипломатия, и Беларусь здесь не является исключением. Предпринимаемые шаги в этом направлении Президента, Правительства Республики Беларусь, иных органов государственного управления дают положительные результаты. В этой связи нельзя не отметить однобокость выбора регионально-страновых приоритетов.

Основными партнерами Республики Беларусь в экспортной торговле являются страны СНГ (наиболее круп­ные из них – Россия и Украина), Нидерланды, Германия и Польша. При этом на долю России приходится треть экспорта республики и половина импорта. «Изоляционизм, который в последнее время стал усиливаться со стороны за­падных стран по отношению к Республике Беларусь, чрезвычайно опасен, – отмечено в Национальной программе развития экспорта Беларуси на 2000–2005 гг. – В связи с этим важнейшим направлением экономической политики должны стать структур­ные изменения в регионально-страновой ориентации Республики Беларусь, усиле­ние ориентации приоритетов в области экспортно-импортной политики на разви­тые страны».

Правительство Республики Беларусь в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь, создания благоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь на рынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:

1. разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

2. принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности;

3. обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;

4. организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

5. организацию рекламных кампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

6. создание и обеспечение развития системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб;

7. ведение государственной системы каталогизации продукции;

8. реализацию различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Республики Беларусь действует система сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации. Внешнеторговая информация содержит сведения: о программе развития внешнеторговой деятельности; о резидентах и нерезидентах Республики Беларусь, осуществляющих внешнеторговую деятельность на территории Республики Беларусь; о праве Республики Беларусь, международном и иностранном праве в сфере внешнеторговой деятельности; об обязательствах, касающихся вопросов внешнеторговой деятельности, принятых Республикой Беларусь по международным договорам; о деятельности белорусских банков, страховых и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности; о внешнеторговой статистике Республики Беларусь; о конъюнктуре на рынках других государств (групп государств) по основным товарным группам; о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию Беларуси и вывоза с ее территории и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: