Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Раздел IV ЖК РФ содержит две главы, в которых достаточно подробно определены виды и назначение специализированных жилых помещений, а также урегулированы основные отношения, связанные с предоставлением таких жилых помещений и пользованием ими. Главной концептуальной новеллой этого раздела можно считать усиление договорного начала в регулировании указанных отношений.

Статьи гл. 9 раздела IV ЖК РФ содержат новые нормы, определяющие виды и назначение специализированных жилых помещений. Напомним, что в соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной в ст. 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. Поэтому жилые помещения частного жилищного фонда ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду.

Статья 92 ЖК РФ установила перечень видов объектов специализированного жилищного фонда (специализированных жилых помещений). Данный перечень сформулирован как исчерпывающий. Целевое назначение указанных в комментируемой статье жилых помещений определяется в ст. 93-98 ЖК РФ.

Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду устанавливается Правительством РФ. При этом основанием для включения конкретных помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из указанного фонда является решение соответствующего органа, который от имени собственника управляет государственным или муниципальным жилищным фондом.

Для специализированных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим: такие помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем (кроме договоров найма специализированных жилых помещений, предусмотренных статьями гл. 10 ЖК РФ). Это объясняется строго целевым назначением указанных помещений, установленным в императивных нормах ст. 93-98 ЖК РФ. Поэтому названные сделки не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нарушены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст. 166-168 ГК РФ. Признание подобных сделок недействительными осуществляется судом по правилам процессуального законодательства Российской Федерации. Последствия недействительности сделок предусмотрены в ст. 167 ГК РФ.

В ст. 93 ЖК РФ перечень работодателей, характер трудовых отношений с которыми может влечь предоставление служебного жилья, сформулирован как исчерпывающий. Поэтому другие виды коммерческих организаций, а также некоммерческие организации, имеющие в собственности или на праве аренды жилые помещения, не могут предоставлять их своим работникам по правилам гл. 9 ЖК РФ. В таких случаях должен заключаться договор коммерческого найма жилых помещений (см. гл. 35 ГК РФ).

Определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеют характер трудовых отношений граждан с соответствующим государственным или муниципальным органом либо особенности прохождения службы. До введения в действие ЖК РФ основные правовые нормы о служебных жилых помещениях содержались в ст. 101-108 ЖК 1983 г., а также в подзаконных правовых актах, многие из которых могут применяться и в настоящее время в части, не противоречащей новому Кодексу (см. ст. 4 Вводного закона).

ЖК 1983 г. предусматривал правило о том, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него (ст. 101). Вместо этого введена отсылочная норма, по смыслу которой категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органами, указанными в ст. 104 ЖК РФ.

Служебные, как и другие специализированные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (см. ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).

Кодекс не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием (основанным как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления).

Уместно напомнить, что п. 2 ст. 2 ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» применяет понятие «государственное предприятие» в отношении только двух видов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - федеральных государственных предприятий и государственных предприятий субъектов Российской Федерации. По этой причине представляется, что трудовые отношения с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями и казенными предприятиями субъектов Российской Федерации), не могут рассматриваться в качестве условия предоставления служебных жилых помещений работникам таких предприятий.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - это вещные права, содержание которых установлено в ст. 113-115, 294-300 ГК РФ и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культур­ных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»). Правовое положение учреждений определено в ст. 120 ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан, указанных в ч. 1 ст. 94 ЖК РФ. Подобное правило ранее было установлено в ч. 1 ст. 109 ЖК 1983 г.

Специализированный характер жилых помещений в общежитиях требует их обособления от других объектов жилищного фонда. Поэтому, как и прежде, под общежития должны предоставляться только специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома (ср. с ч. 2 ст. 109 ЖК 1983 г.). Указанное правило установлено для того, чтобы не ущемлять жилищные интересы граждан, постоянно проживающих в жилом доме на основании права собственности, договора социального найма и иных законных основаниях, не создавать им неудобства при проживании. Специалисты справедливо отмечают, что недопустимо предоставлять под общежитие часть жилого дома, например, одну секцию либо один этаж многоквартирного дома. Дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п. В соответствии с Кодексом жилые помещения в общежитиях должны быть укомплектованы мебелью, другими предметами, необходимыми для проживания граждан. Прежнее законодательство требовало укомплектовать соответствующими предметами не только жилые, но и иные помещения в общежитиях. Имелись в виду предметы, необходимые как собственно для проживания, так и для занятий и отдыха граждан, проживающих в общежитиях (см. ч. 2 ст. 109 ЖК 1983 г.). Таким образом, новый Кодекс избрал более «экономный» (для обладателей вещных прав на общежития) вариант укомплектования соответствующих помещений.

Жилые помещения маневренного фонда могут использоваться исключительно в соответствии с целями, которые определены в ст. 95 ЖК РФ. Такие помещения предназначены для временного проживания граждан, указанных в п. 1-3 данной статьи, а также иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда; жилые помещения в домах маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду (см. ст. 92 ЖК РФ). Поэтому помимо специальных норм ЖК РФ, определяющих назначение жилых помещений в домах маневренного фонда (ст. 95), к данному виду жилых помещений применяются также общие правила, относящиеся ко всем объектам специализированного жилищного фонда (ст. 92, 99-103 ЖК РФ).

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначены для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

Основные правила о социальном обслуживании населения установлены ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагоги­ческих, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 4 указанного Федерального закона закрепила три системы социальных служб: а) государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; б) муниципальная система социальных служб - муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления; в) частная система - предприятия и учреждения иных форм собственности и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Действуют, например, такие виды учреждений социального обслуживания, как комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками) и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Подобного рода учреждения действуют в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и правилами, установленными главным образом в ведомственных нормативных правовых актах. Среди указанных правовых актов можно назвать, в частности, приказ Минсоцзащиты РФ от 11.10.1993 г. № 180 «Об организации домов-интер­натов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов»; Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 25; Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8.08.2002 г. № 54; Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 5.11.1980 г. № 122; Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 г. № 145.

Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, по смыслу ст. 92 ЖК РФ, являются самостоятельными видами жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом целевое назначение этих двух видов жилых помещений единообразно определено в одной статье. Такие жилые помещения, как следует из названий указанных фондов, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.

В Российской Федерации вынужденным переселенцем считается гражданин России, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцем признается лицо, не являющееся гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ее защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основные правовые отношения, в которых участвуют вынужденные переселенцы и беженцы, регулируются соответственно Законом РФ от 19.02.1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции ФЗ от 20.12.1995 г. и ФЗ от 19.02.1993 г. «О беженцах» в редакции ФЗ от 28.06.1997 г., а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Например, действует Положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, которое определяет, в частности, основания и порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания на государственной или семейной форме воспитания, а также требования к жилым помещениям и условия их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с указанным Положением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры по социальным нормам с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств, в т.ч. оснований, дающих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья. Жилое помещение за выездом граждан должно предоставляться после проведения в нем ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит и сантехнического оборудования, и быть пригодным для заселения и проживания. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договору безвозмездного пользования, заключенного ГУП «Моссоцгарантия» с выпускником сроком на 5 лет.

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 17.03.2003 г. № 61 «О предоставлении отдельным категориям граждан специально оборудованных жилых помещений» были утверждены Положение «О порядке предоставления специально оборудованных жилых помещений гражданам с нарушением опорно-двигатель­ного аппарата, пользующимся креслами-колясками» (приложение 1) и Пример­ный договор безвозмездного пользования жилым помещением (приложение 2).

Данным Положением предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания инвалиды и дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками (далее - инвалиды), принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями, в т.ч. специально оборудованными, с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы. Жилые помещения, предоставляемые инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут оборудоваться специальными средствами и приспособлениями. Специально оборудованные жилые помещения входят в состав жилищного фонда специализированного использования города Москвы.

Инвалидам, изъявившим желание получить специально оборудованное жилое помещение по договору безвозмездного пользования, жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры по нормам предоставления в жилищном фонде специализированного использования с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств, в т.ч. оснований, дающих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья.

Решение органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении инвалидам специально оборудованных жилых помещений по договору безвозмездного пользования выносятся на основании: заключения врачебной комиссии; индивидуальной программы реабилитации инвалида; личного заявления инвалида; документов, подтверждающих право на льготное предоставление жилья.

Инвалиды и члены их семей при предоставлении им специально оборудованного жилого помещения по договору безвозмездного пользования не снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании выписки из решения органа исполнительной власти города Москвы Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе заключает с инвалидом договор безвозмездного пользования на срок, не превышающий 5 лет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

1. Другие специализированные жилые помещения (жилые помещения маневренного жилищного фонда, в домах системы социального обслуживания населения, фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан).

2. Может ли жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива быть включено в число служебных?

3. Определите, кто несет ответственность за правильную эксплуатацию и санитарное состояние общежития.

4. Пользование служебными жилыми помещениями. Выселение из служебных жилых помещений. Сохранение права на пользование служебными жилыми помещениями.

5. Понятие и виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

6. Понятие, назначение и правила проживания в общежитиях.

7. Понятие, основания и порядок предоставления служебного жилого помещения.

8. Порядок вселения, пользования и выселения из общежитий.

9. Укажите, какие жилые дома относятся действующим законодательством к специализированным.

Дополнительная литература

Маслов Н.В. Жилая недвижимость: вопросы и ответы. Москва, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: