Виды учета за состоянием запасов на предприятии.
1. Статистический учет. Осуществляется по унифицированным формам, которые утверждаются государственным комитетом по статистике. 2 формы:
· 1 форма - сведения об отгрузке продукции (реализация, продажа),
· 2 форма – общие экономические показатели
2. Бухгалтерский учет. Представляется в 3-х видах:
· по бухгалтерскому балансу,
· синтетический учет – на счетах и субсчетах,
· аналитический учет – по программе 1С на основании данной программы заводятся карточки аналитического учета по каждому наименованию товара в его ассортиментном разрезе. Ежемесячно бухгалтером составляется сортовая количественно-суммовая оборотная ведомость на основе приходных и расходных документов. Данная оборотная ведомость показывает движение остатков товаров в суммовом выражении, и данная оборотная ведомость сверяется с учетом остатков ТМЦ на складе, который предоставляет материально-ответственное лицо в натуральном выражении.
3. Первичный учет (оперативный). Осуществляется в 2-х формах:
· складской учет (1С торговый склад); заполняются карточки по каждой ассортиментной позиции в натуральном выражении, осуществляется учет движения ТМЦ по складу на основе приходно-расходных документов и выводится остаток.
· Инвентаризация. Плановая и внеплановая. Сплошная и выборочная.
4. Штриховое кодирование.
Системы контроля за состоянием запасов.
1. Минимум-максимум. Эта система предусматривает расчет минимальной и максимальной нормы запасов, введение этих норм в карточки складского учета, чтобы при выявлении остатков ТМЦ сравнивать их с нормами запасов. Как только происходит приближение фактических остатков к минимальной норме материально-ответственное лицо обязано сообщить менеджеру. Проблема: разработка норм.
2. Метод АВС:
· Классический метод АВС. Этапы: выбирается критерий, на основании которого будет происходить оценка ТМЦ (НО! Только экономические показатели: доходность, прибыльность, оборачиваемость, средний размер запаса, запасоемкость, рентабельность). Далее рассчитывается удельная доля. На основании долей делается разбивка:
| наименование | показатель | Удельная доля | Нарастающий итог | Разбивка |
| До 80 % | А | |||
| До 90% | В | |||
| Свыше 90 % | С |
· Современный подход к методу АВС. 2-4 показателя. Увеличивается количество критериев. Методы:
A. последовательный. Каждый из критериев оценивается последовательно, в первую очередь по наиболее важному. Для группы А рассматривают 2-й критерий. Делается для выделения наиболее важной группы.
B. Параллельный. Одновременная оценка нескольких критериев, они накладываются друг на друга, могут появляться группы: А, АВ, В, ВС, С. Появление промежуточных групп ужесточает сроки контроля, например, для А – ежедневно, АВ – раз в неделю, В – один раз в 15 дней.
C. Формирование синтетического критерия. Для каждого из выбранных критериев оценки определяется его значимость и удельный вес.
Появление новых групп D и Е.
Современный подход влияет на учет ТМЦ. Рассматриваются группы А, В, С.
Группа А – самая точная информация о состоянии данной группы, точный прогноз, уровень обслуживания! 99 %, плановая инвентаризация 6 раз в год, при этом может проводиться еженедельная инвентаризация 6 % выборки этой группы, время планирования по группе – неделя, хранится данная продукция должна максимально приближенно к покупателю.
Группа В – расчет оптимального размера заказа, плановая инвентаризация 2 раза в год, подвергается планированию методом DRP, время планирования – месяц, может происходить еженедельная инвентаризация 4 % выборки продукции, хранится может на региональных складах, уровень обслуживания 95 %.
Группа С – минимум требований по учету информации, возможны одномоментные большие объемы заказа, плановая инвентаризация 1 раз в год, еженедельная инвентаризация 2 % выборки, уровень обслуживания 90 %, модель минимум-максимум, время планирования квартал, хранится может у поставщиков.
3. Метод XYZ. 1 критерий – спрос. Необходима статистика продаж/реализации. Распределение происходит по коэффициенту вариации. Классический коэффициент вариации: к группе Х относятся менее 10 % (коэффициент вариации), продукция высокого стабильного спроса; группа Y от 10 до 25 %, группа с ярко выраженными тенденциями потребления; группа Z - свыше 25 %, товары нестабильного спроса, очень маленького спроса.






