Формы работы с кадрами

Формы работы Виды работы
   
Спеисеми- Теоретический Спецсеми- Консуль- Мето- Мето-
нар «Введе- семинар по воп- нар для пе- тации, дичес- дичес-
ние в спе- росам дефекто- дагогов, не проводи- кие кое
циальность» логии, психоло- имеющих мые спе- опера- плани-
ДЛЯ ВНОВЬ гии, новым тех- дефектоло- циалис- тивки рова-
пришедших нологиям гического тами, зам.   ние
педагогов   образования директора    
Система Методи- Круг- Деловые Творчес- Личные твор-
открытых ческие лые игры кие от- ческие отчеты
уроков и предмет- сто-   четы МО  
внешколь- ные не- лы по      
ных меро- дели проб-      
приятий   леме      
Защита Участие в Участие в Смотры Работа с дидак-
творческих школьном кон- конкурсе учебных тической видео-
работ курсе «Школа районном, кабине- текой (можно
  года» городском, тов посмотреть свой
    областном   урок, заняться
    «Учитель   рефлексией)
    года»    
Работа кол- Повышение Плановое Неделя Аттестация
лектива над квалификации повышение успехов  
Методичес- через самообра- квалифика- молодых  
кой темой зование ции 1 раз в 5 учителей  
школы   лет в конце  
      учебного  
      года  


Окончание таблицы

   
Практичес- Проблемные      
ки ориенти- семинары      
рованные        
семинары        
(с показом        
урокови их        
показатель-        
ным разбо-        
ром)        

Особое значение имеет аттестация педагогических кадров. С каж­дым годом растет количество учителей, правильно понимающих цели и задачи аттестации и испытывающих внутреннюю потреб­ность в повышении профессионального мастерства и подведении итогов определенного периода своей деятельности. При этом по­вышаются и усложняются требования к управлению процессом аттестации.

Для руководителя школы аттестация становится кадровой по­литикой, в основе которой лежат принципы гуманного и береж­ного отношения к учителю, системности и непрерывности изуче­ния личности и деятельности каждого педагога.

Создавая собственную систему управления процессом непре­рывного повышения квалификации педагогических кадров, ру­ководителю следует учитывать, что, в отличие от общеобразова­тельных школ, в специальных (коррекционных) приходится изыс­кивать возможности для получения педагогами второго образова­ния — дефектологического.

Руководствуясь Положением об аттестации, надлежит раз­работать: индивидуальную программу полготовки учителя к ат­тестации, которая составляется совместно с членом админист­рации, курирующим его предмет, и используется как ориентир на пути к завершению аттестации; программу работы школь­ных экспертных комиссий, определяющих систему действий и времени ые рамки работы экспертов; программу деятельности «Школы молодого учителя», используемую для целенаправлен­ной работы по ускорению процесса адаптации начинающего педагога.

К управлению процессом аттестации привлекаются руководи­тели методических объединений, оказывающие практическую помощь учителю; школьные психологи, составляющие карту ре­зультатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в коллективе; социальный педагог, устанавливающий уровень возможностей учителя в осу-


щестрлении социальной защиты и эффективности его работы в данном направлении.

Руководителю школы в работе с кадрами необходимо учиты­вать тот факт, что всю профессиональную карьеру педагога мож­но разделить на ряд этапов — у каждого этапа свои цели и задачи, которые нельзя не учитывать. Начальный этап — это первый год работы учителя в школе. Особенностью труда начинающих педа­гогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с мно­голетним стажем. Все ожидают от них безупречного профессиона­лизма, а этого профессионализма, опыта работы как раз и не хватает.

Из-за недостаточной подготовленности к работе в школе, а бывает и в силу личностных особенностей, у начинающих учи­телей часто возникают трудности. Основной задачей руководи­телей школы является оказание помощи молодым педагогам в адаптации к условиям работы в школьном коллективе, чтобы каждый из них проникся особенностями школы, ее професси­ональной среды, усвоил идеи и принципы, лежащие в основе ее функционирования. Начинающим можно предложить учас­тие в работе «Школы молодого учителя», сотрудничество с на­ставником, изучение опыта коллег высокого профессиональ­ного уровня (табл. 6-8).

Таблица 6 Примерный план работы «Школы молодого учителя»

№ п/п Содержание деятельности Срок Ответственный
       
^~-—— Семинар «Введение в специальность»: знакомство со школой; правила внутреннего трудового рас­порядка; устав школы; положения о педсовете, Совете шко­лы, методическом совете, школь­ном п сихол ого- меди ко -педагогичес­ком консилиуме; охрана труда и техника безопасности; работа с проблемными детьми (ос­новы); пс ихоло го- ме дико- пе л агоги ч е с кое сопровождение; методическая тема школы «Аттеста­ция» Август Директор, за­местители, специалисты, главный врач
-354

Окончание таблицы


Таблица 7



       
  Семинар «Работа со школьными до­кументами» (журнал, журнал ГПД, коррскционных групп). Тематическое и поурочное планирование. План воспитательной работы. План кружков. План коррекционных групп Сентябрь Зам. директора по методичес­кой работе, ру­ководитель МО
  Методическое объединение. Изуче­ние программ и объяснительных за­писок к ним. Изучение ведущих тем программ Сентябрь Зам. директора по методичес­кой работе, ру­ководитель МО
  Круглый стол (работа со специалис­тами — психологом, дсфектологом, логопедом, психиатром и валеологом) Октябрь Психолог
  Семинары «Различные типы и виды уроков». Дидактические требования к уроку, решение педагогических и психологических ситуаций Ноябрь Зам. директора по учебной ра­боте, настав­ник
  Практикум: критерии оценки деятельности учи­теля на уроке; самоанализ урока; анализ посещения урока Декабрь Зам. директора по учебной ра­боте, руково­дитель МО, наставник
  Психологический практикум «Работа с индивидуальной картой развития ребенка. Психолого-медико-псдаго-гическое сопровождение» Январь-февраль Зам. директора по учебной ра­боте, зам. ди­ректора по ме­дицинской части, специ­алисты
  Семинар «Моделирование воспита­тельной системы класса». Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень вос­питанности школьников» Октябрь Зам. директора по воспита­тельной работе
  Неделя успеха (открытые уроки мо­лодых учителей, внеклассные меро­приятия или занятия коррекиионных групп) В течение года Заместители директора

План работы наставников

№ п/п Содержание работы Сроки
  Определение уровня подготовки молодых специалистов Сентябрь-октябрь
  Диагностика проблем в области методики, педагогики Сентябрь-октябрь
  Практическая помощь: посещение уроков; совместное составление тематического планирования; помощь в по­урочном планировании В течение года

Таблица 8 План работы администрации с молодыми специалистами

п/п Содержание деятельности Срок Ответственный
  Определение наставничества Сентябрь Руководитель МО
  Организация школы молодого учителя Сентябрь Зам. директора по учебной работе
  Индивидуальное собеседование В течение года Зам. директора по учебной работе
  Посещение уроков, организация взаимопосещаемости В течение года Зам. директора по учебной работе
  Привлечение молодых специалис­тов к общественной работе В течение года Председатель ПК
  Проведение диагностики проблем Март Зам. директора по учебной работе, руководитель МО
  Проверка целесообразности рас­пределения нагрузки, оптималь-ностирасписания Октябрь Зам. директора по учебной работе, руководитель МО
К Обеспечение методическими по­собиями, программами В течение года Зам. директора по учебной работе, руководитель МО, библиотекарь




Рассмотрим еще один из этапов профессиональной карьеры педагога — межаттестационный (от первой до высшей категории). Основные направления деятельности учителя на этом этапе — при­обретение и развитие проектировочных, диагностических навыков, обобщение своего опыта. Цель руководства в данный период — ус­тановление уровня фактического состояния педагогического мас­терства учителя, определение его педагогических возможностей.

Деятельность всех членов администрации складывается следую­щим образом: изучение системы работы учителя, эффективно ис­пользуемых им педагогических приемов; создание условий для более полной и успешной реализации возможностей педагога; фиксации и анализа информации; определения уровня ЗУН, уровня воспи­танности, эмоционального развития обучающихся, их нравствен­ности, социально-бытовой адаптации и реабилитации подопечных. Вот по такому, например, алгоритму, администрация может спо­собствовать работе педагога по самообразованию (табл. 9).

Таким образом, зная особенности периода профессиональной деятельности педагога, можно методически грамотно планиро­вать работу с кадрами, находящимися на разных уровнях подго­товки, дифференцированно подходить к обучению педагогов, имеющих разный опыт педагогической деятельности.

Освоение проектного, программно-целевого подхода к управ­лению требует и программно-целевого планирования работы; толь­ко тогда управление будет иметь системный характер. Планирова­ние — ведущая функция управления.

Планирование может быть как краткосрочным, выполняющим функции оперативной коррекции, так и перспективным, пред­полагающим определение целей и задач на более длительные, чем

месяц, год, сроки.

Планирование обычно ведется по следующим блокам: органи­зационно-педагогические мероприятия, учебно-методическая де-ятечьность, воспитательная работа, система внутришкольного контроля, финансово-хозяйственная деятельность. Выделяются приоритетные направления, ставятся задачи, прогнозируются ожидаемые результаты на конец года, пять лет и т.д. Планируется инновационный процесс, деятельность по разработке програм­мно-методического обеспечения учебного процесса, деятельность новых подразделений, обеспеченность ресурсами (кадры, мате­риально-техническая база, программно-методическое обеспече­ние и др.). Планирование должно дать ответ не только на вопросы, кто? что? когда? (так было раньше), но и: каким образом? с каки­ми ресурсами? к каким вершинам следует стремиться? т.е. от ко­нечного желаемого результата.

Для управления это совершенно новый механизм планирова­ния, он призван снять неопределенность, придать четкую целе­направленность всей деятельности педколлектива.


s я а о т «а. ю а о

«

о а

о п

и

о


                  1            
OS                           т  
o\   Q   а.               1—     — ^1
с с     ь о в   й ь м ■г. Э я — ш 1ями % О -         в II
ay               й                  
ay   о МО. Г" ческ< 3 -j О я с"? Е;-. Z э ЛЬНЬ   Твор   <   II
ос OS   о     j     7; U то   я а. -      
ay i   ств   _■ О >   а щ С     | Е        
r-       U   s           О — - .1 ь   о
    о с част С | ?   о Z S 1_ о р В я Ъ и с га   О. о
            '-     с. .- ^.        
г-.   о     i   ■ я   ИИ- г a Z   ll g о  
OS   са     с         о; &      
с Э >s   нодст   ш >1ШМ гиям. тие в >   i реп И' ii про Семь я отк I \j S ч  
  о Q у с = с; га         £ *   * р  
        >1 о     С   о ЕС С;        
          ''■   '■*     и   ^?- t-
с с Ij с с     оводство     с •-> = и =■ и о и, >. о i с U   га сой ipynne 1.5 га граммы   ия уроков u
1—1   п о   |—   п   .-. ю -   Q   t4  
    >. Е П   О   К Ё   с!   - С. и ■и  
      ■ о             Л              
199.   га &   i чес!         § о            
OS   ь о О Z -)-ЫС1 1ГОГИ   | j   1ческ   а ион          
■—■   га W I i     < 1"                
    Т       >-.         о            
    >>     - ~- =:     -     i-        
  s                                
1) s                                
CO X =                                
ё 3                                  
da u                              
о =                                
с                                  
" S                                  
5 |                              
* £                                  
    С                              
о   E-i                              
    га                              
к   са о                              
©   HEI                              
    S                              



Есть смысл особо остановиться на годовом плане: он охваты­вает все стороны функционирования школы как системы, пре­дусматривает их единство и взаимосвязь. Структура плана начина­ется обычно с глубокого педагогического анализа результатов ра­боты за прошедший год. Это наиболее объемная часть плана, в ней содержатся графики, таблицы, текст. Делаются выводы, уста­навливается, как удалось решить ту или иную задачу, вскрывают­ся причины недостатков, ставятся задачи по их ликвидации.

Глубокий анализ обеспечивает успех моделирования труда школьного коллектива, он позволяет ставить стратегические пели и делает реальным достижение планируемого результата.

Форма плана

п/п Содержание Выводы, предложения, результат Задачи
       

Особое значение имеет входящее в структуру планирования це-леполагание — определение целей школы на новый учебный год — ответственная логико-конструктивная операция, она завершает ана­литическую деятельность руководителя школы и педагогов. От це-леполагания зависит результат. Вот почему постановка целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с последующим преломлением их в задачах школы считается од­ним из исходных условий предупреждения формализма в планиро­вании. Формулировка конкретных задач, сбалансированная с по­ставленными целями, определение средств и путей их достижения в конкретных мероприятиях делают план рабочим документом. При этом очень важна ранжировка задач по их значимости. Целесооб­разно ранжировать задачи по следующим направлениям:

совершенствование организационной работы школы;

повышение квалификации педагогических кадров;

совершенствование учебной и внеурочной воспитательной ра­боты с обучающимися, работы по реабилитации и адаптации;

повышение роли методического совета, педсовета;

совершенствование работы школы с семьями;

совершенствование системы внутришкольного контроля;

укрепление материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Необходима тщательная разработка системы мер по каждому из выделенных направлений. Лишь только их четкая сбалансиро­ванность между собой и общешкольным планом обеспечит вы­полнение задач, позволит каждому члену коллектива принять полноценное участие в их реализации. Для этого необходимо:


создать благоприятные условия для проявления творчества при составлении планов каждым членом коллектива;

воспитывать ответственное отношение членов коллектива к планированию своей работы и выполнению планов;

обеспечить единство методологий всех внутренних планов;

создать временные творческие группы по разработке плана (а задача руководителя — знать неформальных лидеров, уметь их объединить в психологически совместимые группы).

Участники педагогического процесса привлекаются ко всем этапам планирования.

Первый этап— подготовка начинается с сентября, весь год идет накопление информации; март, апрель —обобщается педа­гогический анализ (руководители МО, учителя).

Второй этап— составление плана, проект рассматривают заместитель руководителя, руководитель школы, проводится сба­лансирование отдельных разделов, устраняется дублирование (май).

Третий этап —обсуждение плана с коллективом в июне (на педсовете). Итоги года в графиках и таблицах следует вывесить заранее. Продолжается работа в МО.

Окончательно план утверждается в августе.

Составной частью плана является целевая комплексная про­грамма, предназначенная для реализации самых насущных, ост­рых проблем, стоящих перед данной школой. Обычно в програм­му вносятся 2—3 вопроса, которые необходимо решать в течение ближайших 3~5 лет (на каждый год перед коллективом ставится конкретная задача). В коррекционном учреждении это могут быть «Программа "Здоровье" и ее валеологическое сопровождение», программы «Семья», «Урок в коррекционной школе», «Социальная защита», «Социально-бытовая ориентировка», «Система физичес­кого воспитания», «Психолого-мсдико-педагогическое сопровож­дение обучающихся» и др. От программ, включающих одну цель, целесообразно постепенно переходить к комплексно-целевым про­граммам, включающим все основные цели, т.е. годовое планиро­вание переводить на комплексно-целевое. Комплексно-целевое планирование лучше всего представлять в графическом виде, как и годовой план.

Продуктом планирования может стать: модель выпускника; об­разовательная программа; программа развития воспитанника; кор-рекционно-развивающие программы; разработка учебного плана.

На последнюю позицию следует обратить особое внимание, ибо, с одной стороны, учебный план является средством реали­зации стратегических ориентиров школы, ее миссии, а с другой, становится инструментом интеграции и координации содержа­ния образования, ложится в основу планирования научно-мето-Дического обеспечения, влияет на расстановку педагогических кадров, их творческий рост, повышение квалификации. Нсобхо-



димо также учитывать, что нагрузка на обучающихся в специаль­ных школах щадящая; есть коррекционный блок; введены допол­нительные образовательные услуги (бесплатные). В плане все это должно быть «просчитано*, он должен иметь четкую направлен­ность, реальные потенции, сочетающим инвариантные и вариа­тивные части.

Особо следует обратить внимание на то, что план-график ди­ректора школы на четверть должен быть четко скоординирован с годовым планом работы школы, включать в себя перечень теку­щих дел из планов работы на месяц, неделю. Если это практику­ется на самом деле, то прежде, чем планировать круг задач на новую четверть, руководитель вновь обращается к годовому пла­ну, более точно анализирует, на что следует обратить особое вни­мание в будущем (см. приложение).

Одной из важнейших функций управления является контроль.

Внутришкольный контроль — сложный и трудоемкий процесс. Это объясняется, в частности, отсутствием обоснованной системы кри­териев оценки образовательного процесса, особенно его воспита­тельного компонента. И тем не менее значение контроля в управ­лении современной школой заметно возрастает в связи с предос­тавлением школе больших полномочий в оценке качества обуче­ния и воспитания обучающихся, уровня реабилитации и адапта­ции. И эти функции возложены прежде всего на директора школы и его заместителей.

Любые решения управленческого органа не реализуются авто­матически. В ходе осуществления управленческого решения всегда возникает необходимость внесения поправок, устранения возни­кающих помех.

Контроль устанавливает меру соответствия реальных результа­тов запланированным и выявляет степень отклонения от них, по­зволяя предотвратить возможные негативные явления. Управлен­ческое решение всего лишь прогноз, и в нем объективно возмож­ны ошибки, так как большинство решений принимается в ситуа­ции неопределенности, т.е. невозможности с абсолютной точнос­тью предсказать возможные последствия и предвидеть результаты.

Материалы контроля служат основанием для регулирования первоначальных планов по причине их низкого качества или из­менившихся условий выполнения. Контроль используется как сред­ство мотивации сотрудников, поэтому он необходим и в том слу­чае, когда процесс идет нормально.

Контролирующая деятельность сопоставима с аналитической. Контроль устанавливает степень отклонения от запланированных целей, для чего полученные результаты сравниваются с ожи­даемыми. Степень отклонения анализируется и проводится регу­лирование. Контроль, как и анализ, завершается определением проблем.


Основные направления внутришкольного контроля следующие:

1. Учебно-воспитательный процесс. Контроль за состоянием пре­
подавания учебных дисциплин, коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса; за качеством обученности и уров­
ней сформированное™ учебных навыков; контроль за уровнем вос­
питанности, социальной адаптацией (готовность к жизни в семье и
обществе); за выполнением индивидуальных программ развития,
результативности психолого-медико-педагогического сопровожде­
ния; за уровнем трудовой подготовки, желанием трудиться, полу­
чением начальной профессиональной подготовки и т.д.

2. Педагогические кадры. Контроль за соблюдением норматив­
ной правовой базы, за проведением всех видов совещаний, атте­
стацией, повышением квалификации и самообразованием.

3. Коррекционно-развиваюшее пространство. Учебно-материаль­
ная база: контроль за созданием оптимальных условий для жизне­
деятельности, учебы и воспитания (щадящий режим, организа­
ция быта), т.е. уровнем сформированности реабилитационного
пространства; лечебно-оздоровительной работой, уровнем здоро­
вья; привлечением внебюджетных средств для развития учрежде­
ний; за ведением школьной документации, школьного делопро­
изводства; за развитием кабинетной системы; за учетом, хране­
нием и использованием учебно-наглядных пособий, ТСО.

4. Финансово-экономическая деятельность.

5. Деятельность учебно-вспомогательного персонала.

Методы внутришкольного контроля: наблюдения за деятельнос­тью учителя и ученика при посещении уроков, внеклассных ме­роприятий, занятий коррекционных групп; анкетирование; ад­министративные проверки; проверки по линии методических объ­единений, методического Совета с участием психологов, логопе­да и т.д.; индивидуальные беседы с учениками, учителями, роди­телями.

В соответствии с нормативными документами существует два вида контроля: тематический и фронтальный, которые с успехом применяются в коррекционных учреждениях.

Цель тематического контроля заключается в глубоком изуче­нии отдельного вопроса (работа коррекционных групп, обучение без домашних заданий, новые организационно-психолого-педа­гогические подходы к вопросам трудового обучения, уровень психологического климата, профессионально-трудовое обучение как условие социальной реабилитации обучающихся, формиро­вание социально полезного поведения и др.). Тематическая про­верка может носить предупредительный характер.

Фронтальный контроль направлен на глубокую, всестороннюю проверку по всем вопросам одного учителя или группы учителей.

По объекту контроль может быть персональный, классно-обоб-Щающий, комплексно-обобщающий (в параллели).



По сути дела это в основном те вопросы, по которым делается анализ деятельности школы за год.

Условия эффективности контроля: своевременная и точная ин-' формация о положении дел в школе; культура проверяющих и их компетентность, умение не только со знанием дела вскрывать недо­статки учебно-воспитательного процесса, но и находить положи­тельное в работе учителя и обучающихся; привлечение обществен­ности (руководителей МО, лучших учителей), гласность, информи­рованность педагогического коллектива о результатах контроля.

Эффективность контроля также зависит от умелого его плани­рования, которое можно выразить такой схемой:

План проведения -Рекомендации
Выбор объекта Итоговые документы
Цель Сбор и обработка информации

Организация проведения

Сроки проверок •■ исполнения, предложения

Основными формами контроля являются следующие: самокон­троль, взаимоконтроль, административный контроль, индивиду­альный контроль.

Выбор контроля обосновывается на заседании методсовета. Са­моконтроль осуществляют учителя опытные, прошедшие аттеста­цию на 1-ю и высшую категории. Взаимоконтролем занимаются учителя одной пар&плели, преподающие один из новых предметов.

Педагоги, стабильно работающие в режиме само- и взаимокон­троля, получают статус доверия, представляют результаты своей деятельности на методическом объединении и методическом сове­те, занимаются самообразованием, проводят открытые уроки.

Административный контроль осуществляется по отношению К молодым учителям школы, а также тем, кто подал заявления на аттестацию, учителям-заочникам. Педагоги, которых контроли­рует администрация, совершенствуют методику организации, планирования, анализа урока с помощью руководства, стремятся к повышению профессионального мастерства и достижению ста­бильных результатов педагогической деятельности.

§ 2. АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аналитико-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. Без педагогическо­го анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-вос­питательного процесса, проконтролировать деятельность педаго­гического коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать


на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.

Эффективность аналитико-диагностической деятельности ру­ководителей школы зависит от знания основных принципов пе­дагогического анализа, владения его методикой, а также от его способности привлечь к этой деятельности практически каждого участника школьного коллектива. Роль директора в аналитико-ди-эгностическом процессе определяется, как правило, глаголами: направляет, координирует, регулирует, изучает, интерпретиру­ет, оценивает.

Главные принципы: целенаправленность, объективность, сис­темность, массовость, результативность.

К методам анализа можно отнести изучение, своевременное установление обратных связей, выработку рекомендаций, сопос­тавление, синтезирование, систематизирование, обобщение, те­стирование, анкетирование, наблюдение и т.д. В педагогическом анализе должна быть дана оценка следующих связей: повышение квалификации и рост профессионального мастерства учителей, повышение уровня преподавания и рост качества знаний обучаю­щихся и т.д.

В школе используются три основных вида педагогического ана­лиза: оперативный, тематический, итоговый (табл. 10).

В § 1 настоящей главы при освещении работы руководителя школы с кадрами кратко затрагивались вопросы диагностики про­фессиональной деятельности. Здесь есть необходимость более под­робно остановиться на диагностическом исследовании работы учителя, которое осуществляется с помощью методик, разрабо­танных учеными и описанных в научно-методической литературе (в частности, методики В. И. Зверевой).

К диагностике педагога привлекаются:

школьные психологи, которые составляют карту результатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в учебном коллективе, по развитию психофизических качеств личности ребенка;

социальные педагоги, устанавливающие уровень возможнос­тей учителя в осуществлении социальной защиты ребенка и эф­фективности его работы в данном направлении;

руководители предметных методических объединений, ибо именно здесь идет накопление первичной информации об учите­ле, именно здесь ему оказывается непосредственная методичес­кая помощь.

Вопросы для диагностики составляются на основе анализа за предыдущий год. В каждом методическом объединении перечень вопросов состоит из группы общепедагогических, по специаль­ной педагогике и специальной психологии и вопросов, отражаю­щих специфику предмета.


Таблица 1 О


Окончание таблицы




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: