1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное научное учреждение «Центр ранней диагности
ки и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в раз
витии» Министерства образования Российской Федерации (далее —
Центр) создан приказом Минобразования России от 18.10.99 № 575 и
является некоммерческой организацией, не преследую шей извлечения
прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
1.2. Учредителем Центра является Министерство образования Рос
сийской Федерации (далее — Министерство).
1.3. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Рос
сийской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической
политике», другими законодательными и нормативными правовыми ак
тами и настоящим Уставом.
1.4. Центр является юридическим лицом с момента его государствен
ной регистрации, имеет самостоятельный баланс, рублевые расчетные и
текущие счета, а также валютные счета в учреждениях банков и иных
кредитных учреждениях Российской Федерации, печать и бланки со сво
им наименованием.
|
|
1.5. Центр вправе от своего имени приобретать имущественные и лич
ные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответ
чиком в суде.
1.6. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его рас
поряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственнос
тью. При недостаточности у Центра указанных средств ответственность по
его обязательствам несет Министерство в порядке, определенном законом.
1.7. Полное официальное наименование Центра —государственное
научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помо
щи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства об
разования Российской Федерации.
Сокращенное наименование — ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям» Минобразования России.
1.8. Местонахождение (юридический адрес) Центра: 119121, г. Моск
ва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.
2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
2.1. Центр организуется в целях выполнения работ по созданию государственной системы раннего выявления отклонений в развитии у детей и оказания им ранней психолого-педагогической и мед и ко-социально и помощи, включая:
координацию деятельности привлекаемых учреждений и организаций;
научно-методическое и программное обеспечение;
организацию и осуществление контроля за выполнением работ и экспертизу их результатов.
2.2. Основными направлениями уставной деятельности Центра явля
ются:
осуществление на федеральном уровне функций организатора и координатора деятельности привлекаемых исполнителей и региональных центров;
|
|
проведение научно-исследовательских, программно-методических, опытно-конструкторских и проектных работ;
поэтапная разработка федеральной и региональных программ и базовых моделей ранней диагностики, организация деятельности по психолого-педагогической и медико-социальной коррекции, абилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии;
сбор, накопление, анализ, оформление и распространение информации, включая печатную, аудио-, видео-, компьютерную и другие виды информации;
экспертиза научных и методических разработок по проблемам ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей;
оказание помощи, консультационных и иных услуг юридическим и физическим лииам;
подготовка и проведение семинаров, конференций;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.3. Видами уставной деятельности Центра являются:
организация и координация деятельности юридических и физичес
ких лиц по ранней диагностике и ранней специальной помощи детям с
выявленными отклонениями в развитии;
оказание научной, методической, психолого-педагогической и информационной помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации по проблемам ранней диагностики и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям (законным представителям);
организационная и организационно-методическая, научно-педагогическая деятельность, в том числе разработка и распространение методической, учебно-методической и научно-методической информации;
выполнение научно-исследовательских и научно-методических, проектных и опытно-конструкторских работ;
издательская и полиграфическая деятельность;
подготовка и проведение выставок;
сдача в аренду имущества в порядке, установленном законом;
осуществление экспортно-импортных операций.
2.4. Виды уставной деятельности, подлежащие лицензированию, осу
ществляются Центром после получения в установленном порядке соот
ветствующих лицензий.
2.5. Для достижения поставленных целей Центр вправе:
привлекать на договорной основе юридических и физических лиц;
приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся У
Центра финансовых ресурсов;
в установленном порядке вести предпринимательскую деятельность, направленную на развитие сферы образования, просвещения, социальной и психологической защиты, сохранение и восстановление здоровья детей;
самостоятельно в установленном порядке распоряжаться доходами от разрешенной ему приносящей доход уставной деятельности и имуществом, приобретенным за счет этой деятельности, в уставных целях.
3. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА
3.1. За Центром в целях обеспечения его уставной деятельности соб
ственник (уполномоченный им орган) закрепляет на праве оперативно
го управления имущество, которое является фсдерапьной собственностью.
Имущество, приобретенное Центром на доходы от хозяйственной деятельности по договорам с заказчиками и потребителями работ и услуг, находится в его самостоятельном распоряжении.
3.2. Изъятие у Центра основных фондов, оборотных средств и иного
имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3.3. Выполнение научных исследований для государственных нужд
осуществляется на договорной основе.
3.4. Центр реализует продукцию от хозяйственной деятельности и
предоставляет услуги по ценам, тарифам, устанавливаемым на договор
ной основе.
3.5. Источниками формирования имущества Центра являются:
средства федерального бюджета, выделяемые целевым назначением
|
|
Министерством на выполнение работ, включая федеральные целевые программы и гранты;
доходы, получаемые от хозяйственной деятельности;
пожертвования, добровольные имущественные взносы;
другие, не запрещенные законом поступления.
3.6. Центр самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из
уставных целей, перспектив развития, программы создания государствен
ной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказа
ния им специальной помощи и плана основных мероприятий Центра,
согласованных с Министерством.
3.7. Сметы доходов и расходов, структура и штаты устанавливаются
Центром самостоятельно. Размер, форма и система оплаты труда штат
ных работников Центра устанавливаются в соответствии с Единой та
рифной сеткой.
Направления использования сэкономленных бюджетных средств определяются правилами, установленными для государственных учреждений.
3.8. Центр имеет право на создание временных коллективов (ВК) для
решжзаиии отдельных мероприятий уставной деятельности.
3.9. Порядок использования доходов, полученных в результате пред
принимательской деятельности Центра и в результате привлечения вне
бюджетных источников финансирования, после уплаты налогов и дру
гих обязательных платежей, определяется Центром самостоятельно.
3.10. Центр уплачивает обязательные платежи в порядке и размерах,
установленных для государственных учреждений.
3.11. Научные, финансовые и другие планы Центра согласовываются
с Министерством, Центр организует их выполнение и отчитывается за
результаты своей деятельности перед Министерством.
4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА
4.1. Руководство Центром осуществляет директор, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности приказом Министер
ства.
4.2. Руководитель Центра несет персональную ответственность перед
Министерством за результаты деятельности Центра, сохранность, целе
вое использование и приумножение имущества Центра, безопасные ус
ловия труда работников.
Директор Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации:
|
|
представляет интересы Центра и действует от его имени без доверенности;
утверждает состав ВК в соответствии с законодательством Российской Федерации;
заключает договоры, в том числе трудовые договоры (контракты), выдает доверенности;
открывает счета в банках;
осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, распределяет должностные обязанности;
издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Центра;
утверждает структуру и штатное расписание Центра.
4.3. Одним из органов управления Центром является научный совет,
состав которого и положение о котором утверждаются директором
Центра.
5. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА
5.1. Центр осуществляет оперативный бухгалтерский и статистичес
кий учет, представляет отчетность в порядке и сроки, установленные
законодательством Российской Федерации для государственных учреж
дений.
5.2. Контроль и ревизия деятельности Центра осуществляются Мини
стерством.
6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
6.1. Прекращение деятельности Центра осуществляется в виде его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование) в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации.
6.2. Центр может быть ликвидирован или реорганизован по приказу
Министерства либо по решению суда.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнения и изменения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и утверждаются приказом Министерства.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
от 09.04.99 №27/511-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
В соответствии с решением Коллегии от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования» Министерство рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать и настойчиво осуществлять воспитательные программы для детей, способствующие глубокому пониманию ими положения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе и их принятию. Исходя из понимания, что эти дети имеют равные права, необходимо сделать все возможное для их равноправного участия во всех сферах жизни общества; предусмотреть широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования; определить меры по сохранению и развитию сети ма-.юкомллектных специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, приближенных к местожительству обучающихся, воспитанников, школ индивидуального обучения. В практической сфере системы общего образования заметно появление разнообразных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют создания более адаптивной среды для обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ.
Однако не следует ускорять интеграционный процесс без достаточной подготовленности общеобразовательных учреждений и их педагогических кадрон. Целесообразно принять меры по развитию сети образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, а чакже пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) профили трудового обучения с учетом новых социально-экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах; организовать на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.
Е.Е. Чепурных |
Заместитель министра
Письмо Министерства народного образования РСФСР от 26.02.92 № 42/22-Ф
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
В связи с поступающими с мест запросами о порядке возмещения затрат на содержание детей и подростков в специальных учебно-воспитательных интернатных учреждениях (специальных школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития, специальных общеобразовательных школах для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания), состоящих на местных бюджетах и комплектуемых детьми из разных регионов, Министерство разъясняет, что указанные учреждения финансируются, как правило, из средств того бюджета, на котором они состоят.
Содержание детей и подростков, направленных на обучение в учебно-воспитательные учреждения из других областей, краев, республик, входящих в состав Российской Федерации, осуществляется на основе договоров между соответствующими органами народного образования (напраиляющей и принимающей территорий). При этом могут производиться прямые платежи учебно-воспитательным учреждениям за каждого направляемого на учебу ребенка или подростка в размере, определяемом исходя из затрат на его содержание и обучение.
С.А.Бадмаев |
Заместитель министра
Письмо Министерства народного образования РСФСР
от 14.11.88 № 17-253-6 Об индивидуальном обучении больных детей на дому
Министерства просвещения АССР,
краевые и областные отделы,
главные управления народного
образования
Министерство доводит до сведения, что в соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию ot25.10.S8 № 93-01-703/ 11-14 увеличено количество часов учебного плана, утвержденного письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.78 № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»:
в I — III (IV) классах — до 8 часов.
в IV (V) - VII (VIII) -до 10 часов,
в VIII (IX) классах —до 11 часов,
в IX (X) — X (XI) —до 12 часов в неделю.
Министерство предоставляет право распределения часов по предметам районным, городским отделам народного образования. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей. В пределах выделенных часов по классам разрешается включать в учебный план дополнительные предметы, не предусмотренные письмом Минпроса СССР от 05-05.78 № 28-М.
Г. Д. Кузнецов |
Заместитель министра
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
от 08.10.98 № 15/368-8
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» дополнить Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (письма Минобразования России от 17.02.97 №150/14-12; от 03.11.97 N91336/14-12).
VIIE. Тип — специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Виды:
— специальная (коррекцийиная) начальная школа— детский сад:
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат.
Примечание. В название специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников добавляются слова:
«I вида» — в название учреждения для глухих;
«II вида» — в название учреждения для слабослышащих и поздноог-лохших;
«III вида» — в название учреждения для слепых;
«IV видав — в название учреждения для слабовидящих и поздноос-лепших;
«V вида» — в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;
«VI вида» — в название учреждения для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
«VII вида» — в название учреждения для имеющих задержку психического развития;
«VIII вида» — в название учреждения для умственно отсталых.
Е. Е. Чепурных |
Заместитель министра
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 30.11.99 №27/777-6
Об особенностях организации начального
профессионального образования для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекцийиных) образовательных учреждений. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны к овладению профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.
Повышенные требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии малоэффективной.
Решением Коллегии Минобразования России № 3/1 от 9.02.99 «О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования* рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных (коррекиионных) образовательных учреждений в разных формах.
Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального профессионального образования, работающим по спеииаль-
ным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с отклонениями в развитии.
Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии производства следует давать только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке практических умений и навыков.
Преимущество таких специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционно-го) образовательного учреждения — 6—12 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования норма наполняемости группы 25 человек, а деление на подгруппы для практических занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12 — 15 человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20 процентов.
В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны.
В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников с отклонениями в развитии.
При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в развитии и учреждениях начального профессионального образования немаловажное значение для их общего развития должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытово-ю труда (для чего следует адаптироватъпрограмму СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).
Проживание подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального образования, в интернате специального (кор-рекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы-интерната, обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации.
Обращаем внимание на необходимость совершенствования не только профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно-воспитательной работы, ее корреклионная направленность.
Е, Е. Чепурных |
Заместитель министра
Письмо Минобразования России
от 29.11.99 № 24-51-1133/13
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Минобразование России направляет для использования в работе аттестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.
В.Д. Шадриков |
Заместитель министра
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации
по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями
в развитии; общеобразовательных школ-интернатов;
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений
для детей и подростков с девиантным поведением
Москва— 1999 г.
Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации в сотрудничестве с Управлением соци ал ь но-педагогической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального об-
разования Научно-информационного центра государственной аккредитации (НИЦ ГА) Минобразования России, с помощью специалистов и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской областей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллектива *КАС ДОУ — Аттестация (Новая версия, Москва — С.-Петербург, 1998 — 1999 гг.)*, проведено обсуждение материалов на межрегиональных совешаниях в городах Калуге, Бердскс Новосибирской области, С.-Петербурге, Снежинске Челябинской области, Москве.
Рекомендации предназначены для использования в работе органов управления образованием, проводящих аттестацию.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Аттестация является основной формой государствен но-общественно го контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям Государственных образовательных стандартов. До введения в действие государственных образовательных стандартов необходимо руководствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:
1) исполнение образовательным учреждением требований государ
ственных образовательных стандартов при организации обучения по об
разовательным программам соответствующего уровня и направленности
в части обязательного минимума содержания основных образовательных
программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, вос
питанников; полноты выполнения основных образовательных программ —
на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реа
лизуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий,
классных журналов;
2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпуск
ников образовательного учреждения требованиям государственных об
разовательных стандартов — на основе результатов итоговых аттестаций
и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных
и других квалификационных работ, рекомендованных к применению
государственным органом управления образованием соответствующего
уровня.
Право определения формы проведения аттестации образовательных учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий,
-.
установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) показателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттестацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации; аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения; под критериями аттестации понимаются значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в отношении обеспеченности образовательного процесса и предметной обученности выпускников.
Согласно Положению о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, перечень, форма и требования к содержанию документов, представляемых указанными образовательными учреждениями на аттестацию, определяются Минобразованием России.
Для проведения аттестации образовательные учреждения представляют следующие документы:
а) заявление с приложением информационной карты (паспорта)
образовательного учреждения;
б) копия устава образовательного учреждения;
в) копию лицензии на образовательную деятельность;
г) учебный план образовательного учреждения;
д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением
аттестации;
с) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;
ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.
В случае если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней и направленностей, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.
Образовательные учреждения (за редким исключением) реализуют общеобразовательные программы того или иного уровня, программы начального профессионального образования, осуществляют трудовую и профессиональную подготовку, подготовку в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы.
Воспитание является важнейшей частью деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, является неотъемлемой частью каждого из направлений работы образовательного учреждения и оценка результатов работы по направлениям включает результаты воспитательной работы.
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество)—это важнейшее и реально осуществляемое ОУ направление ра-
боты. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована. Выделение и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттестации — сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный момент не представляется возможным рекомендовать для широкого практического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттестационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководствоваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (приложение 3).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Раздел I
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.OS.97 № 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» аттестация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится соответствующим государственным органом правления образования в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями, в развитии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих — I вида, слабослышащих и позднооглохших — II вида, незрячих — Ш вида, слабовидящих и поздноослепших — IV вида, с тяжелыми нарушениями речи — V вида, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида, с задержкой психического развития — VII вида, для умственно отсталых детей — VIII вида) определяются Минобразованием России по согласованию с Минздравом России (п. 1.1). Специфика специального (коррекционного} образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечивает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4).
В зависимости от вида специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
о 1 £ о S |
НИН! |
a В! a о , - |
развитии реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и руководствуется при этом типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (п. 1.2, 1.5). Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации специального (коррекциейного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразовательная подготовка (за исключением VIII вида).
Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности (п. 3.18). В коррекпионном учреждении VIII вида трудовое обучение в X—XI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки (см. таблицы А и Б).
1.2. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных npedcmaeume.ieu)
Специфика всех видов образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррскиионный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии), определяется контингентом воспитанников, принимаемых в учреждение (дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено) (П. 4.24, 4.25 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее — Положения).
Специфика видов отражается на основных задачах образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, мед ико- п с ихо лого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 1.2 Положения).
I
И
И
II
з =-if
я £
о =
н |
= в
G s
—
as
? g,
S?
Eg
»> я
a. £
!l
II
a =
u 5
я \- a я
* Я I 3
?&
о о
я
X X
II
- s
Is
с я
X
ц
§
р g 5
t da
с я
= 5 S 8
В L- О м
Н О >-» ^
S i x
* u a;
5 =r м
я g о
U
ь о в-
S & 3 2
1, к О