Муниципальные органы управления образованием

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, представляет собой негосударственную форму влас­ти, но оно завершает управленческую вертикаль, является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Му­ниципальные образовательные системы являются составляющи­ми образовательного пространства России и вместе с тем пред­ставляют собой относительно обособленную совокупность связан­ных между собой управленческих процессов, реализуемых на тер­ритории одного из муниципальных образований региона. Это ак­туализирует проблему их функционирования, так как именно на муниципальном уровне в определяющей степени сегодня сосре­доточено обеспечение и организация образовательного процесса.

Правовой основой деятельности муниципальных систем обра­зования являются Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Управление муниципальной системой образования, с одной стороны, является относительно обособленной частью системы управления образованием в регионе, а с другой — неотъемлемой частью самой муниципальной образовательной системы.

В первом случае степень этой обособленности зависит от ха­рактера взаимоотношений входящих в состав муниципальной си­стемы образования управленческих институтов с институтами ре­гиональной и федеральной систем управления. Разграничение пол­номочий и ответственности объектов и функций между регио­нальными и муниципальными уровнями управления осуществля­ется на основе действующего законодательства и определяется региональными нормативными правовыми актами и двусторон­ними соглашениями.

Как часть муниципальной образовательной системы управле­ние должно быть носителем и защитником интересов последней, обеспечивая их согласование с образовательными потребностями и запросами населения, с требованиями государства, производ­ства, науки и культуры.

Из этого следует, что первоочередными задачами развития муниципального управления образованием становится формиро­вание его целостной системы, построение рациональной сети образовательных учреждений, удовлетворяющей запросам всех групп населения, прогнозирование этих запросов, оказание учеб­ным заведениям широкого спектра профессиональных услуг: раз-работческих, консультативных, экспертных, методических, ин­формационных, посреднических, снабженческих. При этом должно быть обеспечено эффективное использование имеющихся в нали­чии внутренних возможностей муниципальной системы образо­вания для поддержания достигнутого уровня образования и дос­таточно максимальные темпы их нарашивания для подъема муни­ципального образования на новый уровень.

Одной из основных задач муниципального отдела (управления) образования является обеспечение гарантий права любого ребен­ка на образование и развитие. Это невозможно сделать без реше­ния проблем специального образования, медико-психолого-пе­дагогического консультирования, дифференцированного и кор-рекционно-развивающего обучения. Именно на муниципальном уровне, в первую очередь, должны быть ре&чизованы гарантии на получение образования липам с отклонением в развитии, пре­дусмотренные п. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об об­разовании».

Задача создания целостной системы, обеспечивающей опти­мальные педагогические условия для детей с проблемами в раз­витии и трудностями в обучении, предполагает осуществление муниципальным органом управления образования следующих ос­новных направлений деятельности:

организация работы по раннему выявлению и медико-психо­лого-педагогическому диагностированию детей с проблемами в развитии;

разработка на этой основе мер опережающего характера, свя­занных с совершенствованием сети образовательных учреждений: открытие специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений, классов коррекционно-развивающего обучения, дошколь­ных (коррекционных) образовательных учреждений компенсиру­ющего вида или коррекционных групп при обычных ДОУ, созда­ние и поддержка реабилитационных учреждений нового типа, внедрение интегрированных моделей обучения проблемных детей;

осуществление опережаюших шагов по подготовке педагогов для работы в системе специачьного (коррекционного) образова­ния, переподготовки действующих кадров, повышение их квали­фикации и педагогического мастерства;

реализация конкретных управленческих решений по повыше­нию качества специального образования в действующей системе образовательных учреждений, контроля за выполнением образо­вательных стандартов и учебных планов;

стимулирование и поддержка творчески работающих педаго­гов, экспертиза авторских программ, совершенствование процеду­ры аттестации педагогических кадров, методической работы;

оказание специальным (коррекционным) образовательным учреждениям помощи в организации работы по социализации, адаптации, трудоустройству выпускников, охране их прав; обес­печение содержания специального образования, региональной и муниципальной специфики социально-политических, социально-культурных, демографических и прочих условий;

решение проблем обеспечения учащихся учебниками, а педа­гогов учебно-методическими пособиями, учебными планами, программами и т.д.;

обеспечение экономического и материально-технического раз­вития специальных (коррекционных) образовательных и реаби­литационных учреждений;

содействие развитию государственно-общественного управле­ния в специальном образовании, формирование правового поля деятельности образовательных учреждений;

объединение усилий муниципальных служб (здравоохранения, социальной зашиты населения и т.д.) в интересах детей с про­блемами в развитии.

Наверное, невозможно перечислить все задачи, стояшие перед муниципальными органами управления специальным образовани­ем. Они зависят от состояния сложившейся системы, местных со­циально-экономических условий, образованности населения, куль­турных и исторических традиций и т.д. Но, несомненно, главным напраачением в работе системы специального образования района (города, округа) является принятие мер по созданию условий для ранней психолого-медико-педагогической диагностики детей и сво­евременного начала коррекции выявленных у них нарушений.

Органом, создающим эффективную систему помощи детям с недостатками в физическом и умственном развитии, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в функции которой входит работа по своевременному выявлению, учету, определению дальнейших форм обучения таких детей. В настоящее время разработано новое положение о ПМПК. Не раскрывая под­робно содержания ее работы, отметим, что одной из основных задач ПМПК является разработка мер психолого-медико-педаго­гического воздействия, социально-педагогической реабилитации и абилитации детей и подростков с различными формами откло­нений психических функций, нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обу­чении, общении, поведении, на основании которых муниципаль­ный отдел (управление) образования принимает те или иные уп­равленческие решения: о направлении ребенка на обучение в су­ществующую систему специального образования (с согласия ро-чителей), об открытии специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений и классов при массовых школах, о подготов­ке необходимого количества специалистов, об изучении качества обучения в начальных классах отдельных массовых школ, об от­крытии реабилитационных центров и т.д. Без диагностической Деятельности ПМПК такая работа не может иметь прогностичес­кого, эффективного и целенаправленного характера.


Кроме этого, психолого-мелико-педагогическая комиссия ре­шает и другие чрезвычайно важные для развития специального образования вопросы. К ним относятся:

• работа с семьями, напрааченная на привлечение их членов к
коррекционно-оздоровительным мероприятиям и стабилизацию
семейных отношений, пропаганду психолого-медико-педагогичес­
ких знаний среди населения;

• консультативно-методическая работа со специалистами раз­
личных детских учреждений;

• разработка индивидуальных рекомендаций для организации
эффективных форм обучения и воспитания детей с проблемами в
развитии;

• организация дифференцированной психолого-педагогичес­
кой, лечебной реабилитации детей и подростков специалистами
самой ПМПК;

• анализ причин детской заболеваемости и отклоняющегося по­
ведения и разработка на этой основе предложений социального
характера по их устранению и предупреждению;

• оказание содействия образовательным учреждениям по под­
готовке специалистов для работы в школьных психолого-медико-
педагогических консилиумах.

Постановка работы ПМПК на таком уровне возможна, если муниципальный отдел (управление) образования:

комплектует ее высокопрофессиональными специалистами раз­личных профилей, будет оказывать им постоянную помощь в по­вышении квалификации, расширении профессиональных зна­ний и мастерства;

проявит постоянную заботу о совершенствовании базы психо­лого-педагогической диагностики и коррекции: обеспечении лси-холого-педагогическим инструментарием (в том числе и компью­терным), коррекционно-педагогическими пособиями, техничес­кими средствами и т.д.;

обеспечит финансирование в соответствии с существующими нормативами.

К сожалению, в настоящее время из-за дефицита кадров де-фектологов, нерешенности вопроса оплаты труда врачей в систе­ме образования возможности для создания таких психолого-ме­дико-педагогических комиссий в ряде территорий Российской Федерации отсутствуют. Задача муниципального отдела (управле­ния) образования в такой ситуации—установить эффективные контакты с региональной ПМПК (региональным центром психо­лого-медико-педагогической диагностики и реабилитации), что­бы с участием ее специалистов осуществлять диагностическую ра­боту с детьми на территории своего муниципального образования-При этом необходимо решать другие вопросы: своевременное ин­формирование населения о времени и месте работы ПМПК, от-

 

бор детей в массовых школах для консультирования членами ПМПК (с согласия и в присутствии родителей, лиц их заменяю­щих), создание условий для работы членов ПМПК и т.д.

В этой связи необходимо выделить еще одно направление дея­тельности муниципальных органов управления образованием, свя­занное с проблемами комплектования специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений (подчеркнем еще раз: дети направляются органом управления образованием только с согла­сия родителей), которое во многом зависит от знания и понима­ния особенностей ребенка, подготовленности его к обучению в школе.

Большое количество детей, направляемых из массовых школ на психолого-меди ко-педагогическое консультирование, не нуж­даются в специальном обучении. Они становятся отстающими по разным причинам: из-за речевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчивости и т.д.) и других недостатков.

Очень важно, чтобы учителя начальной школы знали, умели вовремя распознавать, правильно оценивать особенности этих детей. Поэтому через систему повышения квалификации, методические объединения, семинарские занятия специаписты муниципально­го отдела (управления) образования должны способствовать рас­пространению знаний основ специальных (коррекционной) пе­дагогики среди данной категории учителей массовой школы. Это поможет педагогам успешно бороться с неуспеваемостью, свое­временно выявлять детей с нарушениями развития без нанесения последним и их родителям серьезных психических травм.

Общеизвестно, что психолого-педагогическая коррекция тем эффективнее, чем в более раннем возрасте она начата. Удовлетво­рение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление других специальных образова­тельных потребностей на поздних этапах развития, обеспечить достаточно полную реализацию реабилитационного потенциала и, тем самым, максимально возможное снижение уровня соци­альной недостаточности ребенка. Грамотно организованная ран­няя комплексная коррекция позволяет значительной части детей зключиться в общий образовательный процесс, что исключает для них необходимость дорогостоящего специального школьного об­разования.

Поэтому организация скринингового обследования детей с са­мого раннего возраста, своевременная коррекция выявленных нарушений в ДОУ компенсирующего вида, коррекционно-разви-вающих технологий является предметом особой заботы муници­пального отдела (управления) образования. В зависимости от мес-тных условий совершенствование этой работы может идти раз­личными направлениями. К ним относятся:

 

   
 
 
 

 

открытие специальных дошкольных образовательных учрежде­ний (детский сад компенсирующего вида, центр развития ребен­ка) для детей с нарушениями речи, задержкой психического раз­вития, легкой степенью умственной отсталости, выраженным от­ставанием в интеллектуальном развитии, нарушениями сенсор­ных функций, опорно-двигательного аппарата и т.д.;

открытие детских садов комбинированного вида (с группами ком­пенсации), групп «Особый ребенок» при массовых детских садах;

создание условий для посещения коррекционных занятий деть­ми с проблемами в развитии на условиях дневного пребывания в ДОУ;

проведение одноразовых и многократных консультаций для родителей;

систематическое проведение занятий с детьми 1 — 2 раза в не­делю и др.;

разработка местной нормативной правовой базы и организа­ция коррекционной помощи в развитии на дому для тех детей, которые не посещают ДОУ по причине инвалидности, длитель­ной соматической заболеваемости и т.д.;

оказание коррекционно-образовательного консультирования родителей, в том числе и по вопросам раннего развития ребенка и своевременного вмешательства в этот процесс.

У детей как дошкольного, так и школьного возраста часто на­блюдается нарушение речи. Даже слабо выраженные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии серьезно мешают ребенку усваивать программы общеобразовательной школы. Поэтому данная категория детей требует постоянного внимания со стороны органов управления образованием, консультационно-диагостических служб, образовательных учреждений. Решение их проблем со стороны Муниципального отдела (управления) обра­зования может осуществляться различными способами.

Во-первых, как уже отмечалось, открытием специализирован­ных групп в дошкольных образовательных учреждениях.

Во-вторых, созданием логопедических пунктов при общеобра­зовательных учебных заведениях. Нормативная правовая база их деятельности определена инструктивным письмом Министерства просвещения СССР № 21-М от 16.04.76 г. Логопедические пункты открываются и финансируются муниципальными органами управ­ления образованием. За каждым из них закрепляется определен­ное количество общеобразовательных учебных заведений, общее число начальных классов в которых должно быть не менее 25. Руко­водство деятельностью логопедических пунктов осуществляет не­посредственно создавший их отдел (управление) образования.

При наличии в населенном пункте, районе, городе несколь­ких логопедических пунктов общеобразовательных учреждений органы управления образованием, их методические службы должны

 

позаботиться о создании методического объединения учителей-логопедов и оказать ему содействие в планировании работы, орга­низации деятельности, проведении в течение учебного года не менее 3—4 заседаний.

В удаленных малокомплектных общеобразовательных учрежде­ниях оказание логопедической помощи может осуществляться учителями, прошедшими специализацию по логопедии. Задача муниципального отдела (управления) образования — организовать такую подготовку учителей через региональный отдел (управле­ние) образования (ИПКРО) и предусмотреть в сметах расходов учреждений определенные средства на оплату их деятельности.

Муниципальный отдел (управление) образования должен про­явить заботу об открытии в общеобразовательных учреждениях классов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения, с включением в штаты данных учреждений ставок учи­телей-логопедов согласно нормативным документам (Сборник приказов № 21, 1988, приказ № 333).

1 См.: Методические рекомендации по организации и содержанию коррек-чионно-развивающего обучения п условиях общеобразовательных учреждений Института коррекиионной педагогики РАО // Журнал-каталог «Образование». — М-. 1997.- N° 3.

 

Основополагающей идеей отечественной коррекиионной пе­дагогики является идея о возможности компенсации нарушений психического развития в условиях специального обучения и вос­питания, т.е. в условиях, адекватных состоянию ребенка. Это име­ет непосредственное отношение к четко выделяющейся в послед­нее время большой группе детей, которые не были готовы к обу­чению в школе и испытывают трудности в усвоении образова­тельных программ, имеют нарушения целостно-личностной ори­ентации, высокую степень педагогической запущенности, откло­нения интеллектуального и личностного развития (в том числе и ЗПР различного генеза), частичное отставание в развитии выс­ших психических функций и т.д. Такие дети, обучаясь в общеоб­разовательных школах на общих основаниях, без учета их особен­ностей, испытывая затруднения в самостоятельном овладении по­знавательными процессами, становятся на путь сначала школь­ной, а затем социальной и трудовой дезадаптации, пополняют ряды хронически больных, преступников, безработных. Поэтому создание адекватных условий для обучения и воспитания этой категории детей и подростков является не только организацион­но-педагогической, но и социальной задачей муниципального отдела (управления) образования. Речь идет о целенаправленной работе на уровне муниципальных образований по введению кор-рекционно-развивающего обучения в условиях общеобразователь­ных учреждений1.

 

 
 

 

Реализация Концепции коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии, представляющей собой качествен­но новый уровень образовательного процесса, позволяет удовлет­ворить потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, сохранить и укре­пить его здоровье.

При введении системы коррекционно-развивающего обучения муниципальным отделом (управлением) образования должны быть реализованы в практике работы школ следующие основные на­правления деятельности:

диагностике- консультационное;

коррекционно-развивающее учебно-воспитательное;

лечебно-профилактическое;

соииально-трудовое.

Не раскрывая полностью содержание направлений, отметим лишь, что чрезвычайно важно не упустить их из поля деятельности.

Во-первых, решение об открытии классов коррекционно-развиваюшего обучения (КРО) муниципальным отделом (управ­лением) образования должно приниматься лишь при условии:

наличия в общеобразовательном учреждении службы коррекции и развития, включающей в себя, наряду с педагогами, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-психологов, врачей;

наличия (в случае отсутствия службы, упомянутой выше) до­говора и плана совместной деятельности с муниципальным или региональным центром развития и коррекции (ГТМПК и т.п.);

наличия для работы с детьми данной категории подготовлен­ных педагогов, прошедших специальную подготовку по коррек-ционной педагогике;

создания соответствующей материа1ьной базы и методическо­го обеспечения коррекционно-развиваюшей работы;

организации постоянно действующего психолого-медико-пе­дагогического консилиума для проведения комплексного обсле­дования обучающихся, определения им необходимой психолого-педагогической ПОМОЩИ-

Во-вторых, реализуя идею дифференцированного подхода к детям с проблемами в обучении и развитии, муниципальный отдел (управление) образования должен руководствоваться тем, что на данном этапе становления системы коррекционно-разви­вающего обучения реальным является использование следующих вариантов работы:

сохранение и укрепление уже существующих коррекционных школ и классов для детей с ЗПР (в исключительных случаях в них могут обучаться и дети-олигофрены с негрубыми формами ин­теллектуальной недостаточности при условии, что педагоги про­шли курсы специальной подготовки, вооружены программой школы VIII вида, им оказывается методическая помощь со сторо-

 

специалистов муниципального отдела (управления) образова­ния, оценка успешности детей основывается на требованиях школы VIII вида);

организация в начальной школе классов КРО с широким кон­тингентом обучающихся (включая детей, чьи проблемы в обуче­нии обусловлены наличием пограничных форм интеллектуальной недостаточности) при наличии финансовых возможностей для полноценного функционирования данных классов в соответствии с нормативами.

Не должна допускаться первоначальная организация классов коррекционно-развивающего обучения в среднем звене общеоб­разовательной школы, если такие классы не существовали в на­чальной школе;

обучение детей в специализированных образовательных учреж­дениях — центрах психолого-медико-педагогической реабилитации и т.п.

В-третьих, для эффективного функционирования системы коррекционно-развиваюшего обучения муниципальный отдел (уп­равление) образования должен обеспечить:

организацию всеобуча педагогов в области коррекционной пе­дагогики, а также повышение уровня их психологической компе­тенции, в том числе и по вопросам управления личностным раз­витием школьников;

развитие различных видов профессиональных объединений педагогов как внутри образовательных учреждений (методические объединения, школы педагогического мастерства, педагогичес­кие мастерские, творческие микрогруппы, психолого-меди ко- пе­дагогические консилиумы), так и на уровне муниципального об­разования (методические объединения, педагогические клубы, методологические семинары, творческие лаборатории), видя в них эффективное средство профессионального роста педагогов систе­мы коррекционно-развивающего обучения, распространения зна­ний в области специальной педагогики и специальной психоло­гии, разработки и реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования педагогического персонала;

организацию подготовки и переподготовки специалистов для работы с данной категорией детей через региональную систему повышения квалификации работников образования.

Составной частью системы работы муниципального отдела (уп­равления) образования является и деятельность по непосредствен­ному руководству специальными (коррекционными) образователь­ными учреждениями, в отношении которых он выступает в каче­стве учредителя.

Статья 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ разъясняет принципы государственной политики в области образования, ука-

 

       
   
 
 

 

зывая на «автономность образовательных учреждений». При этом задача сохранения единого образовательного пространства при рас­ширении самостоятельности и индивидуальности образователь­ных учреждений, децентрализации образования требует и прин­ципиально новых подходов к формированию демократических принципов управления образовательными учреждениями со сто­роны муниципальных (региональных) органов управления обра­зованием. Руководство муниципального отдела (управления) об­разования деятельностью специальных (коррекционных) образо вательных учреждений в нынешних условиях должно осуществ ляться по следующий основным направлениям:

1. Оказание помощи в разработке и утверждение устава специ
ального (коррекционного) образовательного учреждения, опр
деление обязательного минимума локальных правовых актов п
регулированию его деятельности.

2. Проведение лицензирования, участие в аттестации специ­
ального (коррекционного) образовательного учреждения.

3. Подбор и назначение руководителя специального (коррек­
ционного) образовательного учреждения в соответствии с нор­
мативными требованиями и его аттестация.

4. Аттестация педагогических кадров образовательного учреж­
дения на первую квалификационную категорию.

5. Обеспечение финансирования специального (коррекиионно-
го) образовательного учреждения в соответствии с нормативами
финансирования учреждений данного конкретного вида, кото­
рые не могут быть ниже региональных (федеральных).

6. Контроль за выполнением Государственного образователь­
ного стандарта специального образования (учебных планов, про­
грамм), соблюдением санитарно-гигиенических норм образова­
тельного процесса.

7. Контроль за использованием имущества, зданий, сооруже­
ний, переданных образовательному учреждению в оперативное
управление.

8. Содействие развитию государственно-общественных форм
управления образовательным учреждением (совет, попечительский
совет, родительский комитет, педагогический совет и т.д.).

9. Организация материально-технического обеспечения обра­
зовательного учреждения и его воспитанников, решение вопро­
сов развития материальной базы, содействие в проведении капи­
тального ремонта и т.д.

10. Осуществление научно-методического и медико-педагоги­
ческого обеспечения образовательного учреждения.

11. Содействие организации общественных фондов поддержки
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Особого внимания со стороны органов управления образова­нием требуют специальные (коррекционные) учреждения интер-

 

натного типа, воспитанники которых находятся на полном госу­дарственном обеспечении. Показателями эффективности управ­ления интернатными учреждениями должны являться:

1. Создание материальных условий для разностороннего развития
личности воспитанников, в том числе и обеспечение нормативов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федера­
ции «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де­
тей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.92 г. № 409.

2. Наличие кадрового состава школ-интернатов, необходимого
для разностороннего развития его воспитанников.

3. Постоянное совершенствование внутришкольного управле­
ния, активное вовлечение в этот процесс воспитанников.

4. Обеспечение социальных гарантий и защиты детей-сирот (за­
крепление жилья, назначение пенсий по потере кормильца, за­
числение на сберегательные книжки алиментных и иных поступ­
лений и т.д.).

Все названные аспекты управленческой деятельности со сто­роны муниципального отдела (управления) образования окажут­ся достаточно эффективными, если их будет осуществлять кол­лектив специалистов, объединенный гуманистическими идеала­ми образования и воспитания, обшим научно обоснованным под­ходом к их реализации; если названные аспекты управленческой деятельности будут осуществляться в соответствии с постоянно меняющимися экономическими, социальными и педагогически­ми условиями функционирования муниципальной образователь­ной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: