Сущность оптимизации запасов

Сущность оптимизации запасов.

Критерием оптимального размера запасов являются затраты.

С – совокупные затраты

С = С12+ С3 -> оптим.

С1 – связаны с поставкой (транспорт). Элементы (статьи затрат): стоимость доставки, стоимость разгрузки, приемки, оформления товарно-транспортных документов, нормативных документов, командировочные расходы, связанные с закупкой, з/п менеджерского персонала по закупкам, таможенные платежи, страхование груза, потери при перевозке в пределах норм естественной убыли.

С2 – зависит от размера запаса (складские затраты). Элементы затрат: аренда склада/амортизация, з/п складского персонала, затраты по хранению, переработке, упаковке, маркировке, % платы за банковский кредит, потери при хранении.

С3 – затраты, связанные с дефицитом запаса. Элементы: для торгового: неустойки, недополучение прибыли; для промышленного: простой оборудования, недополучение прибыли, неустойки, з/п при простое, доп. платежи для запуска, амортизация, новое сырье (цена), сверхурочные для ускорения производства.

Только С3 -> оптим->min->0

Будем рассматривать затраты, как С = С12

Зтек мин = 0

Зтек макс

Зтек ср = (Зтек мин+ Зтек макс)/2 = Зтек макс/2

Зтек макс = qотгрузки продукции

С = С12 = С1*n+ С2*q/2

С1 -затраты одной партии поставки

n -количество поставок в плановом периоде

С2 – затраты на хранение одной единицы продукции

количество поставок в плановом периоде будет зависеть от спроса или от товарооборота:

С = С12 = С1*Q/q+ С2*q/2

qопт = , Формула Уилсона - Харисона.

Q – потребность, спрос, qопт – оптимальный размер закупаемой партии продукции, оптимальный размер заказа.

qопт партии с учетом дефицита = (все затраты на 1 единицу продукции)

Модели управления запасами.

При построении модели управления/оптимизации запасов учитывается

· характер спроса: достоверный/детерминический спрос (статистческий или динамический), вероятностный (какие факторы влияют, и в какой степени).

· длительность заготовительного периода (срок выполнения заказа)

· характер пополнения заказа (мгновенный, мерный, с опозданием)

· число взаимосвязанных пунктов хранения (промежуточные распределительные центры): простая модель (2 пункта хранения), сложная модель (3 и более пунктов хранения)

Модификации оптимального размера заказа.

Модель по формуле Уилсона:


1. Модель с постепенным пополнением запаса:


,

D – объем поступивших ТМЦ в течение планового периода.

2. Модель с дефицитом (см. выше)

3. Модель с учетом потерь от дефицита при постепенном пополнении:


,

4. Модель с учетом оптовых скидок, предлагаемых поставщиком:

общие расходы

1,75

1,4


2 долл/шт 1,75 1,40


45 70 объем закупок

Если затраты на хранение не зависят от цены, то:

Если зависят, то:

i – уровень инфляции

Пример расчета стоимости доставки:

Оптовое предприятие в Нижнем Новгороде получило заказ на поставку 60 тонн крупы в Мурманск. 2 способа: насыпной, по заказу покупателя (расфасованная в мешки по 40 кг. = 1 500 мешков). Мешки полипропиленовые. Варианты: ж.д., а/м.

Автотранспорт:

1. Нет прямых перевозок.

Маршрут строился так: Н.Н. – Москва – Мурманск (409 км. + 2332 км. = 2741км.),

13 руб./км (тариф по центральным автомагистралям со съездом), 3 машины итого: 106 899 руб.

2. Ст-ть погрузо-разгрузочных работ: 180 руб/тонна, итого: 10 800 руб.

3. Стоимость тары: 1500 мешков *5,50 руб. = 8 250 руб.

4. Экспедирование 2 % от стоимости, оптовая цена: 18 руб./кг., итого: 21 600 руб.

ИТОГО: 147 549 руб.

Ж.д.

1. Нет прямых перевозок.

Маршрут строился так: Н.Н. – Москва -7 час.

Москва – Мурманск – 40 час.

Время простоя – 18 асов

Время погрузо-разгрузочных работ

Итого: 87 часов.

1309 руб. до 48 часов перевозки + 42 рубля за час = 2947 руб.

2. экспедирование груза: Н.Н. –Москва = 3100 руб.

Москва- Мурманск 21 800 руб.

3. стоимость доставки: Н.Н. – Москва = 5,5 * 60 000 = 330 000

М-Мур = 3,5*60 000 = 210 000

4. стоимость погрузо-разгрузочных работ = 180 р/тонна

5. стоимость тары 1500*5,5

6. доставка до ж.д. 3 машины: 5 часов *550 руб/час =

ИТОГО: 595 147 руб.

6. Характеристика производственного запаса и методик его планирования

Планирование запасов. Определение норм запасов.

Планирование производственных запасов.

На размер производственного запаса оказывает влияние:

· размер производства

· минимальный размер отпускаемой партии поставщиком

· особенности производства товара (на сколько сезонно производство)

· интервал поставки от поставщика

· время на количественную и качественную приемку продукции

· необходимость создания страхового размера

· величина транзитной нормы (зависит от ГП ТС)

Методы планирования производственных запасов:

1. производственный запас зависит от оптимизации партии заказа

Средние и крупные предприятия используют данный метод. Необходим постатейный учет затрат на единицу продукции (оперативный учет).

, (З страховой)

2. поэлементный метод

Производственный запас – норма производственного запаса.

- полностью зависит от поставщика (от интервала поставки)

(относит: в днях)

(абсолютный, натуральный)

1)

2)

3)

4)

5)

6)

- фактический интервал поставки за прошлый период

- фактически поставленное количество продукции, которое соответствует фактическому интервалу

7)

(относит, дни)=1-3 дня (средний планируемый подготовительный запас)

1)

2)

3) :

а)

б)

7. Характеристика сбытового запаса и методик его планирования

Планирование сбытовых запасов.

Факторы, влияющие:

· Спрос

· Маркетинговая и логистическая стратегия

· Частота отгрузки продукции

· Время накопления продукции до размеров отпускаемых партий

· Время на логистические операции, связанные со сбытом продукции (упаковка, маркировка, передача транспортным средствам, подготовка документов, контроль качества)

· Необходимость создания резерва

Методы планирования сбытового запаса:

1. От оптимального размера отпускаемой партии (страховая часть). Для средних и крупных предприятий, для предприятий, которые ведут постатейный учет затрат одной единицы.

2. Поэлементный метод

1)

2)

3) (от ГП ТС)

4)

5)

3. Основан на учете времени сбытовых операций:

:

· накопление партий отпуска продукции,

· проверка качества,

· Упаковка

· Маркировка

· Комплектовка

· Оформление документов

· Погрузка

· Передача в транспортную организацию

8. Характеристика транспортного запаса и методик его планирования

Планирование транспортных запасов.

Факторы, влияющие на размер транспортного запаса:

· Срок доставки

· Вид транспорта

· Расстояние

· Скорость

· Время на ПРР операции, связанные с передачей груза с одного вида транспорта на другой

· Время хранения груза на складах транспортной организации

Транспортный запас может рассматриваться как страховой запас, но в случаях близкого расположения с поставщиком, в случае надежности транспортных организаций.

Методы планирования:

1. упрощенный

2. по сроку доставки

3.

Срок доставки:

1. Ж.д. =

2. Морские перевозки – нет жесткого срока доставки =

3. Автоперевозки =

4. Авиа =

9. Характеристика посреднического запаса для оптового торгового предприятия и основных методик его планирования

10. Характеристика посреднического запаса для розничного торгового предприятия и основных методик его планирования

Планирование посреднических запасов.

Это запасы, которые встречаются в оптовой и розничной торговле.

Факторы, влияющие на размер запаса:

· Спрос

· Размер предприятия

· Интервал завоза продукции

· Потребительские свойства продукции

· Сложность ассортимента

· Величина отпускной нормы поставщиков

· Процедура приемки продукции

· Режим работы предприятия

Методы планирования посреднических запасов:

1. Расчетно-аналитический метод:

1) Количество плановых поставок = , - средний размер фактической партии отгрузки, м.б. =

2) Плановый интервал поставки (t) =

3) Формирование текущего запаса

4) (до 3 дней)

5) , до 15 дней;

если свыше 15 дней, то

2. Опытно-статистический метод.

Основывается на анализе статистических данных по фактическим остаткам запасов + оборачиваемости продукции (2 предшествующих периода). Выявляются факторы, которые влияют на размер запасов

3. Технико-экономический метод.

Предназначен для розницы. Поэлементный метод.

: текущий запас в торговом зале + запас на складе

(для крупных форматов магазинов)

- формирование должно вестись по маркетинговым исследованиям, может выстраиваться в зависимости текущего торгового запаса, либо от текущего складского запаса, либо от общего текущего запаса.

4. Определяется на уровне среднего запаса.

:

1) Если период короткий (месяц)

2) , n – количество рассматриваемых периодов

5. На уровне запасоемкости

Запасоемкость – доля запасов в товарообороте продукции

, чем ниже, тем лучше (динамичнее)

6. На уровне оборачиваемости

- целое число по количеству уже совершенных оборотов.

7. Через длительность одного оборота запаса

(в днях)

8. По оптимальному размеру заказа

Планирование переходящих запасов.

Планирование сезонных запасов:

Формируются от сезонности производства, потребления, доставки

– период, в течение которого продукция не поступает, но расходуется

Посмотреть оптимизацию запаса и заказа. Формула уилсона – классический вариант оптимального размера заказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: