Формы работы | Виды работы | ||||
Спеисеми- | Теоретический | Спецсеми- | Консуль- | Мето- | Мето- |
нар «Введе- | семинар по воп- | нар для пе- | тации, | дичес- | дичес- |
ние в спе- | росам дефекто- | дагогов, не | проводи- | кие | кое |
циальность» | логии, психоло- | имеющих | мые спе- | опера- | плани- |
ДЛЯ ВНОВЬ | гии, новым тех- | дефектоло- | циалис- | тивки | рова- |
пришедших | нологиям | гического | тами, зам. | ние | |
педагогов | образования | директора | |||
Система | Методи- | Круг- | Деловые | Творчес- | Личные твор- |
открытых | ческие | лые | игры | кие от- | ческие отчеты |
уроков и | предмет- | сто- | четы МО | ||
внешколь- | ные не- | лы по | |||
ных меро- | дели | проб- | |||
приятий | леме | ||||
Защита | Участие в | Участие в | Смотры | Работа с дидак- | |
творческих | школьном кон- | конкурсе | учебных | тической видео- | |
работ | курсе «Школа | районном, | кабине- | текой (можно | |
года» | городском, | тов | посмотреть свой | ||
областном | урок, заняться | ||||
«Учитель | рефлексией) | ||||
года» | |||||
Работа кол- | Повышение | Плановое | Неделя | Аттестация | |
лектива над | квалификации | повышение | успехов | ||
Методичес- | через самообра- | квалифика- | молодых | ||
кой темой | зование | ции 1 раз в 5 | учителей | ||
школы | лет | в конце | |||
учебного | |||||
года |
|
|
Окончание таблицы
Практичес- | Проблемные | |||
ки ориенти- | семинары | |||
рованные | ||||
семинары | ||||
(с показом | ||||
урокови их | ||||
показатель- | ||||
ным разбо- | ||||
ром) |
Особое значение имеет аттестация педагогических кадров. С каждым годом растет количество учителей, правильно понимающих цели и задачи аттестации и испытывающих внутреннюю потребность в повышении профессионального мастерства и подведении итогов определенного периода своей деятельности. При этом повышаются и усложняются требования к управлению процессом аттестации.
Для руководителя школы аттестация становится кадровой политикой, в основе которой лежат принципы гуманного и бережного отношения к учителю, системности и непрерывности изучения личности и деятельности каждого педагога.
Создавая собственную систему управления процессом непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, руководителю следует учитывать, что, в отличие от общеобразовательных школ, в специальных (коррекционных) приходится изыскивать возможности для получения педагогами второго образования — дефектологического.
|
|
Руководствуясь Положением об аттестации, надлежит разработать: индивидуальную программу полготовки учителя к аттестации, которая составляется совместно с членом администрации, курирующим его предмет, и используется как ориентир на пути к завершению аттестации; программу работы школьных экспертных комиссий, определяющих систему действий и времени ые рамки работы экспертов; программу деятельности «Школы молодого учителя», используемую для целенаправленной работы по ускорению процесса адаптации начинающего педагога.
К управлению процессом аттестации привлекаются руководители методических объединений, оказывающие практическую помощь учителю; школьные психологи, составляющие карту результатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в коллективе; социальный педагог, устанавливающий уровень возможностей учителя в осу-
щестрлении социальной защиты и эффективности его работы в данном направлении.
Руководителю школы в работе с кадрами необходимо учитывать тот факт, что всю профессиональную карьеру педагога можно разделить на ряд этапов — у каждого этапа свои цели и задачи, которые нельзя не учитывать. Начальный этап — это первый год работы учителя в школе. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Все ожидают от них безупречного профессионализма, а этого профессионализма, опыта работы как раз и не хватает.
Из-за недостаточной подготовленности к работе в школе, а бывает и в силу личностных особенностей, у начинающих учителей часто возникают трудности. Основной задачей руководителей школы является оказание помощи молодым педагогам в адаптации к условиям работы в школьном коллективе, чтобы каждый из них проникся особенностями школы, ее профессиональной среды, усвоил идеи и принципы, лежащие в основе ее функционирования. Начинающим можно предложить участие в работе «Школы молодого учителя», сотрудничество с наставником, изучение опыта коллег высокого профессионального уровня (табл. 6-8).
Таблица 6 Примерный план работы «Школы молодого учителя»
№ п/п | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
^~-—— | Семинар «Введение в специальность»: знакомство со школой; правила внутреннего трудового распорядка; устав школы; положения о педсовете, Совете школы, методическом совете, школьном п сихол ого- меди ко -педагогическом консилиуме; охрана труда и техника безопасности; работа с проблемными детьми (основы); пс ихоло го- ме дико- пе л агоги ч е с кое сопровождение; методическая тема школы «Аттестация» | Август | Директор, заместители, специалисты, главный врач |
-354 |
Окончание таблицы
Таблица 7
Семинар «Работа со школьными документами» (журнал, журнал ГПД, коррскционных групп). Тематическое и поурочное планирование. План воспитательной работы. План кружков. План коррекционных групп | Сентябрь | Зам. директора по методической работе, руководитель МО | |
Методическое объединение. Изучение программ и объяснительных записок к ним. Изучение ведущих тем программ | Сентябрь | Зам. директора по методической работе, руководитель МО | |
Круглый стол (работа со специалистами — психологом, дсфектологом, логопедом, психиатром и валеологом) | Октябрь | Психолог | |
Семинары «Различные типы и виды уроков». Дидактические требования к уроку, решение педагогических и психологических ситуаций | Ноябрь | Зам. директора по учебной работе, наставник | |
Практикум: критерии оценки деятельности учителя на уроке; самоанализ урока; анализ посещения урока | Декабрь | Зам. директора по учебной работе, руководитель МО, наставник | |
Психологический практикум «Работа с индивидуальной картой развития ребенка. Психолого-медико-псдаго-гическое сопровождение» | Январь-февраль | Зам. директора по учебной работе, зам. директора по медицинской части, специалисты | |
Семинар «Моделирование воспитательной системы класса». Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников» | Октябрь | Зам. директора по воспитательной работе | |
Неделя успеха (открытые уроки молодых учителей, внеклассные мероприятия или занятия коррекиионных групп) | В течение года | Заместители директора |
План работы наставников
|
|
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
Определение уровня подготовки молодых специалистов | Сентябрь-октябрь | |
Диагностика проблем в области методики, педагогики | Сентябрь-октябрь | |
Практическая помощь: посещение уроков; совместное составление тематического планирования; помощь в поурочном планировании | В течение года |
Таблица 8 План работы администрации с молодыми специалистами
п/п | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
Определение наставничества | Сентябрь | Руководитель МО | |
Организация школы молодого учителя | Сентябрь | Зам. директора по учебной работе | |
Индивидуальное собеседование | В течение года | Зам. директора по учебной работе | |
Посещение уроков, организация взаимопосещаемости | В течение года | Зам. директора по учебной работе | |
Привлечение молодых специалистов к общественной работе | В течение года | Председатель ПК | |
Проведение диагностики проблем | Март | Зам. директора по учебной работе, руководитель МО | |
Проверка целесообразности распределения нагрузки, оптималь-ностирасписания | Октябрь | Зам. директора по учебной работе, руководитель МО | |
К | Обеспечение методическими пособиями, программами | В течение года | Зам. директора по учебной работе, руководитель МО, библиотекарь |
Рассмотрим еще один из этапов профессиональной карьеры педагога — межаттестационный (от первой до высшей категории). Основные направления деятельности учителя на этом этапе — приобретение и развитие проектировочных, диагностических навыков, обобщение своего опыта. Цель руководства в данный период — установление уровня фактического состояния педагогического мастерства учителя, определение его педагогических возможностей.
|
|
Деятельность всех членов администрации складывается следующим образом: изучение системы работы учителя, эффективно используемых им педагогических приемов; создание условий для более полной и успешной реализации возможностей педагога; фиксации и анализа информации; определения уровня ЗУН, уровня воспитанности, эмоционального развития обучающихся, их нравственности, социально-бытовой адаптации и реабилитации подопечных. Вот по такому, например, алгоритму, администрация может способствовать работе педагога по самообразованию (табл. 9).
Таким образом, зная особенности периода профессиональной деятельности педагога, можно методически грамотно планировать работу с кадрами, находящимися на разных уровнях подготовки, дифференцированно подходить к обучению педагогов, имеющих разный опыт педагогической деятельности.
Освоение проектного, программно-целевого подхода к управлению требует и программно-целевого планирования работы; только тогда управление будет иметь системный характер. Планирование — ведущая функция управления.
Планирование может быть как краткосрочным, выполняющим функции оперативной коррекции, так и перспективным, предполагающим определение целей и задач на более длительные, чем
месяц, год, сроки.
Планирование обычно ведется по следующим блокам: организационно-педагогические мероприятия, учебно-методическая де-ятечьность, воспитательная работа, система внутришкольного контроля, финансово-хозяйственная деятельность. Выделяются приоритетные направления, ставятся задачи, прогнозируются ожидаемые результаты на конец года, пять лет и т.д. Планируется инновационный процесс, деятельность по разработке программно-методического обеспечения учебного процесса, деятельность новых подразделений, обеспеченность ресурсами (кадры, материально-техническая база, программно-методическое обеспечение и др.). Планирование должно дать ответ не только на вопросы, кто? что? когда? (так было раньше), но и: каким образом? с какими ресурсами? к каким вершинам следует стремиться? т.е. от конечного желаемого результата.
Для управления это совершенно новый механизм планирования, он призван снять неопределенность, придать четкую целенаправленность всей деятельности педколлектива.
s я а о т «а. ю а о
«
о а
о п
и
о
■ | 1 | ■ | ||||||||||||||||
OS | — | т | ■ | |||||||||||||||
o\ | Q | а. | — | 1— | — | — ^1 | ||||||||||||
с с | ь о в | й ь м | ■г. | — | Э | я — ш | 1ями | % О | - | в | II | |||||||
ay | й | |||||||||||||||||
ay | о | МО. | Г" | ческ< | 3 -j | О я с"? | Е;-. | Z э | ЛЬНЬ | Твор | < | II | ||||||
ос OS | о | j | 7; | U | то | я | а. | - | ||||||||||
ay i | ств | — | _■ О | > | а | щ С | | | Е | ||||||||||
r- | U | s | О — | - | .1 | ь | о | |||||||||||
о | с | част | С | | | -а | ? | о Z | S 1_ о | р | В я | Ъ и | с га | О. о | |||||
— | '- | *в | с. | .- | ^. | |||||||||||||
г-. | о | i | ■ я | ■ | ИИ- | г a | Z | ll | g | о | ||||||||
OS | са | — | — | с | — | о; | & | |||||||||||
с | Э >s | нодст | ш | >1ШМ | гиям. | тие в | > | i | реп И' | ii про | Семь | я отк | I | \j S ч | ||||
— | о | Q | у с | = | с; | га | £ | * | * | р | ||||||||
>1 | о | С | о | ЕС | С; | — | ||||||||||||
— | — | ''■ | — | '■* | — | и | ^?- | t- | ||||||||||
с с Ij с с | оводство | с | •-> = и =■ и | о и, | >. о | i с U | га | сой ipynne | 1.5 га | граммы | ия уроков | u | ||||||
1—1 | п | о | |— | — | п | .-. | ю | - | Q | t4 | ||||||||
>. | Е | П | О | К | Ё | с! | - | С. | и | ■и | ||||||||
■ о | Л | |||||||||||||||||
199. | га & | i | чес! | § | о | |||||||||||||
OS | ь о | О Z | -)-ЫС1 | 1ГОГИ | | | j | 1ческ | а ион | ||||||||||
■—■ | га | W | I | i | < | 1" | ||||||||||||
Т | >-. | о | ||||||||||||||||
>> | - | ~- | =: | - | i- | |||||||||||||
s | ||||||||||||||||||
1) | s | |||||||||||||||||
CO X | = | |||||||||||||||||
ё 3 | ||||||||||||||||||
da | u | — | ||||||||||||||||
о | = | |||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||
" S | ||||||||||||||||||
5 | | — | |||||||||||||||||
* £ | ||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||
о | E-i | |||||||||||||||||
га | ||||||||||||||||||
к | са о | |||||||||||||||||
© | HEI | |||||||||||||||||
S |
Есть смысл особо остановиться на годовом плане: он охватывает все стороны функционирования школы как системы, предусматривает их единство и взаимосвязь. Структура плана начинается обычно с глубокого педагогического анализа результатов работы за прошедший год. Это наиболее объемная часть плана, в ней содержатся графики, таблицы, текст. Делаются выводы, устанавливается, как удалось решить ту или иную задачу, вскрываются причины недостатков, ставятся задачи по их ликвидации.
Глубокий анализ обеспечивает успех моделирования труда школьного коллектива, он позволяет ставить стратегические пели и делает реальным достижение планируемого результата.
Форма плана
№ п/п | Содержание | Выводы, предложения, результат | Задачи |
Особое значение имеет входящее в структуру планирования це-леполагание — определение целей школы на новый учебный год — ответственная логико-конструктивная операция, она завершает аналитическую деятельность руководителя школы и педагогов. От це-леполагания зависит результат. Вот почему постановка целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с последующим преломлением их в задачах школы считается одним из исходных условий предупреждения формализма в планировании. Формулировка конкретных задач, сбалансированная с поставленными целями, определение средств и путей их достижения в конкретных мероприятиях делают план рабочим документом. При этом очень важна ранжировка задач по их значимости. Целесообразно ранжировать задачи по следующим направлениям:
совершенствование организационной работы школы;
повышение квалификации педагогических кадров;
совершенствование учебной и внеурочной воспитательной работы с обучающимися, работы по реабилитации и адаптации;
повышение роли методического совета, педсовета;
совершенствование работы школы с семьями;
совершенствование системы внутришкольного контроля;
укрепление материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Необходима тщательная разработка системы мер по каждому из выделенных направлений. Лишь только их четкая сбалансированность между собой и общешкольным планом обеспечит выполнение задач, позволит каждому члену коллектива принять полноценное участие в их реализации. Для этого необходимо:
создать благоприятные условия для проявления творчества при составлении планов каждым членом коллектива;
воспитывать ответственное отношение членов коллектива к планированию своей работы и выполнению планов;
обеспечить единство методологий всех внутренних планов;
создать временные творческие группы по разработке плана (а задача руководителя — знать неформальных лидеров, уметь их объединить в психологически совместимые группы).
Участники педагогического процесса привлекаются ко всем этапам планирования.
Первый этап— подготовка начинается с сентября, весь год идет накопление информации; март, апрель —обобщается педагогический анализ (руководители МО, учителя).
Второй этап— составление плана, проект рассматривают заместитель руководителя, руководитель школы, проводится сбалансирование отдельных разделов, устраняется дублирование (май).
Третий этап —обсуждение плана с коллективом в июне (на педсовете). Итоги года в графиках и таблицах следует вывесить заранее. Продолжается работа в МО.
Окончательно план утверждается в августе.
Составной частью плана является целевая комплексная программа, предназначенная для реализации самых насущных, острых проблем, стоящих перед данной школой. Обычно в программу вносятся 2—3 вопроса, которые необходимо решать в течение ближайших 3~5 лет (на каждый год перед коллективом ставится конкретная задача). В коррекционном учреждении это могут быть «Программа "Здоровье" и ее валеологическое сопровождение», программы «Семья», «Урок в коррекционной школе», «Социальная защита», «Социально-бытовая ориентировка», «Система физического воспитания», «Психолого-мсдико-педагогическое сопровождение обучающихся» и др. От программ, включающих одну цель, целесообразно постепенно переходить к комплексно-целевым программам, включающим все основные цели, т.е. годовое планирование переводить на комплексно-целевое. Комплексно-целевое планирование лучше всего представлять в графическом виде, как и годовой план.
Продуктом планирования может стать: модель выпускника; образовательная программа; программа развития воспитанника; кор-рекционно-развивающие программы; разработка учебного плана.
На последнюю позицию следует обратить особое внимание, ибо, с одной стороны, учебный план является средством реализации стратегических ориентиров школы, ее миссии, а с другой, становится инструментом интеграции и координации содержания образования, ложится в основу планирования научно-мето-Дического обеспечения, влияет на расстановку педагогических кадров, их творческий рост, повышение квалификации. Нсобхо-
димо также учитывать, что нагрузка на обучающихся в специальных школах щадящая; есть коррекционный блок; введены дополнительные образовательные услуги (бесплатные). В плане все это должно быть «просчитано*, он должен иметь четкую направленность, реальные потенции, сочетающим инвариантные и вариативные части.
Особо следует обратить внимание на то, что план-график директора школы на четверть должен быть четко скоординирован с годовым планом работы школы, включать в себя перечень текущих дел из планов работы на месяц, неделю. Если это практикуется на самом деле, то прежде, чем планировать круг задач на новую четверть, руководитель вновь обращается к годовому плану, более точно анализирует, на что следует обратить особое внимание в будущем (см. приложение).
Одной из важнейших функций управления является контроль.
Внутришкольный контроль — сложный и трудоемкий процесс. Это объясняется, в частности, отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. И тем не менее значение контроля в управлении современной школой заметно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания обучающихся, уровня реабилитации и адаптации. И эти функции возложены прежде всего на директора школы и его заместителей.
Любые решения управленческого органа не реализуются автоматически. В ходе осуществления управленческого решения всегда возникает необходимость внесения поправок, устранения возникающих помех.
Контроль устанавливает меру соответствия реальных результатов запланированным и выявляет степень отклонения от них, позволяя предотвратить возможные негативные явления. Управленческое решение всего лишь прогноз, и в нем объективно возможны ошибки, так как большинство решений принимается в ситуации неопределенности, т.е. невозможности с абсолютной точностью предсказать возможные последствия и предвидеть результаты.
Материалы контроля служат основанием для регулирования первоначальных планов по причине их низкого качества или изменившихся условий выполнения. Контроль используется как средство мотивации сотрудников, поэтому он необходим и в том случае, когда процесс идет нормально.
Контролирующая деятельность сопоставима с аналитической. Контроль устанавливает степень отклонения от запланированных целей, для чего полученные результаты сравниваются с ожидаемыми. Степень отклонения анализируется и проводится регулирование. Контроль, как и анализ, завершается определением проблем.
Основные направления внутришкольного контроля следующие:
1. Учебно-воспитательный процесс. Контроль за состоянием пре
подавания учебных дисциплин, коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса; за качеством обученности и уров
ней сформированное™ учебных навыков; контроль за уровнем вос
питанности, социальной адаптацией (готовность к жизни в семье и
обществе); за выполнением индивидуальных программ развития,
результативности психолого-медико-педагогического сопровожде
ния; за уровнем трудовой подготовки, желанием трудиться, полу
чением начальной профессиональной подготовки и т.д.
2. Педагогические кадры. Контроль за соблюдением норматив
ной правовой базы, за проведением всех видов совещаний, атте
стацией, повышением квалификации и самообразованием.
3. Коррекционно-развиваюшее пространство. Учебно-материаль
ная база: контроль за созданием оптимальных условий для жизне
деятельности, учебы и воспитания (щадящий режим, организа
ция быта), т.е. уровнем сформированности реабилитационного
пространства; лечебно-оздоровительной работой, уровнем здоро
вья; привлечением внебюджетных средств для развития учрежде
ний; за ведением школьной документации, школьного делопро
изводства; за развитием кабинетной системы; за учетом, хране
нием и использованием учебно-наглядных пособий, ТСО.
4. Финансово-экономическая деятельность.
5. Деятельность учебно-вспомогательного персонала.
Методы внутришкольного контроля: наблюдения за деятельностью учителя и ученика при посещении уроков, внеклассных мероприятий, занятий коррекционных групп; анкетирование; административные проверки; проверки по линии методических объединений, методического Совета с участием психологов, логопеда и т.д.; индивидуальные беседы с учениками, учителями, родителями.
В соответствии с нормативными документами существует два вида контроля: тематический и фронтальный, которые с успехом применяются в коррекционных учреждениях.
Цель тематического контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса (работа коррекционных групп, обучение без домашних заданий, новые организационно-психолого-педагогические подходы к вопросам трудового обучения, уровень психологического климата, профессионально-трудовое обучение как условие социальной реабилитации обучающихся, формирование социально полезного поведения и др.). Тематическая проверка может носить предупредительный характер.
Фронтальный контроль направлен на глубокую, всестороннюю проверку по всем вопросам одного учителя или группы учителей.
По объекту контроль может быть персональный, классно-обоб-Щающий, комплексно-обобщающий (в параллели).
По сути дела это в основном те вопросы, по которым делается анализ деятельности школы за год.
Условия эффективности контроля: своевременная и точная ин-' формация о положении дел в школе; культура проверяющих и их компетентность, умение не только со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное в работе учителя и обучающихся; привлечение общественности (руководителей МО, лучших учителей), гласность, информированность педагогического коллектива о результатах контроля.
Эффективность контроля также зависит от умелого его планирования, которое можно выразить такой схемой:
План проведения -Рекомендации |
Выбор объекта Итоговые документы |
Цель Сбор и обработка информации |
Организация проведения
Сроки проверок •■ исполнения, предложения
Основными формами контроля являются следующие: самоконтроль, взаимоконтроль, административный контроль, индивидуальный контроль.
Выбор контроля обосновывается на заседании методсовета. Самоконтроль осуществляют учителя опытные, прошедшие аттестацию на 1-ю и высшую категории. Взаимоконтролем занимаются учителя одной пар&плели, преподающие один из новых предметов.
Педагоги, стабильно работающие в режиме само- и взаимоконтроля, получают статус доверия, представляют результаты своей деятельности на методическом объединении и методическом совете, занимаются самообразованием, проводят открытые уроки.
Административный контроль осуществляется по отношению К молодым учителям школы, а также тем, кто подал заявления на аттестацию, учителям-заочникам. Педагоги, которых контролирует администрация, совершенствуют методику организации, планирования, анализа урока с помощью руководства, стремятся к повышению профессионального мастерства и достижению стабильных результатов педагогической деятельности.
§ 2. АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Аналитико-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. Без педагогического анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-воспитательного процесса, проконтролировать деятельность педагогического коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать
на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.
Эффективность аналитико-диагностической деятельности руководителей школы зависит от знания основных принципов педагогического анализа, владения его методикой, а также от его способности привлечь к этой деятельности практически каждого участника школьного коллектива. Роль директора в аналитико-ди-эгностическом процессе определяется, как правило, глаголами: направляет, координирует, регулирует, изучает, интерпретирует, оценивает.
Главные принципы: целенаправленность, объективность, системность, массовость, результативность.
К методам анализа можно отнести изучение, своевременное установление обратных связей, выработку рекомендаций, сопоставление, синтезирование, систематизирование, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д. В педагогическом анализе должна быть дана оценка следующих связей: повышение квалификации и рост профессионального мастерства учителей, повышение уровня преподавания и рост качества знаний обучающихся и т.д.
В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый (табл. 10).
В § 1 настоящей главы при освещении работы руководителя школы с кадрами кратко затрагивались вопросы диагностики профессиональной деятельности. Здесь есть необходимость более подробно остановиться на диагностическом исследовании работы учителя, которое осуществляется с помощью методик, разработанных учеными и описанных в научно-методической литературе (в частности, методики В. И. Зверевой).
К диагностике педагога привлекаются:
школьные психологи, которые составляют карту результатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в учебном коллективе, по развитию психофизических качеств личности ребенка;
социальные педагоги, устанавливающие уровень возможностей учителя в осуществлении социальной защиты ребенка и эффективности его работы в данном направлении;
руководители предметных методических объединений, ибо именно здесь идет накопление первичной информации об учителе, именно здесь ему оказывается непосредственная методическая помощь.
Вопросы для диагностики составляются на основе анализа за предыдущий год. В каждом методическом объединении перечень вопросов состоит из группы общепедагогических, по специальной педагогике и специальной психологии и вопросов, отражающих специфику предмета.
Таблица 1 О
Окончание таблицы