Сущность оптимизации запасов.
Критерием оптимального размера запасов являются затраты.
С – совокупные затраты
С = С1+С2+ С3 -> оптим.
С1 – связаны с поставкой (транспорт). Элементы (статьи затрат): стоимость доставки, стоимость разгрузки, приемки, оформления товарно-транспортных документов, нормативных документов, командировочные расходы, связанные с закупкой, з/п менеджерского персонала по закупкам, таможенные платежи, страхование груза, потери при перевозке в пределах норм естественной убыли.
С2 – зависит от размера запаса (складские затраты). Элементы затрат: аренда склада/амортизация, з/п складского персонала, затраты по хранению, переработке, упаковке, маркировке, % платы за банковский кредит, потери при хранении.
С3 – затраты, связанные с дефицитом запаса. Элементы: для торгового: неустойки, недополучение прибыли; для промышленного: простой оборудования, недополучение прибыли, неустойки, з/п при простое, доп. платежи для запуска, амортизация, новое сырье (цена), сверхурочные для ускорения производства.
Только С3 -> оптим->min->0
Будем рассматривать затраты, как С = С1+С2
Зтек мин = 0
Зтек макс
Зтек ср = (Зтек мин+ Зтек макс)/2 = Зтек макс/2
Зтек макс = qотгрузки продукции
С = С1+С2 = С1*n+ С2*q/2
С1 -затраты одной партии поставки
n -количество поставок в плановом периоде
С2 – затраты на хранение одной единицы продукции
количество поставок в плановом периоде будет зависеть от спроса или от товарооборота:
С = С1+С2 = С1*Q/q+ С2*q/2
qопт = , Формула Уилсона - Харисона.
Q – потребность, спрос, qопт – оптимальный размер закупаемой партии продукции, оптимальный размер заказа.
qопт партии с учетом дефицита = (все затраты на 1 единицу продукции)
Модели управления запасами.
При построении модели управления/оптимизации запасов учитывается
· характер спроса: достоверный/детерминический спрос (статистческий или динамический), вероятностный (какие факторы влияют, и в какой степени).
· длительность заготовительного периода (срок выполнения заказа)
· характер пополнения заказа (мгновенный, мерный, с опозданием)
· число взаимосвязанных пунктов хранения (промежуточные распределительные центры): простая модель (2 пункта хранения), сложная модель (3 и более пунктов хранения)
Модификации оптимального размера заказа.
Модель по формуле Уилсона:
1. Модель с постепенным пополнением запаса:
,
D – объем поступивших ТМЦ в течение планового периода.
2. Модель с дефицитом (см. выше)
3. Модель с учетом потерь от дефицита при постепенном пополнении:
,
4. Модель с учетом оптовых скидок, предлагаемых поставщиком:
общие расходы
1,75
1,4
2 долл/шт 1,75 1,40
45 70 объем закупок
Если затраты на хранение не зависят от цены, то:
Если зависят, то:
i – уровень инфляции
Пример расчета стоимости доставки:
Оптовое предприятие в Нижнем Новгороде получило заказ на поставку 60 тонн крупы в Мурманск. 2 способа: насыпной, по заказу покупателя (расфасованная в мешки по 40 кг. = 1 500 мешков). Мешки полипропиленовые. Варианты: ж.д., а/м.
Автотранспорт:
1. Нет прямых перевозок.
Маршрут строился так: Н.Н. – Москва – Мурманск (409 км. + 2332 км. = 2741км.),
13 руб./км (тариф по центральным автомагистралям со съездом), 3 машины итого: 106 899 руб.
2. Ст-ть погрузо-разгрузочных работ: 180 руб/тонна, итого: 10 800 руб.
3. Стоимость тары: 1500 мешков *5,50 руб. = 8 250 руб.
4. Экспедирование 2 % от стоимости, оптовая цена: 18 руб./кг., итого: 21 600 руб.
ИТОГО: 147 549 руб.
Ж.д.
1. Нет прямых перевозок.
Маршрут строился так: Н.Н. – Москва -7 час.
Москва – Мурманск – 40 час.
Время простоя – 18 асов
Время погрузо-разгрузочных работ
Итого: 87 часов.
1309 руб. до 48 часов перевозки + 42 рубля за час = 2947 руб.
2. экспедирование груза: Н.Н. –Москва = 3100 руб.
Москва- Мурманск 21 800 руб.
3. стоимость доставки: Н.Н. – Москва = 5,5 * 60 000 = 330 000
М-Мур = 3,5*60 000 = 210 000
4. стоимость погрузо-разгрузочных работ = 180 р/тонна
5. стоимость тары 1500*5,5
6. доставка до ж.д. 3 машины: 5 часов *550 руб/час =
ИТОГО: 595 147 руб.
6. Характеристика производственного запаса и методик его планирования
Планирование запасов. Определение норм запасов.
Планирование производственных запасов.
На размер производственного запаса оказывает влияние:
· размер производства
· минимальный размер отпускаемой партии поставщиком
· особенности производства товара (на сколько сезонно производство)
· интервал поставки от поставщика
· время на количественную и качественную приемку продукции
· необходимость создания страхового размера
· величина транзитной нормы (зависит от ГП ТС)
Методы планирования производственных запасов:
1. производственный запас зависит от оптимизации партии заказа
Средние и крупные предприятия используют данный метод. Необходим постатейный учет затрат на единицу продукции (оперативный учет).
, (З страховой)
2. поэлементный метод
Производственный запас – норма производственного запаса.
- полностью зависит от поставщика (от интервала поставки)
(относит: в днях)
(абсолютный, натуральный)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
- фактический интервал поставки за прошлый период
- фактически поставленное количество продукции, которое соответствует фактическому интервалу
7)
(относит, дни)=1-3 дня (средний планируемый подготовительный запас)
1)
2)
3) :
а)
б)
7. Характеристика сбытового запаса и методик его планирования
Планирование сбытовых запасов.
Факторы, влияющие:
· Спрос
· Маркетинговая и логистическая стратегия
· Частота отгрузки продукции
· Время накопления продукции до размеров отпускаемых партий
· Время на логистические операции, связанные со сбытом продукции (упаковка, маркировка, передача транспортным средствам, подготовка документов, контроль качества)
· Необходимость создания резерва
Методы планирования сбытового запаса:
1. От оптимального размера отпускаемой партии (страховая часть). Для средних и крупных предприятий, для предприятий, которые ведут постатейный учет затрат одной единицы.
2. Поэлементный метод
1)
2)
3) (от ГП ТС)
4)
5)
3. Основан на учете времени сбытовых операций:
:
· накопление партий отпуска продукции,
· проверка качества,
· Упаковка
· Маркировка
· Комплектовка
· Оформление документов
· Погрузка
· Передача в транспортную организацию
8. Характеристика транспортного запаса и методик его планирования
Планирование транспортных запасов.
Факторы, влияющие на размер транспортного запаса:
· Срок доставки
· Вид транспорта
· Расстояние
· Скорость
· Время на ПРР операции, связанные с передачей груза с одного вида транспорта на другой
· Время хранения груза на складах транспортной организации
Транспортный запас может рассматриваться как страховой запас, но в случаях близкого расположения с поставщиком, в случае надежности транспортных организаций.
Методы планирования:
1. упрощенный
2. по сроку доставки
3.
Срок доставки:
1. Ж.д. =
2. Морские перевозки – нет жесткого срока доставки =
3. Автоперевозки =
4. Авиа =
9. Характеристика посреднического запаса для оптового торгового предприятия и основных методик его планирования
10. Характеристика посреднического запаса для розничного торгового предприятия и основных методик его планирования
Планирование посреднических запасов.
Это запасы, которые встречаются в оптовой и розничной торговле.
Факторы, влияющие на размер запаса:
· Спрос
· Размер предприятия
· Интервал завоза продукции
· Потребительские свойства продукции
· Сложность ассортимента
· Величина отпускной нормы поставщиков
· Процедура приемки продукции
· Режим работы предприятия
Методы планирования посреднических запасов:
1. Расчетно-аналитический метод:
1) Количество плановых поставок = , - средний размер фактической партии отгрузки, м.б. =
2) Плановый интервал поставки (t) =
3) Формирование текущего запаса
4) (до 3 дней)
5) , до 15 дней;
если свыше 15 дней, то
2. Опытно-статистический метод.
Основывается на анализе статистических данных по фактическим остаткам запасов + оборачиваемости продукции (2 предшествующих периода). Выявляются факторы, которые влияют на размер запасов
3. Технико-экономический метод.
Предназначен для розницы. Поэлементный метод.
: текущий запас в торговом зале + запас на складе
(для крупных форматов магазинов)
- формирование должно вестись по маркетинговым исследованиям, может выстраиваться в зависимости текущего торгового запаса, либо от текущего складского запаса, либо от общего текущего запаса.
4. Определяется на уровне среднего запаса.
:
1) Если период короткий (месяц)
2) , n – количество рассматриваемых периодов
5. На уровне запасоемкости
Запасоемкость – доля запасов в товарообороте продукции
, чем ниже, тем лучше (динамичнее)
6. На уровне оборачиваемости
- целое число по количеству уже совершенных оборотов.
7. Через длительность одного оборота запаса
(в днях)
8. По оптимальному размеру заказа
Планирование переходящих запасов.
Планирование сезонных запасов:
Формируются от сезонности производства, потребления, доставки
– период, в течение которого продукция не поступает, но расходуется
Посмотреть оптимизацию запаса и заказа. Формула уилсона – классический вариант оптимального размера заказа.