S. 5 g й Й «

л Р

га. -X Я i ЕС О 9 J
= X
 
'2 е га к
о X Li
il
ll

liii

 
 

и г;

fc F - 3 -

S3 О и

S g £ £23

й я з 2 &

и я й ^ О и

>i 2 о. " = 2

lllill

 

I, O v m

m о

3 = и С

5 - о ю

о. а н о

ID Е i

qjn и Я О



А. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии I — VII видов

Направления подготовки, определяе­мые направ­ленностью образова­тельных Программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (норма критерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результатив­ность пол готовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Резул ьтати и i ость подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результа­тивность подготовки (уровень» качество) Содер­жание подго­товки Резул ьта ти вн ость подготовки (уровень и качество)
                9
1. Общеобра­зовательная подготовка Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных право­вых актов Выполнение требований норматинных правовых актов к ре­зультатам подготовки выпускников Учебный план, об­разова­тельные програм­мы, рас­писание занятий, классные журналы Результаты ито­говой аттестациивыпускников за 3 года и(или) ре­зультаты выпол­нения тестов, контрольныхили других задан ий, учитывающих особенности вы­пускников дан­ного вида и реко­мендованных к применению в установленном порядке Экспер­тиза докумен­тации Анализ резуль­татов итоговых аттестаций и (или) резуль­татов выполне­ния тестов, контрольных или других заданий Соответ­ствие тре­бованиям норма­тивных правовых актов Достижение не менее чем поло­виной выпускни­ков положитель­ных результатов итоговых аттеста­ций в течение трех последовательных лети (или) уста­новленных для данного региона уровней требова­ний по учебным предметам и в целом по данному направлению

to 1-J


Продолжение таблицы


  1              
2. Подютов- Соответ- Выполнение Учебные и те- Данные итого- Экспер- Анализ данных Соответ- Достижение
ка в рамках ствие со- требованийк матические вого контроля тиза до- итогового ствие тре- выпускниками
коррекцион- держа- подготовке планы, прог- полготовки вы- кумента- контроля и бованиям установленных
нойработы ния под- выпускников раммы, распи- пускников по ции (или) результа- норматив- В данномре-
  готовки   сание занятий, предметам   тов выполне- ных пра- гионе требова-
  требова-   классныежур- коррекционно-   ния специали- вовых ний для каж-
  ниям   налы го цикла и   зированных за- актов дого предмета
  норма-     (или) резуль-   даний, анализ   и в целом по
  тивных     таты выполне-   динамики   коррекционноЙ
  правовых     ния специали-   результатов   работе
  актов     зированныхза-        
        даний, данные        
        о динамике        
        развития умс-        
        1ИЙ инавыков        
3. Подготов- Соот- Выполнение Документация Данные о Экспер- Анализ данных Соответ- Достижение
ка в рамках ветствие требований к о содержании и состоянии здо- тиза до- 1 состоянии ствие тре- выпускниками
лечебно* содер- состоянию и юрядке меди- товья, физи- кумента- здоровья, фи- бованиям установленных
профилакти- жания динамике 1и некого об- ческою разви- ции зического раз- норматив- в данном ре-
ЧССКОЙ ра- юдго- юказателей служивания, тия и о дина-   вития и дина- ных Пра- гионе требова-
боты товки здоровья и учебно-про- мике соот-   мике соответст- вовых ши к состоя-
  Требова- физического филактических ветствующих   вующих пока- актов нию здоровья,
  ШШ развития вы- мероприятий и токазателей   зателей   физическому
  норма- lyCKHHKOB восстановится ь-         развитию ик
  тивных   юго лечения,         шпамике соот-
  право-   санитарно-ги-         ветствующих
  вых   гиенического         показателей
  актов   >ежима          

Окончание таблицы

  1              
4. Трудовая подготовка (только для I и IV видов) Соот­ветствие содержа­ния под-■о гонки требова­ния IW норма­тивных фавовьга 3KT0IS Выполнение требований юрмативных правовых актов к ре­зультатам подготовки выпускников Учебный план, программы, расписание за­нятий, клас­сные журналы Результаты итогового контроля под­готовленности выпускников и (или) ре­зультаты вы­полнения спе-(иализирован-ных заданий, рекомендован­ных к приме­нению в уста­новленном порядке Экспер­тиза до­кумен­тации Анализ резуль­татов итогового контроля и или) результа­тов выполне-[ия специали­зированных заданий 2оот1зет-ствие тре­бованиям юрматив-1ых пра­вовых лктов Достижение выпускниками установленных для данного региона требо­ваний по каж­дому критерию оценки и по трудовой под­готовке в целом
5. Социаль­ная подго­товка (соци­ализацияс целью интег­рации в об­щество) в целом                



Б. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекциониых) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии VI11 вида

Направления подготовки, определяе­мые направ­ленностью образова­тельных программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (нормакритерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Рс зуд ьтати вн ость подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание ПОДГО­ТОВКИ Резул ьтати в] 1 ость подготовки (уровень и качество)
                 
1. Образова-гельная подготовка Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных правовыхактов Выполнение требований нормативных правовых актов к ре­зультатам ПОДГОТОВКИ выпускников Учебный план, обра­зовательные программы, расписание занятий, классные журналы Результаты ито­говой аттестации выпускников или итоговых конт­рольных «срезов» за 3 года и (или) результаты вы­полнения тестов, контрольных и других заданий Экспер­тиза докумен­тации Анализ резуль­татов итоговых аттестаций или контрольных «срезов» и (иди) резуль­татов выполне­ния тестов, контрольных и других заданий Соответ­ствие тре­бован инм норма­тивных докумен­тов Достижение не менее чем поло­виной выпускни­ков положитель­ных результатов итоговых аттес­таций или итого­вых контрольных «срезов» в тече­ние трех после­довательных лет и (или) по каж­дому учебному предмету и в целом устано­вленных для данного региона требований

 

Продолжение таблицы


              К  
2. Подготов­ка в рамках коррекцион­ной работы Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных правовых актов Выполнение требований к подготовке выпускников Учебные и тематичес­кие планы, программы, расписание занятий, классные журналы Данные итогового контроля подго­товки выпускни­ков по предметам коррекционного цикла и (или) ре­зультаты выпол­нения специали­зированных зада­ний, данные о динамике разви­тия умений и навыков Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ данных итогового контроля и (или) результа­тов выполне­ния специали­зированных заданий, ана­лиз динамики результатов Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение вы­пускниками установленных в данном регионе требований для каждого пред­мета и в целом по коррекцион­ной работе
3. Подготов­ка в рамках лечебно-про­филактичес­кой работы Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных правовых актов Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического Развития выпускников Документа­ция о содер­жании и по­рядке меди­цинского об­служивания, лечебно-про­филактичес­ких меропри­ятий и вос­становитель­ного лечения, санитарно-игиеничес-кого режима Данные о состо­янии здоровья, физического раз­вития и о дина­мике соот­ветствующих показателей Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ данных о состоянии здоровья, фи­зического раз­вития и дина­мике соответст-)ующих пока­зателей Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение вы­пускниками установленных в данном регионе требований к состоянию зао-эовья, физичес­кому развитию и к динамике со­ответствующих показателей

*~-п*
- й ч s о О и
- s a ct о u □ д ч s ж о.
2-й g Я
отов-ли-

гг

a в к


о

e«I*

«I

ч о

 
к ш ^ <u О
о
His
Зя
s s
h x
5 5"
Щ Й « Я н с я

e&Ili

II -|х а

^ О — i g i= | i я
X X я.— ш <s о 5 с х r-l Ч

es. с л Ц

- х ~

3 я

^ ^ £

s

О л ш ■ | с х? £ я

3 ■ ^х

S я О. с
С. (-
— я

I

и й 3.5 о с.

1о о °

s 3

•iiii"

а- Е с я

L. " i- И «

«5 г о ь з

=^ ч я s с х

> - tx с д о

С

= v CJ -^ л.

Ё я «я?

■OaSP

С 3

о о. й 5,

о --J

S К Я п

я 3

X - a. tr
g
H ч, о

S о к о. 3


= Р S

I s I


Pig

Ж 1С О

s о а


Для решения поставленных задач в образовательном учрежзении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмат­ривается режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, учитывающий факт круглосуточного пребы­вания воспитанников в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.15 Положения), нали­чие специальных (коррекционных) групп (классов) для детей с откло­нениями в развитии (п. 3.17 Положения), трудовое воспитание (п. 3.20, 3.21 Положения), возможность воспитанников посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, а также участвовать в кон­курсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п. 3.32 Положения).

В связи с указанными особенностями образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных пред­ставителей), при их аттестации целесообразно оценивать подготовку вос­питанников в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профи­лактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.

В соответствии с п. 3.18 Положения дети в образовательном учрежде­нии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только прожинают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразова­тельном учреждении (п. 1.5 Положения).

Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации образо­вательного учреждения является общеобразовательная подготовка.

При аттестации образовательных учреждений для детей-сирот и де­тей, оставшихся без родителей (законных представителей), следует ис­пользовать таблицу В.

Раздел II

Порядок аттестации общеобразовательной школы-интерната;

оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных

учреждений для детей и подростков с девиантным поведением

регламентируется Положением о порядке аттестации и государственной

аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом

Министерства общего и профессионального образования

Российской Федерации

от 22.05.98 № 1327

2.1. Общеобразовательная школа-интернат

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательной шко­ле-интернате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 612 (далее — Положение), специфика всех ви­дов общеобразовательной школы-интерната (общеобразовательная шко­ла-интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе гимназий-интернатов, лицеев-интерна­тов) определяется целью ее создания: оказание помощи семье в воспи­тании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, со­циальной зашиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей (п. 1.2 Положения).



В. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки лля образовательных учреждений дли детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)


Направления подготоики, определяе­мые направ­ленностью образова­тельных программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (норма критерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результатив­ность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) Содержание подготовки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Резул ьтативность подготовки (уровень и качество)
]                
1. Общеобра­зовательная подготовка (с учвпш особеннос­тей детских домов) Соот­ветствие содер­жания каждого реализу­емого направ­ления подго­товки требова­ниям норма­тивных правовых актов Выполнение требою пий нормативных правовых актов к ре­зультатам подготовки выпускников по каждому реализуемо­му направле­нию Учебные пла­ны, образова­тельные прог­раммы, распи­сание занятий, классные жур­налы для каж­дого реализу­емого направ­ления образо­вательной под­готовки, доку­менты, регла­ментирующие самоподготов­ку и работу ОУ в рамках круглосуточ­ного режима, лицензии Результаты ито­говой аттестации выпускников за 3 года и (или) ре­зультаты выпол­нения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности вы­пускников дан­ного вида и ре­комендованных к применению в установленном порядке Экспер­тиза докумен­тации Анализ ре­зультатов ито­говых аттеста­ций и (или) результатов выполнения тестой, конт­рольных или других зада­ний Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение не менее чем поло­виной выпуск­ников положи­тельных резуль­татов итоговых аттестаций в те­чение трех пос­ледовательных лет и (или) ус­тановленных для данного региона уровней требова­ний по учебным предметам и в целом по каждо­му реализуемому направлению образовател ьной ПОДГОТОВКИ


Продолжение таблицы


                 
2. Подготов­ка в рамках коррекцион-ной развива­ющей работы Соответ­ствие содержа­ния пол­готовки требова­ниям норма­тивных Правовых актов Выполнение требований нормативных правовых ак­тов к подго­товке и к психолого-педагогичес­кой реабили­тации вы­пускников Учебные и те­матические планы, прог­раммы, рас­писание заня­тий, классные журналы Данные итогово­го контроля под­готовки выпуск­ников по предме­там коррекцион-ного цикла и (или) резул ьтаты выпол­нения специали­зированных зада­ний, данные оди-шмвке развития умений и навыков, данные о резуль­татах псих о лого-педагогической реабилитации Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ дан­ных итого­вого контро­ля и (или) результатов выполнения специализи­рованных за­даний, психо­лого-педаго­гической реа­билитации, анализ дина­мики резуль­татов Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение вы­пускниками ус­тановленных в данном регионе требований лля каждого предме-га и в целом по коррекционной развивающей работе
3. Подготов­ка в рамках лечебно-про­филактичес­кой работы Соответ­ствие содержа­ния под­готовки грсбова- [ИЯМ гор ме­ти вньи ] разовых актов Выполнение требований к состоянию и динамике по­казателей здо­ровья и фи­зического развития и медико-пси-холого-педа­гогической реабилитации выпускников Документация о содержании и порядке ме­дицинского об­служивания, течебно-про-рилактичес-ких мероприя­тий и восстано­вительного ле­чения, санитар-ю-гигиеничес­кого режима Данные о состо­янии здоровья, физического развитии и о ди-1амике соот­ветствующих показателей Экспер­тиза до­ку мента-ции Анализ дан­ных 0 сос­тоянии здо­ровья, фи­зического развития и динамике соответствую­щих пока­зателей Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых дктов Достижение вы­пускниками ус­тановленных в данном регионе гребований к состоянию здо­ровья, физичес­кому развитою и к динамике со­ответствующих показателей

со о


Окончание таблицы


1                
4. Трудовая подготовка с целью СОЦИ-ильно-трудо-|зой адапта­ции Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных право­вых актов Выполне­ние требо­ваний нор­мативных правовых актов к ре­зультатам подготовки выпускни­ков и к их реальнойсоииально-тр уд ово и адаптации Учебные планы, программы, рас­писание занятий, классные журна­лы, лицензия на ведение профес­сиональной под­готовки, как до­полнительной образовательной услуги, докумен­тация учителяи социального пе­дагога Результатыитого­вого КОНТрОЛЯПОД-ГОТО вленности вы­пускников и (или) результаты выпол­нения специализи­рованныхзаданий, рекомендованных к применению в установленномпо­рядке, данные о социальной адап­тации выпускни­ков Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ ре­зультатов итогового контроля и (или) ре­зультатов выполнения специализи­рованных задании, анализ дан­ных о со­циальной адаптации Соответст­вие требо­ваниям норматив­ных пра­вовых актов Достижение выпускниками установленных для данного рсиона требо­ваний по каж­дому критерию оценки и по трудовой под­готовке в це­лом
5. Социаль­ная подготов­ка (социали­зация с целью интеграции в общество) в целом                

 

 

Общеобразовательная школа-интернат создается при наличии необ­ходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей (п. 2.5 Положения).

Образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.4 Положения).

Одним из проверяемых показателей при аттестации образовательно­го учреждения является общеобразовательная подготовка.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обуче­ния, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребыва­ния носпитанникон в школе-интернате (п. 3.17 Положения).

В связи с указанными особенностями при аттестации общеобразова­тельных школ-интернатов целесообразно также оценивать подготовку воспитанника в рамках лечебно-профилактической работы, социальной подготовки (см. таблицу Г).

2.2. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

В соответствии с Типовым положением об оздоровительном образо­вательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в дли­тельном лечении, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 28.08.97 № 1117 (далее — Положение), специфи­ка всех видов (санаторная школа-интернат, санаторно-лесная школа, санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей) отражается в цели его создания: оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся и длительном лечении (п. 1.2 Положения).

Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 3.16 Положения), дополнительные образователь­ные программы (п. 3.20 Положения).

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обуче­ния, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительнос­ти пребывания детей в учреждении (п. 3.17 Положения).

В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам (п. 3.19 Положения).

В связи с указанными особенностями при аттестации оздоровитель­ных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждаю­щихся в длительном лечении, целесообразно оценивать подготовку вос­питанника по общеобразовательным программам, в рамках лечебно-про­филактической работы, коррекционной развивающей работы, социаль­ной подготовки (см. таблицу Д).

2.3. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением

В соответствии с Типовым положением о специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведе­нием, утвержденным постановлением Правительства Российской Феде­рации от 25.04.95 № 420 (далее —Положение), специфика всех видов




to

со to


Г. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для общеобразовательных школ-интернатов


Направления подготовки, определяе­мые направ­ленностью образова­тельных программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (норма критерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содержание подготовки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Ре зул ьтати вн ость подготовки (уровень и качество)
I             S  
1. Общеобра­зовательная подготовка Соответ­ствие содер­жания подго­товкитребова­ниям норма­тивных право­вых актов Выполнение требований нормативных правовых ак­товк резуль­татам подго­товки вы­пускников по каждому реализуемо­му направ­лению Учебные планы, образовательные программы, рас­писание занятий, классные жур­налы для каждого реализуемого на­правления обра­зовательной под­готовки, доку­менты, регла­ментирующие са­моподготовку и работу ОУ и рам­ках круглосуточ­ного режима, ли­цензии Результаты итоговой ат­тестации вы­пускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, конт­рольных или других зада­ний, реко­мендованных к примене­нию в уста­новленном порядке Экспер­тиза докумен­тации Анализ ре­зультатов итоговых аттестацийи (или) ре­зультатов вы­полнения тестов, конт­рольных или других зада­ний Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение не менее чем поло­виной выпуск­ников положи­тельных резуль­татов итоговых аттестаций в те­чение трех пос­ледовательных лет и (или) ус­тановленных для данного региона уровней требо­ваний по учеб­ным предметам и в целом по дан­ному направле­нию
Окончание таблицы

ю со


              S  
2. Подготов­ка п рамках лечебно-про­филактичес­кой работы Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки 1ребова-ниям норма­тивныхправовых актов Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития вы­пускников Документация о содержании и по­рядке медицин­ского обслужива­ния, лечебно-профилактичес­ких мероприятий и восстановитель­ного лечения,са­нитарно-гигиени­ческого режима Данные о сос­тоянии ало-ровья, физи­ческого раз­вития и о ди­намике соот­ветствующих показателей Экспер­тиза докумен­тации Анализ дан­ных о состоя­нии здо­ровья, физи­ческого раз­вития и ди­намике со­ответствующ­их показа -телей Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных правовых актов Достижение вы­пускниками ус­тановленных в данном регионе требований к состоянию здо­ровья, физичес­кому развитию и К Динамикесо­ответствующих показателей
3. Социаль­ная подготов­ка (социали­зация с целью ин­теграции в общество) в целом                

-p.


Д. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для оздоровительных ОУ санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении



Направления подготовки, определяе­мые направ­ленностью образова-гельных программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (норма критерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содержание подготовки Результатив­ность подготовки {уровень и качество) Содер­жание ПОДГО­ТОВКИ Результатив­ность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результативность подготовки (уровень и качество)
                 
1.Общеобра­зовательная подготовка Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных правоных актов Выполнение требований нормативных правовых ак­тов к резуль­татам подго­товки вы­пускников по каждому реализуемо­му направ­лению Учебные планы, образовательные программы, рас­писание занятий, классные журна­лы для каждого реализуемого нап­равления образо­вательнойподго­товки, докумен­ты, регламенти­рующие индиви­дуальную подго­товку и работу ОУ в рамках кру­глосуточного и лечебно-охрани­тельного Результаты итоговой ат­тестации вы­пускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестон, конт­рольных или других зада­ний, учиты­вающих осо­бенности вы­пускников данного вида и рекомендо­ванных к при­менению в Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ ре­зультатов итоговых ат­тестаций и (или) резуль­татов выпол­нения тестов, контрольных или других заданий Соответ­ствие грсбова-ниям норма­тивных правовыхактов Достижение не менее чем поло­виной выпускни­ков положитель­ных результатов итоговых аттеста­ций в течение трех последова­тельных лет и (или) установ-лемныхдлядан­ного региона уров-ней требований по учебным предметам и в целом подан­ному направле­нию

Продолжение таблицы

                 
      режима, лицен­зии на дополни­тельное образова­ние (при наличии) установлен­ном порядке        
2. Подготов­ка в рамках коррекцион-нойразвива­ющей работы Соответ­ствие со­держа­ния ПОД­ГОТОВКИ требова­ниям юрма- тивных правовых актов Выполнение требований нормативных правовых актов к под­готовке и к психиолого-эедагогичес-кой реабили­тации вы­пускников Учебные и тема­тические планы, программы, рас-гнеаниезанятий, классныежур­налы Данные ито­гового контро­ля подготов­ки выпускни­ков по предме­там коррекпи-онного цикла и (или) резуль­таты выполне­ния специали­зированных заданий, дан­ные о динами­ке развития умений и навы­ков, о резуль­татах психоло­гической реабилитации Экспер­тиза докумен­тации Анализ дан­ных итогово­го контроля и (или) резуль­татов выпол­нения специ­ализирован­ных заданий, психологи­ческой ре-тбилитании, динамики ре-зул ьтатов Соответс­твиетре­бованиям норма­тивных правовых актов Достижение вы­пускниками ус­тановленных в данном регионе гребований для каждого пред­мета и в целом по коррекцион-юй работе
3. Подготов­ка в рамках лечебно-про­филактичес­кой работы Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки Выполнение требований к состоянию и динамике показателей Документация о содержании и порядке меди-шнекого обслу­живания, лечеб- Данные о со­стоянии здо­ровья, физи­ческого раз­вития и о ди- Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ лан-]ыхо состо­янии зло-гавья, физи-iccKoro раз- Соответ­ствие тре-юваниям норма­тивных Достижение вы-iyc кн и ками ус­тановленных в данном регионе требований к

to

Си


Окончание таблицы


          6 1    
  требова­ниям норма­тивных правовыхактов здоровья, физического развития и медико-пси­хологической реабилита­ции выпуск­ников но-профилакти-ч ее ки х мероп ри -ятии и восстано­вительного лече­ния, санитарно-гигиенического режима намнкесоот­ветствую! д их показателей   вития и дина­мике соот­ветствующих показателей правовых актов состоянию здо-роиьн. физи­ческому раз­витию и к ди­намике соот­ветствующих показателей
4. Социаль­ная подго­товка (соци­ализация с целью инте­грации в об­щество) в целом                

специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подрост­ков с девиантным поведением (специальная общеобразовательная шко­ла, специальное профессионально-техническое училище, специальная (коррекционная), общеобразовательная школа и специальное (коррек-ционное) профессионально-техническое училище для детей и подрост­ков с отклонениями Li развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния), определяется контингентом воспитанников прини­маемых в учреждение (дети и подростки с устойчивым противоправным поведением, отказывающиеся посещать общеобразовательные учрежде­ния, испытывающие трудности общения с родителями (п. 2.13 Положе­ния).

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подро­стков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологичес­кую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего и начального профессионального образования (п. 1.1 По­ложения).

Для решения поставленных задач в специальных учебно-воспитатель­ных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением пре­дусматриваются: порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков, учитывающий их индивидуальность, возраст, пол, а также психическое и физического состояние; создание условий психокоррек-ционной работы на основе индивидуальной социально-психологичес­кой диагностики; организация оптимального распорядка дня, включаю­щего в себя систему оздоровительно-вое питательных мероприятий, за­нятия общественно полезной деятельностью, личное время воспитан­ников; безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния; социально-правовая помощь (п. 2.15 Положения). Порядок содержания воспитанников направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подрост­ков, формирования их личности, а также социальной реабилитации (п. 2.15 и 2.!6 Положения).

В связи с указанными особенностями специальных учебно-воспита­тельных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанника в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профилактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.

В соответствии с п. 1.1 Положения в учреждении дети не только про­живают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организу­ется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и типовым положением об учреждении начального профес­сионального образования. Поэтому при аттестации необходимо прове­рять общеобразовательную подготовку и подготовку по программам на­чального профессионального образования и профессиональной подго­товки (см. таблицу Е).



E. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных учебно-воспитательных

учреждений для детей и подростков с дсвиантиым поведением



Направления подготоики, определяе­мые направ­ленностью образова­тельных программ Содержание оценки Процедура оценки
Предмет оценки Способ оценки Норматив оценки (норма критерия оценки)
Содер­жание подго­товки Результа­тивность подготовки (уровень и качество) Содержание подготовки Результатив­ность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество) Содер­жание подго­товки Результатив­ность подготовки (уровень и качество)
                 
1. Обще­образова­тельная подготовка Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных правовых 1КТОВ Выполне­ние требо­ваний нор­мативных правовых актов к ре­зультатам подготовки выпускни­ков по каждому реализуе­мому на­правлению Учебный план, об­разовательные про­граммы, расписа­ние занятий, клас­сные журналы для каждого реализуе­мого направления образовательной подготовки, доку­менты, регламен­тирующие инди­видуальную под­готовку и работу ОУ в рамках круглосуточного режима, лицен­зии на дополни­тельное образова-|ие (при наличии) Результаты ито­говой атге ста­ции выпускни­ков за 3 года и (или) результа­ты выполнения тестов, конт­рольных или других задании, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендован­ных к примене­нию в установ­ленном порядке Экспер­тиза до-куме н-тации Анализ ре­зультатов итоговых ат-гестаний и (или) ре­зультатов вы­полнения тестов, конт-эольныхили других зада­ний Соот­ветствие требова­ниям норма­тивных право­вых актов Достижение не менее чем поло­виной выпуск­ников положи­тельных резуль­татов итоговых аттестаций в те­чение трех по­следовательных лет и (или) ус­тановленных для данного ре­гиона уровней требований по учебным Пред­метам и в це­лом по данно­му направлению


Продолжение таблицы


to

се О


                 
2. Подго- Соответ- Выполне- Учебные и тема- Данные итого- Экспер- Анализ дан- Соответ- Достижение
товка в ствие со- ние требо- тические планы, вого контроля тиза до- пых итогового ствие выпускниками
рамках кор- держания ваний нор- программы, рас- подготовки вы- кумента- контроля и 1ребова- установленных
рскиион- подготов- мативных писание занятий, пускников по ции (или) резуль- ниям в данном ре-
ной работы ки требо- правовых классныежурна- предметам кор-   татов выпол- норма- гионе требова-
  ваниям актов к лы, планы работы рекционного   нения специ- тивных ний для каж-
  норма- подготовке по профилактике цикла и (или)   ализирован- право- дого предмета
  тивных и к меди- правонарушений, результаты вы-   ных заданий, вых и в целом по
  правовых ко-психо- личный план пси- полнения специ-   результатов актов коррекцион-
  актов лого-педа- холога, протоколы ализированных   медико-пси-   ной работе
    гогической заседаний комис- заданий, данные   холого-педа-    
    и социаль- сий о динамике раз-   гогической и    
    ной реаби-   вития умений и   социальной    
    литации вы-   навыков, данные   реабилита-    
    пускников   о результатах ме-   ции, анализ    
        дико-психоло-   динамики    
        го-педагогичес-   результатов    
        кой и социаль-        
        ной реабилитации        
3. Подготов- Соответ- Выполне- Документация о Данные о со- Экспер- Анализ дан- Соответ- Достижение вы-
ка в рамках ствие со- ние требо- содержании и по- стоянии здо- тиза до- ных о состоя- ствие пускниками ус-
лечебно- держания ваний к рядке медицин- ровья, физи- кумента- нии требова- тановленных в
профилак- подготов- состоянию ского обслужива- ческого разви- ции здоровья, ниям данном реги-
тической ки требо- и динамике ния, лечебно- тия и о дина-   физического норма- оне требований
работы ваниям показате- профилактических мике соответ-   развития и тивных к состоянию здо-
  норма- лей здоро- мероприятий и ствующих пока-   динамике со- право- ровья, физичес-
  тивных вья и физи- восстановите л ь но - зателей   ответствую- вых кому развитию
  правовых ческого раз- го лечения, сани-     щих показа- актов и к динамике со-
  актов вития вы- тарно-гигиеничес-     телей   ответствующих
    пускников кого режима         показателей

Окончание таблицы

I                
4. Трудовая подготовка и (или) про­фессиональ­ная или на­чальная про­фессиональ­ная подго­товка Соответ­ствие со­держа­ния под­готовки требова­ниям норма­тивных Правовых актов Выполне­ние требо-ваний нор­мативных правовых актеж к результатам подготовки выпускни­ков и к их социально-трудовой адаптации Учебный план, программы, расписание за­нятий, клас­сные журналы, лицензия на ве­дение профес­сиональной или начальнойпрофессиональ­ной подго­товки, доку­ментация социального педагога, план внеурочной, учебно-воспи-та тельной работы Результаты итого­вого контроля под­готовленности вы­пускников и (или) результаты выпол­нения специализи­рованных заданий,рекомендованных К применению п установленном по­рядке, данные о с оци а л ьн о-трудо -вой адаптации выпускников Экспер­тиза до­кумента­ции Анализ ре­зультатов ито­гового кон­троля и (или) результатов выполнения специализи­рованных за­даний, дан­ных о соци­ально-трудо­вой адапта­ции выпуск­ников Соответ­ствие требова­ниям норма­тивных право­вых актов Достижение выпускниками установленных для данного региона требо­ваний по каж­дому критерию оценки и по трудовой под­готовке в це­лом
5. Социаль­ная подго­товка (социа­лизация с целью интег­рации в об­щество) в целом               /

Приложение 1

Перечень основных нормативных правовых документов, использовавшихся в ходе подготовки Рекомендаций

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерально­
го закона от 13.01.96 № 12-ФЗ.

2. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации обра­
зовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и про­
фессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N9 1327.

3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96.

4. Типовые положения об образовательных учреждениях.

5. Письмо Минобразования России от 08.10.98 № 15/368-6 <Ю дополнении
Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных
учреждений».

6. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных уч­
реждений, утвержденные Минобразованием России с 1985 г. по настоящее
время.

7. Программа школ для детей с задержкой психического развития, 1996 г.

8. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы в спе­
циальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ
дефектологии АПН СССР и Институтом коррекционной педагогики РАО.

9. «Организация логопедической работы во вспомогательной школе». ■—
Методические рекомендации Минпроса СССР и НИИ дефектологии АПН СССР,
1980 г.

10. Приказ Минобразования России от 30.06.92 № 186/272 «О совершен­
ствовании системы медицинского обеспечения детей в ОУ».

11. Инструктивное письмо Минобразования России от 04.09.97 № 48 «О ком­
плектовании классов».

12. Письмо Минобразования Россини Минздрава России от 29.09.97 № 15/
730-2 и 24.09.97 № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемос­
ти классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях
и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекци­
онных) образовательных учреждениях VIII вида».

13. Письмо Минобразования России от 25.05.90 № 17-122-6 «Об учебных
планах специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей
с дефектами умственного и физического развития на 1990/91 учебный год».

14. Письмо Минобразования России от 23.12.98 № 15/28 «Об итоговой атте­
стации».

Приложение 2

Пояснения но использованию материалов «Основной части»

В приведенных таблицах в разделе «Содержание оценки» на пересечении направлений подготовки с компонентами содержания оценки — «содержание подготовки!], «результативность подготовки»—■ находятся показатели (блоки критериев) аттестационной оценки, например: «Содержание общеобразователь­ной подготовки», «Результативность общеобразовательной подготовки», «Содер­жание подготовки в рамках коррекционной работы», «Результативность подготовки в рамках коррекционной работы» и т.д.


Смысл каждого показателя расшифрован в таблице, например; «соответ­ствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов», что соответствует определенному показателю оценки. Формулировки являются обоб­щающими по отношению к возможным критериям оценки (аттестационных требований к ОУ), с помощью которых органом проведения аттестации может детально раскрываться содержание соответствующего показателя аттестаци­онной оценки.

В разделах «Процедура оценки» в ячейках таблиц приведены обобщающие формулировки, указывающие основные особенности компонентов процедуры оценки по каждому из направлений подготовки.

При определении детального перечня критериев оценки по каждому показа­телю для ОУ соответствующего типа и при разработке (отборе) аттестационных технологий органы, проводящие аттестацию, могут руководствоваться следую­щим смысловым содержанием компонентов системы аттестационной оценки ОУ и следующими основаниями.

Направления подготовки — направления образовательной деятельности, реализуемые в ОУ в соответствии с его уставом, типовым положением и учеб­ными программами.

Содержание подготовки выпускников — планируемое и реализуемое в вы­пускных классах (группах) содержание занятий по направлениям образователь­ной деятельности, отраженное в учебных планах, образовательных программах, расписаниях занятий и классных журналах.

С учетом задач аттестации ОУ и организационных возможностей ее проведения к выпускникам, участвующим в выполнении специализированных заданий, могут быть отнесены обучающиеся, закончившие полный курс соот­ветствующей ступени образования, и обучающиеся в выпускном классе (группе) данной ступени.

Исходя из необходимости обеспечения измеримости содержания и ре­зультатов образовательной деятельности ОУ, органам проведения аттестации при определении детальных перечней критериев оценки рекомендуется к та­ким критериям оценки относить характеристики, которые оцениваются либо количественно, либо по принципу «да-нет». Для выполнения данной задачи органам проведения аттестации целесообразно определять перечни критериев оценки в соответствии с основными требованиями к содержанию оценки (приложение 3).

К основным компонентам процедуры оценки отнесены:

предмет оценки (какие данные, получаемые с помощью каких методов и средств оценки содержат информацию по соответствующему показателю);

способ оценки (с помощью каких организационных форм работы аттестаци­онной комиссии и каких методов анализа данных целесообразно получать зна­чимые для аттестации выводы);

норматив оценки (какова форма его представления — количественная или по принципу «да-кет», каковы основания его определения для критериев оцен­ки, входящих е состав соответствующего показателя оценки).

При разработке технологий оценки ОУ соответствующего типа (комплекса методик оценки, алгоритма его использования для аттестации, компьютерных программ обработки данных и других средств, связанных между собой) органам проведения аттестации целесообразно использовать общепринятые основы психометрии (в части содержания и стандартизации средств оценки), руководствуясь основными требованиями к процедуре оценки (приложение 3) и учитывая особенности контингента учащихся (воспитанников) ОУ каждого вида.


Приложение 3

Основные требования к содержанию и процедуре аттестационной оценки ОУ

Разработку (или отбор и использование) на основе данных Рекомендаций органами, проводящими аттестацию, детализированных перечней критериев оценки и конкретных технологий оценки целесообразно осуществлять с соблю­дением следующих требований.

1. Требования к содержанию аттестационной оценки:

1.1. Выражение данного содержания в форме перечня критериев оценки (ат­
тестационных требований к ОУ), структурированных по группам. При реализа­
ции данных критериев в рамках конкретной процедуры оценки каждый из них
должен состоять из следующих элементов: формулировка критерия, его весо­
вой коэффициент (степень значимости для аттестации ОУ данного вида), нор­
матив (норма оценки — уровень, которого должен достичь результат оценки по
данному критерию для установления соответствия результата аттестационным
требованиям к ОУ данного вида), место в системе критерия аттестации (интег­
ральной характеристики результатов оценки, по которой формируется положи­
тельное или отрицательное решение аттестационной комиссии).

1.2. Первая часть содержания оценки — содержание реализуемых данным
ОУ направлений подготовки — представляет собой комплекс критериев оценки,
являющихся формальными (фиксирующими отраженные во внутриучрежден-
ческой документации факты, цифровые данные, наличие определенных мате­
риалов), оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществля­
ется администрацией ОУ и внешним экспертом в форме, установленной орга­
ном проведения аттестации (например — в форме ответов на вопросы анкеты
закрытого типа).

1.3. Вторая часть содержания оценки — результативность (уровень и каче­
ство) реализуемых данным ОУ направлений подготовки — представляет со­
бой комплекс формальных критериев, оценивание по которым в рамках конк­
ретной процедуры осуществляется указанным выше способом, и комплекс не­
формальных критериев, оценивание по которым может осуществляться с по­
мощью тестов.

1.4.Критерии оценки должны определяться на основе требований указанных выше нормативных правовых актов и совокупностью основных из общеприня­тых требований психометрии в части определения содержания оценки (содер­жательная валидность критериев оценки, их вербально-дихотомическая или количественная измеряемость, рядоположенность их перечня, реализация прин­ципа оптимальной достаточности данного перечня для цепей именно аттеста­ции учреждения в целом).

2. Требования к процедуре аттестационной оценки:

2.1. Процедуры должны определяться комплексом средств оценки (методик
оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных и сопрово­
дительных материалов) и документально зафиксированным алгоритмом при­
менения данного комплекса штатными и привлеченными работниками органа
проведения аттестации на трех ее этапах: подготовка обследования, проведе­
ние обследования, анализ полученных данных и составление аттестационного
заключения. Данный комплекс и данный алгоритм должны быть унифицирован­
ными (в основном постоянными в течение учебного года и лишь частично изме­
няемыми с учетом особенностей программ, реализуемых данным ОУ).

2.2. Четкость отделения элементов средств оценки (вопросов анкет, зада­
ний тестов и т. п.) от формулировок критериев оценки, получение данных по
которым обеспечивается указанными средствами.


 

ных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Приложение: на 8 листах. Заместитель министра Е.Е. Чепурных Рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

2.3. Четкое разделение (с соответствующим описанием) процедуры оценки
на следующие компоненты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: