Исполнение бюджетов по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем году, установленным Бюджетным Кодексом РФ, законом (решением) о бюджете, иными муниципальными правовыми актами со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

· уточнение администратором доходов платежей;

· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для возврата с единых счетов бюджета на счета казначейства.

Важное значение в бюджетном процессе принадлежит администраторам налоговых и неналоговых поступлений. Администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации муниципального образования, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета;

администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, заключать кредитные соглашения (договоры), предоставлять государственные (муниципальные) гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной (муниципальной) собственности;

главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений и представляют проектировки на очередной финансовый год и плановый период.

Значение администраторов становится очевиднее, если рассматривать бюджет, как поток денежных средств, возникающий в процессе управления активами и обязательствами. При этом важно соблюдать принцип, при котором не только все обязательства должны быть учтены в бухгалтерских балансах соответствующих ведомств, но и активы, возникающие как налоговые требования или активы, возникающие в процессе управления имуществом, тоже должны быть отражены в бухгалтерских балансах соответствующих ведомств, являющихся администраторами поступлений.

Иначе говоря, нужно четко определить, кто от имени власти имеет право требовать от плательщиков уплату налогов и неналоговых платежей, и кто принимает в случае необходимости решения об их возврате плательщику.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

· принятие бюджетных обязательств;

· подтверждение денежных обязательств;

· санкционирование оплаты денежных обязательств;

· подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных ему распорядителем средств в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований.

При этом под бюджетными обязательствами понимается расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). А лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения договоров, контрактов с физическими и юридическими лицами или в соответствии с законом, иным правовым актом, например, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с платежными документами.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки соответствия денежных обязательств лимитам бюджетных обязательств или бюджетным ассигнованиям, а также после проверки иных документов, предусмотренных порядком санкционирования, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса.

Право санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, предоставлено органам Федерального казначейства.

Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, может осуществляться органами Федерального казначейства в соответствии с заключенным соглашением с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).

Уполномоченный орган может отказать в санкционировании принятых бюджетных обязательств исключительно в следующих случаях:

· при несоответствии содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе;

· при несоответствии принятых денежных обязательств, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

· при отсутствии у получателя бюджетных средств документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

· при блокировке расходов.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение не денежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации обладают иммунитетом. Иммунитет представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Бюджетного Кодекса, а именно:

· В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки,

· При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам.

· Если Законом субъекта Российской Федерации предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

· В случае возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

· Перечисление не использованных получателями бюджетных средств остатков бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета,

Процедура обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса. Действия службы судебных приставов на средства бюджетов не распространяется, за исключением случаев, установленных бюджетным Кодексом.

Важная норма: не допускается размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса.

Финансовый год завершается 31 декабря. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно осуществляется оплата санкционированных бюджетных обязательств.

Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, в течение двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели, при условии, что есть в них потребность. При отсутствии таковой, остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите состав процедур исполнения бюджета по доходам.

2. В чем заключается роль и значение администраторов поступлений?

3. Назовите основные этапы санкционирования и финансирования расходов.

4. Что такое бюджетная роспись и кем она утверждается?

5. Как осуществляется принятие денежных обязательств?

6. В чем заключается блокировка расходов бюджета, когда она применяется?


[1] Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственным внебюджетным фондом.





Подборка статей по вашей теме: