Министерства образования Российской Федерации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственное научное учреждение «Центр ранней диагности­
ки и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в раз­
витии» Министерства образования Российской Федерации (далее —
Центр) создан приказом Минобразования России от 18.10.99 № 575 и
является некоммерческой организацией, не преследую шей извлечения
прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

1.2. Учредителем Центра является Министерство образования Рос­
сийской Федерации (далее — Министерство).

1.3. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Рос­
сийской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической
политике», другими законодательными и нормативными правовыми ак­
тами и настоящим Уставом.

1.4. Центр является юридическим лицом с момента его государствен­
ной регистрации, имеет самостоятельный баланс, рублевые расчетные и
текущие счета, а также валютные счета в учреждениях банков и иных
кредитных учреждениях Российской Федерации, печать и бланки со сво­
им наименованием.

1.5. Центр вправе от своего имени приобретать имущественные и лич­
ные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответ­
чиком в суде.

1.6. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его рас­
поряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственнос­
тью. При недостаточности у Центра указанных средств ответственность по
его обязательствам несет Министерство в порядке, определенном законом.

1.7. Полное официальное наименование Центра —государственное
научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помо­
щи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства об­
разования Российской Федерации.

Сокращенное наименование — ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям» Минобразования России.

1.8. Местонахождение (юридический адрес) Центра: 119121, г. Моск­
ва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

2.1. Центр организуется в целях выполнения работ по созданию госу­дарственной системы раннего выявления отклонений в развитии у детей и оказания им ранней психолого-педагогической и мед и ко-социально и помощи, включая:

координацию деятельности привлекаемых учреждений и организаций;

научно-методическое и программное обеспечение;

организацию и осуществление контроля за выполнением работ и эк­спертизу их результатов.


2.2. Основными направлениями уставной деятельности Центра явля­
ются:

осуществление на федеральном уровне функций организатора и ко­ординатора деятельности привлекаемых исполнителей и региональных центров;

проведение научно-исследовательских, программно-методических, опытно-конструкторских и проектных работ;

поэтапная разработка федеральной и региональных программ и базо­вых моделей ранней диагностики, организация деятельности по психо­лого-педагогической и медико-социальной коррекции, абилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии;

сбор, накопление, анализ, оформление и распространение инфор­мации, включая печатную, аудио-, видео-, компьютерную и другие виды информации;

экспертиза научных и методических разработок по проблемам ран­ней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей;

оказание помощи, консультационных и иных услуг юридическим и физическим лииам;

подготовка и проведение семинаров, конференций;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров.

2.3. Видами уставной деятельности Центра являются:
организация и координация деятельности юридических и физичес­
ких лиц по ранней диагностике и ранней специальной помощи детям с
выявленными отклонениями в развитии;

оказание научной, методической, психолого-педагогической и ин­формационной помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации по проблемам ранней диагностики и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям (законным представителям);

организационная и организационно-методическая, научно-педа­гогическая деятельность, в том числе разработка и распространение методической, учебно-методической и научно-методической инфор­мации;

выполнение научно-исследовательских и научно-методических, про­ектных и опытно-конструкторских работ;

издательская и полиграфическая деятельность;

подготовка и проведение выставок;

сдача в аренду имущества в порядке, установленном законом;

осуществление экспортно-импортных операций.

2.4. Виды уставной деятельности, подлежащие лицензированию, осу­
ществляются Центром после получения в установленном порядке соот­
ветствующих лицензий.

2.5. Для достижения поставленных целей Центр вправе:
привлекать на договорной основе юридических и физических лиц;
приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся У

Центра финансовых ресурсов;

в установленном порядке вести предпринимательскую деятельность, направленную на развитие сферы образования, просвещения, социаль­ной и психологической защиты, сохранение и восстановление здоровья детей;


самостоятельно в установленном порядке распоряжаться дохода­ми от разрешенной ему приносящей доход уставной деятельности и имуществом, приобретенным за счет этой деятельности, в уставных целях.

3. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА

3.1. За Центром в целях обеспечения его уставной деятельности соб­
ственник (уполномоченный им орган) закрепляет на праве оперативно­
го управления имущество, которое является фсдерапьной собственностью.

Имущество, приобретенное Центром на доходы от хозяйственной деятельности по договорам с заказчиками и потребителями работ и ус­луг, находится в его самостоятельном распоряжении.

3.2. Изъятие у Центра основных фондов, оборотных средств и иного
имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.

3.3. Выполнение научных исследований для государственных нужд
осуществляется на договорной основе.

3.4. Центр реализует продукцию от хозяйственной деятельности и
предоставляет услуги по ценам, тарифам, устанавливаемым на договор­
ной основе.

3.5. Источниками формирования имущества Центра являются:
средства федерального бюджета, выделяемые целевым назначением

Министерством на выполнение работ, включая федеральные целевые программы и гранты;

доходы, получаемые от хозяйственной деятельности;

пожертвования, добровольные имущественные взносы;

другие, не запрещенные законом поступления.

3.6. Центр самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из
уставных целей, перспектив развития, программы создания государствен­
ной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказа­
ния им специальной помощи и плана основных мероприятий Центра,
согласованных с Министерством.

3.7. Сметы доходов и расходов, структура и штаты устанавливаются
Центром самостоятельно. Размер, форма и система оплаты труда штат­
ных работников Центра устанавливаются в соответствии с Единой та­
рифной сеткой.

Направления использования сэкономленных бюджетных средств оп­ределяются правилами, установленными для государственных учрежде­ний.

3.8. Центр имеет право на создание временных коллективов (ВК) для
решжзаиии отдельных мероприятий уставной деятельности.

3.9. Порядок использования доходов, полученных в результате пред­
принимательской деятельности Центра и в результате привлечения вне­
бюджетных источников финансирования, после уплаты налогов и дру­
гих обязательных платежей, определяется Центром самостоятельно.

3.10. Центр уплачивает обязательные платежи в порядке и размерах,
установленных для государственных учреждений.

3.11. Научные, финансовые и другие планы Центра согласовываются
с Министерством, Центр организует их выполнение и отчитывается за
результаты своей деятельности перед Министерством.


4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА

4.1. Руководство Центром осуществляет директор, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности приказом Министер­
ства.

4.2. Руководитель Центра несет персональную ответственность перед
Министерством за результаты деятельности Центра, сохранность, целе­
вое использование и приумножение имущества Центра, безопасные ус­
ловия труда работников.

Директор Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации:

представляет интересы Центра и действует от его имени без доверен­ности;

утверждает состав ВК в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

заключает договоры, в том числе трудовые договоры (контракты), выдает доверенности;

открывает счета в банках;

осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, рас­пределяет должностные обязанности;

издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Центра;

утверждает структуру и штатное расписание Центра.

4.3. Одним из органов управления Центром является научный совет,
состав которого и положение о котором утверждаются директором
Центра.

5. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА

5.1. Центр осуществляет оперативный бухгалтерский и статистичес­
кий учет, представляет отчетность в порядке и сроки, установленные
законодательством Российской Федерации для государственных учреж­
дений.

5.2. Контроль и ревизия деятельности Центра осуществляются Мини­
стерством.

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

6.1. Прекращение деятельности Центра осуществляется в виде его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование) в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации.

6.2. Центр может быть ликвидирован или реорганизован по приказу
Министерства либо по решению суда.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дополнения и изменения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и утверж­даются приказом Министерства.


Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 09.04.99 №27/511-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В соответствии с решением Коллегии от 09.02.99 № 3/1 «О психоло­го-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования» Министерство реко­мендует органам управления образованием субъектов Российской Феде­рации разработать и настойчиво осуществлять воспитательные програм­мы для детей, способствующие глубокому пониманию ими положения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе и их приня­тию. Исходя из понимания, что эти дети имеют равные права, необходи­мо сделать все возможное для их равноправного участия во всех сферах жизни общества; предусмотреть широкое участие детей с ограниченны­ми возможностями здоровья вместе со всеми детьми в предметных олим­пиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнитель­ного образования; определить меры по сохранению и развитию сети ма-.юкомллектных специальных (коррекционных) и оздоровительных об­разовательных учреждений, приближенных к местожительству обучаю­щихся, воспитанников, школ индивидуального обучения. В практичес­кой сфере системы общего образования заметно появление разнообраз­ных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными возможнос­тями здоровья, которые требуют создания более адаптивной среды для обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразова­тельных школ.

Однако не следует ускорять интеграционный процесс без достаточ­ной подготовленности общеобразовательных учреждений и их педагоги­ческих кадрон. Целесообразно принять меры по развитию сети образова­тельных учреждений начального, среднего и высшего профессионально­го образования с условиями адаптивной среды для продолжения образо­вания выпускниками специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, а чакже пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) про­фили трудового обучения с учетом новых социально-экономических ус­ловий развития общества и местных потребностей в кадрах; организо­вать на базе существующих специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.

Е.Е. Чепурных

Заместитель министра






Письмо Министерства народного образования РСФСР от 26.02.92 № 42/22-Ф

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими с мест запросами о порядке возмещения затрат на содержание детей и подростков в специальных учебно-воспи­тательных интернатных учреждениях (специальных школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития, спе­циальных общеобразовательных школах для детей и подростков, нужда­ющихся в особых условиях воспитания), состоящих на местных бюдже­тах и комплектуемых детьми из разных регионов, Министерство разъяс­няет, что указанные учреждения финансируются, как правило, из средств того бюджета, на котором они состоят.

Содержание детей и подростков, направленных на обучение в учеб­но-воспитательные учреждения из других областей, краев, республик, входящих в состав Российской Федерации, осуществляется на основе договоров между соответствующими органами народного образования (напраиляющей и принимающей территорий). При этом могут произво­диться прямые платежи учебно-воспитательным учреждениям за каждо­го направляемого на учебу ребенка или подростка в размере, определя­емом исходя из затрат на его содержание и обучение.

С.А.Бадмаев

Заместитель министра

Письмо Министерства народного образования РСФСР

от 14.11.88 № 17-253-6 Об индивидуальном обучении больных детей на дому

Министерства просвещения АССР,

краевые и областные отделы,

главные управления народного

образования

Министерство доводит до сведения, что в соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию ot25.10.S8 № 93-01-703/ 11-14 увеличено количество часов учебного плана, утвержденного пись­мом Министерства просвещения СССР от 05.05.78 № 28-М «Об улучше­нии организации индивидуального обучения больных детей на дому»:

в I — III (IV) классах — до 8 часов.

в IV (V) - VII (VIII) -до 10 часов,

в VIII (IX) классах —до 11 часов,

в IX (X) — X (XI) —до 12 часов в неделю.


Министерство предоставляет право распределения часов по предме­там районным, городским отделам народного образования. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические воз­можности больных детей. В пределах выделенных часов по классам разре­шается включать в учебный план дополнительные предметы, не предус­мотренные письмом Минпроса СССР от 05-05.78 № 28-М.

Г. Д. Кузнецов

Заместитель министра

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 08.10.98 № 15/368-8

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений

В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополне­ний в Типовое положение о специальном (коррекционном) образова­тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» дополнить Перечень типов и видов государственных и муни­ципальных образовательных учреждений (письма Минобразования Рос­сии от 17.02.97 №150/14-12; от 03.11.97 N91336/14-12).

VIIE. Тип — специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Виды:

— специальная (коррекцийиная) начальная школа— детский сад:

— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат.

Примечание. В название специального (коррекционного) образователь­ного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников до­бавляются слова:

«I вида» — в название учреждения для глухих;

«II вида» — в название учреждения для слабослышащих и поздноог-лохших;

«III вида» — в название учреждения для слепых;

«IV видав — в название учреждения для слабовидящих и поздноос-лепших;

«V вида» — в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;

«VI вида» — в название учреждения для имеющих нарушения опор­но-двигательного аппарата;


«VII вида» — в название учреждения для имеющих задержку психи­ческого развития;

«VIII вида» — в название учреждения для умственно отсталых.

Е. Е. Чепурных

Заместитель министра

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 30.11.99 №27/777-6

Об особенностях организации начального

профессионального образования для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что значи­тельно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую дея­тельность выпускников специальных (коррекцийиных) образователь­ных учреждений. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в выс­шей степени актуальной проблему коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных об­разовательных учреждений Российской Федерации способны к овладе­нию профессиями и могут успешно работать на многих производствен­ных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вто­рых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладе­нии учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.

Повышенные требования к качеству, производительности и мобиль­ности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся с от­клонениями в развитии малоэффективной.

Решением Коллегии Минобразования России № 3/1 от 9.02.99 «О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья средствами образования* рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продол­жать трудовое обучение выпускников специальных (коррекиионных) об­разовательных учреждений в разных формах.

Первый вариант: обучение в специализированном учреждении на­чального профессионального образования, работающим по спеииаль-


ным учебным планам и программам, учитывающим особенности подро­стков с отклонениями в развитии.

Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум ча­сов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую под­готовку. Причем при обязательном изучении технологии производства следует давать только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке прак­тических умений и навыков.

Преимущество таких специальных образовательных учреждений за­ключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и про­блемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционно-го) образовательного учреждения — 6—12 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образова­ния норма наполняемости группы 25 человек, а деление на подгруппы для практических занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12 — 15 человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20 процентов.

В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллек­том, получившие распространение практически во всех регионах страны.

В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников с от­клонениями в развитии.

При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в разви­тии и учреждениях начального профессионального образования немало­важное значение для их общего развития должно придаваться правиль­ной организации второй половины дня. В это время кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытово-ю труда (для чего следует адаптироватъпрограмму СБО). Подростки долж­ны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые об­разовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревно­вания, работа кружков, секций и т.д.).

Проживание подростков возможно в общежитии учреждения началь­ного профессионального образования, в интернате специального (кор-рекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессио­нального образования общего типа и живут в общежитии этого учрежде­ния, желательно комплектовать воспитательские группы только из вы­пускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).

Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник спе­циальной школы-интерната, обучаясь в учреждении начального про­фессионального образования, продолжает проживать в интернате. Та­кая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений зак­репить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации.


Обращаем внимание на необходимость совершенствования не только профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного об­щества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно-воспитательной работы, ее корреклионная направленность.

Е, Е. Чепурных

Заместитель министра

Письмо Минобразования России

от 29.11.99 № 24-51-1133/13

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Минобразование России направляет для использования в работе ат­тестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению ат­тестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреж­дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оз­доровительных образовательных учреждений санаторного типа для де­тей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных уч­реждений для детей и подростков с девиантным поведением.

В.Д. Шадриков

Заместитель министра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методические рекомендации

по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями

в развитии; общеобразовательных школ-интернатов;

образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей; оздоровительных образовательных

учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся

в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений

для детей и подростков с девиантным поведением

Москва— 1999 г.

Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккреди­тации и аттестации в сотрудничестве с Управлением соци ал ь но-педаго­гической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального об-


разования Научно-информационного центра государственной аккреди­тации (НИЦ ГА) Минобразования России, с помощью специалистов и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской об­ластей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллек­тива *КАС ДОУ — Аттестация (Новая версия, Москва — С.-Петербург, 1998 — 1999 гг.)*, проведено обсуждение материалов на межрегиональных совешаниях в городах Калуге, Бердскс Новосибирской области, С.-Пе­тербурге, Снежинске Челябинской области, Москве.

Рекомендации предназначены для использования в работе органов управления образованием, проводящих аттестацию.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аттестация является основной формой государствен но-общественно го контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образователь­ных учреждений (независимо от форм получения образования) требова­ниям Государственных образовательных стандартов. До введения в дей­ствие государственных образовательных стандартов необходимо руковод­ствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нор­мативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствую­щей образовательной программе.

Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего до­кумент об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех по­следовательных лет, предшествующих аттестации.

Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

1) исполнение образовательным учреждением требований государ­
ственных образовательных стандартов при организации обучения по об­
разовательным программам соответствующего уровня и направленности
в части обязательного минимума содержания основных образовательных
программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, вос­
питанников; полноты выполнения основных образовательных программ —
на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реа­
лизуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий,
классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпуск­
ников образовательного учреждения требованиям государственных об­
разовательных стандартов — на основе результатов итоговых аттестаций
и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных
и других квалификационных работ, рекомендованных к применению
государственным органом управления образованием соответствующего
уровня.

Право определения формы проведения аттестации образовательных учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий,


-.


установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) по­казателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттес­тацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации; аттестацион­ные технологии определяются видом избранных контрольных измери­тельных материалов и способом их применения; под критериями аттес­тации понимаются значения показателей, рассматриваемых при аттес­тации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполне­нии (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в отношении обеспеченности образовательного процесса и предметной обученности выпускников.

Согласно Положению о порядке аттестации и государственной акк­редитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Ми­нистерства общего и профессионального образования Российской Фе­дерации от 22.05.98 № 1327, перечень, форма и требования к содержа­нию документов, представляемых указанными образовательными учреж­дениями на аттестацию, определяются Минобразованием России.

Для проведения аттестации образовательные учреждения представ­ляют следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта)
образовательного учреждения;

б) копия устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением
аттестации;

с) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельно­сти образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

В случае если образовательное учреждение реализует образователь­ные программы разных уровней и направленностей, заключение аттес­тационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образова­тельного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреж­дения не аттестованным по этой образовательной программе.

Образовательные учреждения (за редким исключением) реализуют общеобразовательные программы того или иного уровня, программы начального профессионального образования, осуществляют трудовую и профессиональную подготовку, подготовку в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы.

Воспитание является важнейшей частью деятельности педагогичес­ких коллективов образовательных учреждений, является неотъемлемой частью каждого из направлений работы образовательного учреждения и оценка результатов работы по направлениям включает результаты вос­питательной работы.

Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в обще­ство)—это важнейшее и реально осуществляемое ОУ направление ра-


боты. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована. Вы­деление и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттеста­ции — сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный мо­мент не представляется возможным рекомендовать для широкого прак­тического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттес­тационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководство­ваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (приложение 3).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Раздел I

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образова­нии» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.OS.97 № 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образова­тельном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в дли­тельном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об об­щеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образо­вательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» аттестация образовательных учреждений для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представи­телей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздорови­тельных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в дли­тельном лечении, проводится соответствующим государственным органом правления образования в порядке, предусмотренном типовыми положени­ями об этих образовательных учреждениях.

1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями, в разви­тии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специально­го (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих — I вида, слабослышащих и позднооглохших — II вида, незрячих — Ш вида, сла­бовидящих и поздноослепших — IV вида, с тяжелыми нарушениями речи — V вида, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида, с задержкой психического развития — VII вида, для умственно отсталых детей — VIII вида) определяются Минобразованием России по согласо­ванию с Минздравом России (п. 1.1). Специфика специального (коррек­ционного} образовательного учреждения для обучающихся, воспитан­ников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечи­вает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4).

В зависимости от вида специальное (коррекционное) образователь­ное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в


о 1 £ о S

НИН!
a В! a о , -

развитии реализует образовательные программы дошкольного, началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) общего и началь­ного профессионального образования и руководствуется при этом типо­выми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (п. 1.2, 1.5). Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации специаль­ного (коррекциейного) образовательного учреждения для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразова­тельная подготовка (за исключением VIII вида).

Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной тру­довой деятельности (п. 3.18). В коррекпионном учреждении VIII вида тру­довое обучение в X—XI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.

В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать под­готовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилак­тической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подго­товки (см. таблицы А и Б).

1.2. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных npedcmaeume.ieu)

Специфика всех видов образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей; специальный (коррскиионный) детский дом для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонени­ями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонени­ями в развитии), определяется контингентом воспитанников, прини­маемых в учреждение (дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном ле­чении, а также местонахождение родителей которых не установлено) (П. 4.24, 4.25 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее — Положения).

Специфика видов отражается на основных задачах образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, спо­собствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, мед ико- п с ихо лого-педаго­гической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освое­ние образовательных программ, обучение и воспитание в интересах лич­ности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здо­ровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 1.2 Положения).


I

И

И

II

з =-if

я £

о =

н

= в

G s

as

? g,

S?

Eg

»> я

a. £

!l

II

a =

u 5

я \- a я

* Я I 3

?&

о о

я


X X

II

- s

Is

с я

X

ц

§

р g 5

t da


с я

= 5 S 8

В L- О м

Н О >-» ^

S i x

* u a;

5 =r м

я g о

U

ь о в-


S & 3 2

1, к О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: