Цели:
· ознакомить студентов с основными коммуникативными техниками;
· освоить и закрепить навыки использования основных коммуникативных техник в различных ситуациях общения.
Формы проведения:
· психогимнастические упражнения («Японская печатная машинка», «Баржа»);
· групповая дискуссия «Профессиональная деформация психолога»;
· упражнения для развития навыков использования техник постановки вопросов («Кто этот человек?») и техник малого разговора (техника цитирования, техника позитивных констатаций, техника информирования, техника интересного рассказа);
· ролевые игры, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;
· анализ конкретных ситуаций;
· шеринг.
Литература
1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: "Речь", 2002.
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.
|
|
Тема 4. Тренинг активного слушания
Время: 10 часов
Цели:
· познакомить студентов с техниками активного слушания и областью их применения в работе психолога;
· обучить студентов использовать техники активного слушания в профессиональном общении;
· развить навыки использования открытых и закрытых вопросов в профессиональном общении.
Формы проведения:
· психогимнастические упражнения;
· групповые дискуссия «Должен ли психолог все время быть внимательным слушателем?», «Профессиональная деформация психолога»;
· упражнения для отработки навыков активного слушания «Испорченный телефон», «Запаздывающий ответ», «Разговор втроем», «Выбор», «Депутат»;
· ролевые игры на вскрытие мотива с использованием открытых вопросов (ролевые игры «Претендент», «Отказ», «Дополнительный выигрыш»;
· ролевые упражнения, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;
· анализ конкретных ситуаций;
· шеринг.
Литература
1) Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2001.
2) Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
3) Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
4) Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.
5) Фопель К. Психологические группы. Материалы для ведущего. М., 2002.
Тема 5. Развитие социально-перцептивных навыков общения