О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу
деятельности службы практической психологии в системе Министерства обра­
зования Российской Федерации (далее — Служба).

2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой
входят педагоги-психологи образовательных учреждений всехтипоа, образова-


тельные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педзгогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделе­ния вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления обра­зованием и другие учреждения сферы образования, оказывающие психологи­ческую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жиз­
ни обучающихся, воспитанников, формированию их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников
творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а
также определению психологических причин нарушения личностного и социаль­
ного развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами
в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образова­
нии», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос­
сийской Федерации, решениями соответствующих органов управления образо­
ванием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями Службы являются:

содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответству­ющей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей пси­хологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работ­ников и всех других участников образовательного процесса;

содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образователь­ных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреж­дений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склоннос­тей, интересов, состояния здоровья;

содействие педагогическим работникам, родителям (законным представи­телям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:

психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, вос­питанников на каждом возрастном этапе развития личности;

формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопреде­лению и саморазвитию;

содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психо­логического климата в образовательных учреждениях;

психологическое обеспечение образовательных программ с целью адапта­ции их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным воз­можностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;


участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональ­ной деятельности специалистов образовательных учреждений, образователь­ных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по иници­ативе органов управления образованием или отдельных образовательных уч­реждений;

участие совместно с органами управления образованием субъектов Россий­ской Федерации и педагогическими коллективами образовательных учрежде­ний а подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственнос­ти в процессе непрерывного образования;

содействие распространению и внедрению в практику образовательных уч­реждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

содействие в обеспечении деятельности педагогических работников обра­зовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образова­
тельных учреждениях всех типов оказывается п еда го го м-психологом (педагога­
ми-психологами) или группой специалистов с его участием, состав которых оп­
ределяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов
образовательных учреждений всех типов оказывается в образовательных уч­
реждениях, предназначенных для углубленной специализированной помощи де­
тям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, — образователь­
ное учреждение для детей, нуждающихся в психопого-педагогической и медико-
социальной помощи (ППМС-центр) и психолого-медико-педагогическая комис­
сия (ПМПК).

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществля­
ется научными учреждениями Министерства образования Российской Федера­
ции и Российской академии образования, подразделениями высших учебных
заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления
образованием.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
Психологическое просвещение —формирование у обучающихся, воспи­
танников и их родителей (законных представителей), у педагогических работни­
ков и руководителей образовательных учреждений потребности в психологичес­
ких знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; со­
здание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обу­
чающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевремен­
ном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и разви­
тии интеллекта.

Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явле­ний дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждени­ях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родите­лям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обуче­ния, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее


потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в професси­ональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов наруше­ний в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагности­ка проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающих­ся, воспитанников образовательных учреждений.

Психологическая коррекция — активное воздействие педагогов-психоло­гов и педагогических работников на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Приоритетной в данном направ­лении является совместная деятельность указанных специалистов с предста­вителями смежных профессий (дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др.) по разработке и осуществлению коррекционных программ.

Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспи­танникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работни­кам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, вос­питания и обучения посредством специально организованных способов психо­логического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы осуществляется органами управления образова­
нием и руководителями образовательных учреждений в соответствии со своей
компетенцией.

12. Координация деятельности Службы и ответственность за ее организа­
цию возлагается на соответствующее структурное подразделение Минобразо­
вания России.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями
Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попе­
чительства, органами внутренних дел и прокуратуры, представителями обще­
ственности, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспита­
нии и развитии обучающихся, воспитанников.

Решение Коллегии Минобразования России

от 09.02.99 №3/1

О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специально­го образования Д.С.Шилова, Коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитив­ные изменения. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Под­готовлен и находится на рассмотрении в Федеральной Собрании — пар­ламенте Российской Федерации проект федерального закона «Об обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Разработаны первый вариант Государственного стандар­та, Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии, предложения по совер­шенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции специальных кадров.


Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и по­лучили распространение их инновационные модели, эксперименталь­ные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обу­чения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных об­разовательных учреждениях, в том числе профессионального образова­ния. Увеличилась подготовка психолого-педагогических кадров.

Развивалась сеть психолого-меди ко-педагогических комиссий (консуль­таций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъек­тах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и уп­равленцев Санкт-Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого-педагогического и меди ко-социального сопро­вождения индивидуального развития ребенка, а также разработанные уче­ными Института коррекционной педагогики РАО, Института специаль­ной педагогики и психологии Международного университета семьи и ре­бенка имени Рауля Валленбсрга, ряда педагогических вузов методики ран­него выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.

Органы управления образованием, коллективы образовательных уч­реждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Крас­ноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижего­родской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую забо­ту о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика психолого-педагогической помощи, прежде всего, за­ключается в ее комплексности, коррекци он но-развиваю щей направлен­ности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректи­рованных с учетом интеллектуальных и физических возможностей ре­бенка, рекомендаций психологов и врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетичес­кому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.

Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни, к жизни в обществе. Особая роль при этом отводится трудовой подготовке, работе в учебных мастерских и производственных исках школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти ра­боту, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилита­ционные цеха, подсобные хозяйства.

Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством об­щественных организаций инвалидов (БОИ, БОГ, ВОС), родительских ас­социаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права {Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом «Добро*, Ассоциация Даун-синдром и другие).

Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующи­ми структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда Рос­сии. Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотруд­ничество.

Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной кор­рекции, абилитации и реабилитации. В ряде ПМПК отсутствуют психо­логи, не достает других квалифицированных специалистов, допускается


их перегрузка, что негативно сказывается на результатах целостного, системного изучения ребенка, индивидуального сопровождения его раз­вития. Нередко анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению, не учитываются возможности развития ребенка, его эмоцио­нального реагирования. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда своевременно уточняются, что нередко усложняет детям жизнь, ограничивает их развитие. Нельзя признать достаточным нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы ко­миссий. Не установлен перечень методов целостного и системного изу­чения детей с отклонениями в развитии, нет рекомендованного пакета диагностических средств и описания показаний к его использованию.

Сеть специальных и оздоровительных образовательных учреждений недостаточна, они размещены неравномерно, 60,4 процента детей с ог­раниченными возможностями вынуждены проживать в интернатах, на­долго отрываясь от семьи и родных мест. Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получа­ют своевременную специальную помощь. Отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к чис­лу необучасмых, не получают развития, находясь за пределами образо­вательного пространства.

Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей, 45 процентов учрежде­ний требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоя­нии, строительство почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все виды благоустройства. Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федерачьный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Ана­логичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Задерж­ка принятия федерального закона о специальном образовании серьезно сдерживает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и форми­рование механизмов его развития.

Серьезно сказывается на качестве проводимой п с ихол о го- педагоги чес­кой реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекциониых) и оздоровительных образова­тельных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее спе-циачьное образование. Увеличение подготовки специалистов в педагоги­ческих вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (кор­рекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей.

Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптив­ную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с огра­ниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.

Коллегия решила:

1. Одобрить в основном Концепцию реформирования системы спе­циального образования и предложения но совершенствованию подго-


_1


товки, переподготовки и повышения квалификации кадров (приложе­ние № I, № 2).

2. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):

2.1. До 01.03.99 доработать указанные документы с учетом состоявше­
гося обсуждения на Коллегии и мнений членов Межведомственной ра­
бочей группы, созданной по поручению Совета по делам инвалидов при
Президенте Российской Федерации, и представить их для обсуждения
на его очередном заседании.

2.2. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волохо-
вой) до 15.03.99 подготовить предложения в Правительство Российской
Федерации о внесении изменений в Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, вос­
питанников с отклонениями в развитии.

3.2. Совместно с Управлением начального профессионального обра­
зования (Е.Я.Бутко) до 01.12.99 подготовить письмо в органы управле­
ния образованием субъектов Российской Федерации об особенностях
реализации программ начального профессионального образования для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

3.3. Совместно с заинтересованными структурными подразделения­
ми Минобразования России в октябре 1999 г. подготовить и провести
совещание ведущих ученых и специалистов в области специальной педа­
гогики, коррекционной педагогики, лечебной педагогики, специальное
психологии по понятийно-терминологическим проблемам специально­
го образования.

3.4. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б.Стер-
киной):

до 01.07.99 подготовить предложения о создании Федерального цент­ра ранней диагностики и специальной помоши детям с выявленными отклонениями в развитии;

в апреле 1999 г. провести в Санкт-Петербурге Всероссийский семи­нар-совещание руководителей республиканских, краевых и областных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) по пробле­мам раннего выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплексного, динамического психолого-педагогического сопровожде­ния их индивидуального развития.

3.5. Совместно с Управлением воспитания и дополнительного обра­
зования детей и молодежи (А. К. Брулновым) в целях создания условий
для детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного
образования:

провести в июле 1999 г. в г.Самаре Всероссийский семинар-совеща­ние «Дети с ограниченными возможностями и группы риска в системе дополнительного образования детей»;

подготовить к рассмотрению на Коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы риска и ограниченными возможностями»;

предусмотреть отдельную номинацию программ для работы с детьми группы риска и ограниченными возможностями при проведении IV Все­российского конкурса авторских программ и пособий для дополнитель­ного образования детей в 1999-2000 гг.

3.6. Совместно с Управлением высшего профессионального образо­
вания (Ю.А.Новиковым) до 01.06.99 разработать план мероприятий по


реализации предложений по совершенствованию подготовки кадров для системы специального образования.

3.7. Совместно с Управлением экономики (Г. В. Боровским) до 15.03.99 подготовить проект нового штатного расписания специального (коррек-ционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитан­ников с отклонениями в развитии и проект письма в Минтруд России о распространении на медицинских работников специальных (коррекци- онных) и оздоровительных образовательных учреждений прав, норм и льгот, установленных для медицинских работников лечебно-профилак­тических учреждений.

4. Управлению экономики (Г.В.Боровскому) обеспечить приоритет­
ное финансирование как специальных учебных заведений высшего про­
фессионального образования, так и имеющих структурные подразделе­
ния для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Предусмотреть выделение средств на проведение Всероссийского се-минара-совешания, указанного в п. 3.4 настоящего решения, в смете средств на централизованные мероприятия Минобразования России.

5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Рос­
сийской Федерации:

5.1. Определить меры по сохранению существующих и развитию сети
малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных
образовательных учреждений, приближенных к местожительству обуча­
ющихся, воспитанников, школ индивидуального обучения; по созда­
нию более адаптивной среды для детей с ограниченными возможностя­
ми здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах
общеобразовательных школ.

5.2. Принять меры по развитию сети образовательных учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования с ус­
ловиями адаптивной среды для продолжения образования выпускника­
ми специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

5.3. Пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) обра­
зовательных учреждениях VITI вида (для умственно отсталых детей) про­
фили трудового обучения с учетом новых социально-экономических ус­
ловий развития обшества и местных потребностей в кадрах;

5.4. Организовать на базе существующих специальных (коррекцион­
ных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ про­
фессиональной подготовки.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заме­
стителя министра Е.Е.Чепурных.

В. М. Филиппов

Председатель Коллегии

Справка

о пс и холо го -педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Феде­рации (4,5 процента от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном


^


(коррекционном) образовании, отвечающем их особым образователь­ным потребностям.

Из них 352,9 тысячи детей посещают группы и учреждения компен­сирующего вида дошкольного образования. Причем 63,6 процента таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образователь­ными потребностями школьного возраста 277,7 тысячи человек обуча­ются в 1885 специальных (коррекционных) образовательных учреждени­ях 8 видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигатель­ного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых); 203 тысячи человек — в специальных (коррекционных) и 2,5 тысячи человек —в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тысячи человек, нуждающихся в длительном лечении, — в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тысячи человек — на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в обще­образовательную среду.

Подростки, и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют (пока ограниченную) возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования или их структурных под­разделениях как специальных, так и в форме интегрированного обуче­ния (г. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Тула, Ульяновск, Челябинск и др.).

В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Разработаны и утверждены Пра­вительством Российской Федерации типовые положения об образова­тельных учреждениях специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санатор­ного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помо­щи, и Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характе­ра, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья и регулирующие основы государственной политики приме­нительно к ним в основном в соответствии с международными нормами. Более гуманными стали наименования образовательных учреждений.

Подготовлен проект Федерального закона *Об образовании лид с ог­раниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», получившего высокую оценку как российских, так и зарубежных специ­алистов. После обсуждения в субъектах Российской Федерации закон был принят в 1996 г. обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, но возвращен Президентом России на доработку. После это­го вновь был внесен Комитетом по науке и образованию Государствен­ной Думы в повестку дня и принят нижней палатой в первом чтении 14.05.98. В настоящее время завершена с участием специалистов Мини­стерства доработка проекта закона, связанная с сокращением требуемых на его реализацию бюджетных средств.

Подготовлен и обсужден на Всероссийском совещании специалистов специальной (коррекционной) педагогики первый вариант Государствен-


ного стандарта общего среднего образования лиц с ограниченными воз­можностями здоровья. После устранения полученных замечаний проект подготовлен к тиражированию для направления в органы управления образованием субъектов Федерации в целях обсуждения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Разработаны Концепция реформирования системы специального образования и Концепция службы специальной психологии в образова­нии. Проекты направлялись для ознакомления и внесения замечаний и дополнений в органы управления образованием субъектов Федерации, публиковались в педагогической печати, обсуждались на расширенном заседании Учебно-методического совета факультетов специальной (кор­рекционной) педагогики педагогических вузов с участием специалистов органов управления образованием 25 субъектов Федерации и всероссий­ских семинарах «Проблемы специальной психологии в образовании» (23— 25.09-97; 24.12.97; 27.11.98).

Разработаны предложения по совершенствованию подготовки, перс-подготовки и повышения квалификации кадров для системы специаль­ного образования, по уточнению наименований специальностей.

Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к восьми видам таких учреждений открыты, как пилотные площадки, школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоцио­нально-волевой сферы и поведения, детей с глубокой умственной от­сталостью, детей со сложными комбинированными и иными нарушени­ями развития. Появились разные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учрежде­ниях, в том числе профессионального образования (Московский госу­дарственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Челябинс­кий государственный университет, Шадринский физкультурно-педаго-гический колледж (Курганская область) и другие).

Возникли и получили распространение инновационные модели спе­циальных (коррекционных) образовательных учреждений (научно-учеб­но-производственный комплекс вдетский сад — школа—ПУ —произ­водственные цеха» г. Махачкалы Республики Дагестан, консультативно-педагогический нентр абилитации детей со зрительной патологией г. Санкт-Петербурга, муниципальное предприятие —специальная (кор-рекционная) школа № 19 г. Магадана, авторское специальное (коррек-ционное) образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Крас­ноярска, Астраханский центр медико-педагогической и социальной ре­абилитации детей с церебральными параличами).

Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого выявлены родителями, врача­ми, психологами, учителями заметные отклонения в развитии, и опре­деление для него путей получения образования, консультирование ро­дителей и педагогов. Весомый вклад в разработку методов и средств со­временной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реа­билитации детей вносят ученые Института коррекционной педагогики


 
 


РАО, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Вал-ленберга, ряда педагогических вузов, научно-внедренческая лаборато­рия физиолого-здравоохранительных проблем образования (Московская область).

Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитацион­ных центров, осуществляющих вместе с комиссиями комплексное пси­холого-педагогическое и мели ко-социальное диагностическое сопровож­дение индивидуального развития ребенка. Система такого сопровожде­ния сложилась в г. Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Опыт их организации обобщен на Всероссийской научно-практической конфе­ренции (апрель 1998 г.); сборник материалов направлен в органы управ­ления образованием субъектов Федерации.

В специальных и оздоровительных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ пси­холого-педагогическую и медико-социальную абилитапию и реабилита­цию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют свыше 83 тысяч учителей, в том числе педагогов-психолого и, 4 тысячи медицинских работников, в том числе 2,2 тысячи врачей различных спе­циальностей.

Специфика оказываемой детям с ограниченными возможностями специальной ПОМОЩИ, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Такая помощь оказы­вается тесно взаимодействующими педагогами-психологами, логопеда­ми, сурдо-, тифло-, олигофренопедагогами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Специальная помощь имеет коррекцион-но-развиваюшую направленность. Все занятия проводятся в индивиду­альных и групповых формах организации образовательного процесса по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекоменда­ций врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуника­тивных навыков, художественно-эстетическом у воспитанию, развитию физической культуры и спорта.

В этих целях в образовательных учреждениях открыты свыше 5 тысяч логопедических пунктов, в которых получают логопедическую помощь более 270 тысяч детей в течение гола, логопедические кабинеты и каби­неты психологической разгрузки. Только в 1998 г. к образовательные уч­реждения 59 субъектов Федерации направлены аппараты индивидуаль­ного и коллективного пользования, специальное оборудование на об­щую сумму 3,56 млн рублей за счет средств федеральной целевой про­граммы «Дети-инвалиды»; 6,2 млн рублей бюджетных средств израсхо­довано на выпуск учебной литературы шрифтом Брайля, говорящих и цифровых книг, крупношрифтовых изданий, рельефно-наглядных по­собий и технических средств для незрячих и слабовидящих детей.

Детей с нарушениями зрения учат ориентироваться в малом и боль­шом пространстве, формируют у них навыки социально-бытовой ори­ентировки, обучают работе на компьютерной технике с брайлевским принтером, прослушиванию говорящих книг.

В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, получило распрост­ранение применение верботональной и билингвистической методик, позволяющих эффективно развивать остаточный слух и пользоваться как устной, так и жестовой речью.


Для исправления нарушений движения у детей с последствиями по­лиомиелита и церебральных параличей используются «костюмы космо­навтов», сухие бассейны, другое специальное оборудование, методики кондуктивной педагогики. Для обучения и развития детей с нарушения­ми интеллекта широко применяется методика М.Монтессори, вводятся элементы игротерапии, ипотерапии и арттерапии.

В учреждениях дополнительного образования детей Республики Ка­релия, Вологодской, Московской, Пермской, Самарской, Тверской областей, г. Москвы созданы условия для реабилитации детей различны­ми видами художественно-творческой, спортивно-игровой деятельнос­ти как на базе образовательных учреждений, так и на дому. В этих целях разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофи­зических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование необходимых навыков для жиз­ни, включение детей в общие праздники, выставки, другие массовые действия. Возрастает роль в работе с такими детьми христианских куль­турно-образовательных центров.

Коллективы специалистов коррекционных и особенно оздоровитель­ных учреждений санаторного типа (санаторно-лесные школы, школы-интернаты, детские дома для детей с туберкулезной инфекцией, сколи­озом, гастроэнтерологическими, психоневрологическими и другими видами заболеваний) реализуют задачи ослабления тенденции ухудше­ния здоровья каждого ребенка, стабилизации характера течения основ­ного заболевания, создания оптимальных условий для обучения и вос­питания. Большинство таких учреждений стали «школами здоровья* — экспериментальными площадками по внедрению новых технологий об­разования и медицины, работают по индивидуальным планам, авторс­ким программам. Во многих внедрены психофизиологические методы обследования, созданы лаборатории психофизиологии и психодиагнос­тики, оборудованные современной компьютерной и микропроцессор­ной техникой, ведется раннее выявление и постоянное отслеживание (мониторинг) психофизических особенностей ребенка. Учебно-воспита­тельный и лечебный процессы тесно взаимосвязаны, валеологизирова-ны, проходят с многоаспектным использованием природных факторов, лечебной гимнастики и плавания. В работе по лечению и реабилитации проводится коррекция осанки, зрения; применяются лазеротерапия, ультразвук, электросон, водолечение, облучение, массаж, грязелечение, фитотерапия и т.д.

В ведении Министерства с 1949 г. с высокой эффективностью оздо­ровления (70—85 процентов) работает единственный Российский сана-торно-реабилитационный центр для детей-сирот, страдающих различ­ными формами туберкулеза на 240 мест (г. Евпатория), однако и преды­дущий и текущий учебный год на 3—4 месяца откладывался заезд детей из-за отсутствия финансирования.

Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, жизни в обществе. Особая роль отводится трудовой подготовке, постоянному увеличению ее профилей. Незрячие и слабовидящие дети, например, успешно осваивают макраме, ручное и машинное вязание, массаж, настройку музыкальных инструментов, художественную резьбу по дереву, работу в закрытом фунте. Дети с нарушением интеллекта





успешно работают в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти ра­боту, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилита­ционные цеха, подсобные хозяйства, своими силами строятси для них жилые дома. Интересный опыт накоплен в г. Могоча Читинской облас­ти, где создана «крестьянская община». Все воспитанники жииут в раз­нополых, разновозрастных (от 2,5 лет до 2! года) семьях в отдельных коттеджах с холодильниками, телевизорами и стиральными машинами. У каждой семьи имеются теплицы, парники и огороды, крупный рога­тый скот, лошади, кролики и домашние птицы. Идет обучение ведении своего домашнего хозяйства, семейной жизни.

Органы управления образованием, коллективы образовательных уч­реждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Крас­ноярского, Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегород­ской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую забо­ту о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты Министерства совместно с учеными и методистами АПКиПРО, Института коррекционной педагогики РАО, Международ­ного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, препода­вателями педагогических вузов, Научно-методического центра «Разви­тие и коррекция* активно участвуют в работе по переподготовке и повы­шению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием субъектоц Федерации, организуют и проводят межрегиональные, всероссийские и международ­ные конференции, семинары и совещания по различным проблемам социально-педагогической адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний. Только в 1998 г. было подготовлено и проведено 20 таких мероприя­тий, в том числе 7 — в субъектах Федерации.

Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченны­ми возможностями здоровья и защищающих их права (Ассоциация ро­дителей детей с ранним аутизмом «Добро», Ассоциация Даун-синдром и другие).

Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующи­ми структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда Рос­сии; совместно проведен ряд конференций, семинаров, совещаний. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразова­ния России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педа­гогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подготовка учителей сейчас ведется по 5 специальностям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология) на специальных факультетах и отделениях 27 педагогических вузов страны (и 1990 г. такие факультеты и отделения имели лишь 9 педвузов).

Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудни­чество как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, наибо­лее значимой является реализация в течение 6 лет совместных проектов со специалистами Фландрии (Бельгия) по трудовой подготовке, интег-


рации, раннему детскому аутизму, ППМС-центрам, ортопедагогике. В последнее время отрабатывается проект организации специального об­разования в Одинцовском районе Московской области.

Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления детей с отклонениями в развитии в целях проведения своевременной их коррекции, абилитации и реабилитации, что ныне осложняется сокра­щением числа детей, охваченных дошкольным образованием.

В ряде ПМПК отсутствуют современные методики диагностики за­держки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик для адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его раз-иития. Анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда точны и ведут к «навешиванию ярлыков» на ребенка, что осложняет ему жизнь, ограничивает его развитие. Нормативно-правовое и научно-методичес­кое обеспечение работы комиссий нельзя признать достаточным.

Сеть специальных и оздоровительных учреждений размещена нерав­номерно. Лишь 48 процентов детей с отклонениями в развитии обучают­ся в специальных (коррекционных) учреждениях от числа нуждающихся в них. Нередко они находятся на значительном расстоянии от местожи­тельства обучающихся, воспитанников, в других регионах, 60,4 процента таких детей вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Более того, у органов управления образованием, направляющих детей, нередко нет средств на оплату их содержания за пределами своего региона. Нередки случаи закрытия специальных обра­зовательных учреждений (Приморский, Хабаровский края, Ульяновская и другие области) из-за отсутствия средств на их содержание.

Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразо­вательных школ не всегда получают своевременную специальную по-мошь, пока не представляется возможным создание для них адаптивной среды. В целом ряде субъектов Федерации не производятся компенсиру­ющие выплаты родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляю­щим их воспитание и обучение на дому.

До сих пор отдельные категории детей (с глубокой умственной отста­лостью, в том числе синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тя­желыми множественными нарушениями) относятся к числу необучае-мых, нередко содержатся в учреждениях большой наполняемости Мин­труда России, не получают развития, находясь вне пределов образова­тельного пространства. Такое рассредоточение детей по разным ведом­ствам ведет к «распылению» бюджетных средств и специалистов, к не­здоровой конкуренции, что в конечном итоге сказывается на детях, на­ходящихся в трудных обстоятельствах.

Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей. Они не имеют возможно­сти приобрести необходимое оборудование как индивидуального, так и коллективного пользования, заказать специальную мебель. Единствен­ный источник пополнения — средства федеральной и региональных це­левых программ «Дети-инвалиды», которые, разумеется, далеко не обес­печат всех потребностей (государственный заказчик федеральной целе­вой программы «Дети-инвалиды» — Минтруд России). 45 процентов уч­реждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном


состоянии, строительство новых почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все вилы благоустройства.

Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издает­ся федеральный комплект учебников, за исключением издаваемых шриф­том Брайля для незрячих детей. Подготовленные к печати в издательстве «Просвещение» рукописи учебников уже морально устарели. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Не разработана с учетом специфики этих учреждений нормативно-методическая база их лицензирования, аттестации и аккредитации. Серьезно сдерживается даль­нейшее развитие нормативно-правовой базы специального образования из-за непринятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограни­ченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагоги-теской реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Суммарно выпуск дипломированных специалистов соста&чяет ежегодно менее трех тысяч человек. Дальней­шее увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдер­живается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных прсподавателей. Так, в педвузах Сибири и Дальнего Востока на таких факультетах лишь три доктора наук (г. Красноярск, Омск, Иркутск).

Крайне недостаточна сеть специальных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, весь­ма робко используется накопленный в России опыт создания адаптив­ных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями злоро-нья в учреждениях профессионального образования.

К сожалению, сегодня как выпускники специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждений, даже прошедшие хорошую соци­альную реабилитацию, так и выпускники учреждений профессиональ­ного образования, имеющие ограниченные возможности здоровья, за­частую являются неконкурентоспособными на рынке труда.

Д. С. Шилов

Начальник Управления специального образования

Предложения по совершенствованию подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров

для системы специального образования

1. Проведение аттестации образовательных структур государственных
и негосударственных учреждений высшего профессионального образо­
вания, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение ква­
лификации кадров для системы специального образования.

2. Проведение проверки правомерности открытия и качества функци­
онирования аспирантуры по специальностям 13.00.03 — коррекционная
(специальная) педагогика и 19.00.10 — коррекционная специальная пси­
хология.


3. Проведение анализа региональных программ «Педагогические кад­
ры» совместно с органами управления образованием субъектов Россий­
ской Федерации на предмет наличия разделов, касающихся подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специ­
ального образования.

4. Проведение мониторинга потребности л кадрах специалистов для
системы специального образования в субъектах Российской Федерации.

5. По согласованию с ректорами вузов открытие целевого приема (на
бюджетной основе) студентов на специальности специальной педагоги­
ки и специальной психологии в РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петер­
бург), МПГУ (г.Москва), Иркутском педагогическом институте, Крас­
ноярском педагогическом университете, Ставропольском государствен­
ном университете, Мордовском педагогическом университете, Дагестан­
ском педагогическом университете, Ярославском педагогическом уни­
верситете, Уральском педагогическом университете.

6. По согласованию с ректорами вузов и деканами соответствующих
факультетов проведение работы по открытию межвузовских центров под­
готовки и повышения квалификации по специальной педагогике и спе­
циальной психологии для преподавательского корпуса педвузов на базе:

Нижегородского госпедун иве рейте та (по специальности «Специаль­ная психология» — на базе научной школы У.В.Ульенковой);

РГПУ имени А.И.Герцена (все специальности);

МПГУ (все специальности);

Уральского госпедуниверситета (олигофренопедагогика, логопедия);

Иркутского госуниверситета (по специальности «Специальная пси­хология»).

7. Активизация деятельности существующих межвузовских центров по
специальной педагогике (Дагестанский госпедуниверситет, Красноярс­
кий госпедуниверситет) по подготовке и переподготовке кадров препо­
давателей педвузов по специальной педагогике.

8. Открытие расширенного целевого приема в аспирантуру по специ­
альностям 13.00.03 и 19.00.10 (РГПУ им. А.И.Герцена, МПГУ, МГОПУ,
Уральский госпедуниверситет, Иркутский госуниверситет и госпедуни­
верситет, Нижегородский госпедуниверситет, Дагестанский госпедуни­
верситет) — до 50 мест ежегодно.

9. Проведение аттестации и анализа деятельности педагогических учеб­
ных заведений среднего профессионального образования, готовящих
кадры для системы специального образования.

Прекращение подготовки учителей-логопедов и учителей-дефекто-логов в системе среднего профессионального педагогического образо­вания.

10. Разработка образовательно-профессиональной программы подго­
товки в педагогических учебных заведениях среднего профессионально­
го образования социальных педагогов и воспитателей для системы спе­
циального образования, служб социально-педагогической помощи се­
мье на дому по специальности «Социальная педагогика», утверждение
на межведомственном совете в установленном порядке.

11. Подготовка инструктивного письма, определяющего перечень ква­
лификаций для специальности «Социальная педагогика», ориентирован­
ных на систему специального образования (воспитатели для специаль­
ных (коррекционных) образовательных учреждений).


12. При участии АПКиПРО разработка программы создания межре­
гиональных центров повышения квалификации специалистов для систе­
мы специального образования, имеющих необходимый для этих целей
кадровый потенциал.

13. Разработка программы финансирования мероприятий по совер­
шенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалифика­
ции кадров для системы специального образования, с учетом адресного
и целевого характера финансирования, объединение для этих целей
средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде­
рации, а также средств соответствующих федеральных целевых программ.

14. Согласование с Минтрудом России внесения в Тарификационный
реестр работников общеобразовательной школы должностей в соответ­
ствии с квалификациями, обозначенными в стандартах педагогического
образования по соответствующим специальностям специальной педаго­
гики и специальной психологии (вместо двух существующих «учитель-
логопед» и «учитель-дефектолог»)-

15. Введение в общеобразовательных учреждениях, имеющих специ­
альные (коррекционные) классы, должностей специального педагога и
специального психолога, а также в специальных (коррекционных) об­
разовательных учреждениях — должностей специального психолога и
социального педагога.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 16.03.99 № 637 О реализации решения Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1

В соответствии с решением Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1 <*О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограни­ченными возможностями здоровья в системе образования»

Приказываю:

1. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):

1.1. Разработать до 29.03.99 план мероприятий по реализации Кон­
цепции реформирования системы специального образования и внести
предложение в межведомственную рабочую группу Совета по делам ин­
валидов при Президенте Российской Федерации о разработке межве­
домственного плана действий в интересах детей с ограниченными воз­
можностями здоровья.

1.2. Подготовить и пронести совещание ведущих ученых и специалис­
тов в области специальной педагогики, коррекционной педагогики, ле­
чебной педагогики, специальной психологии по понятийно-терминоло­
гическим проблемам специального образования в октябре 1999 г. совме­
стно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразо­
вания России.

1.3. Направить и органы управления образованием субъектов Россий­
ской Федерации до 09.04.99 письмо о необходимости создания для детей
с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекциок-


но-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения обра­зования.

2. Управлению специального образования совместно с Управлением
правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) до 29.03.99 подготовить пред­
ложения в Правительство Российской Федерации о внесении измене­
ний в Типовое положение о специальном (коррекционном) образова­
тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии.

3. Управлению специального образования совместно с Управлением
правового обеспечения (Е.Д.Волоховой), Управлением начального про­
фессионального образования (Е.Я.Бутко) до 01.12.99 подготовить пись­
мо в органы управления образованием субъектов Российской Федера­
ции об особенностях реализации программ начального профессиональ­
ного образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии.

4. Управлению специального образования совместно с Управлением
дошкольного образования (Р. Б. Стеркиной) до 01.07.99 подготовить пред­
ложения о создании Федерального центра ранней диагностики и специ­
альной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии; прове­
сти в апреле 1999 г. н Санкт-Петербурге Всероссийский семинар-сове­
щание руководителей республиканских, краевых и областных психоло­
го-медико-педагогических комиссий (консультаций) по проблемам ран­
него выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплекс­
ного, динамического психолого-педагогического сопровождения их ин­
дивидуального развития.

5. Управлению специального образования совместно с Управлением
воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (А. К. Бруд-
новым) провести в июле 1999 г. в г. Самаре Всероссийский семинар-
совещание «Дети с ограниченными возможностями и дети группы рис­
ка в системе дополнительного образования детей»; подготовить к рас­
смотрению на коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос «О повыше­
нии роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы
риска и ограниченными возможностями»; предусмотреть отдельную но­
минацию программ для работы с детьми группы риска и детьми с oipa-
ниченными возможностями при проведении IV Всероссийского конкур­
са авторских программ и пособии для дополнительного образования де­
тей в 1999-2000 годах.

6. Управлению специального образования совместно с Управлением
высшего профессионального образования (Ю.А.Новиковым), Управле­
нием среднего профессионального образования (П.Ф.Аписимовым),
Управлением послевузовского и дополнительного профессионального
образования (В.В.Безлепкиным) до 01.06.99 разработать план меропри­
ятий по реализации предложений по совершенствованию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специ­
ального образования.

7. Управлению специального образования совместно с Управлением
экономики (Г. В.Боровским) до конца 1999 г. разработать рекомендации
по формированию штатной численности работников специальных (кор­
рекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитан­
ников с отклонениями в развитии.



8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на замес­тителя министра Е. Е. Чепурных.

Министр В. М. Филиппов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: