Платежный баланс и система национальных счетов развивались независимо друг от друга, однако всегда подразумевалось, что их показатели между собой должны быть согласованы. Принципы учета, определения и классификации ПБ практически полностью согласованы с СНС-93. Это дает возможность использовать данные ПБ в расчете макропоказателей СНС. В методических указаниях по разработке ПБ и СНС применяют идентичные критерии для разграничения резидентов и нерезидентов, используют одинаковую концепцию рыночных цен для определения операций, активов и обязательств по состоянию на конкретную дату, а также метод начисления для определения времени регистрации операций.
Наиболее существенное несоответствие между ПБ и СНС связано с трактовкой услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (КИУФП). Финансовое посредничество, по определению СНС, является производственной деятельностью, в процессе которой экономические единицы принимают на себя обязательства по приобретению финансовых активов, осуществляя операции на финансовом рынке. Деятельность финансовых посредников заключается в том, что они привлекают финансовые ресурсы от кредиторов и, преобразуя их, передают дебиторам в форме, в которой последние желали бы их получить. Как правило, финансовые посредники не взимают платы за свои услуги в явной форме. Вместо этого они уменьшают сумму процентов, выплачиваемых кредиторам, и увеличивают сумму процентов, получаемых от дебиторов. Ставкой процента, которая не включает элемента оплаты услуг и премий за риск, можно считать ставку межбанковского кредита или ставку рефинансирования центрального банка при условии, что в основе предоставления его кредитов лежат рыночные механизмы.
|
|
По определению СНС, стоимость КИУФП составляют все доходы от собственности (аналог инвестиционных доходов в ПБ), которые должны быть получены финансовыми посредниками за вычетом процентов, которые должны быть выплачены из доходов от собственности, полученных от инвестирования собственного капитала, поскольку инвестирование собственных средств по определению не является финансовым посредничеством. В СНС нет четкого определения того, как отделить доходы от инвестирования собственного капитала от доходов от инвестирования привлеченных средств. Это делается на базе условных расчетов.
В ПБ достаточно точно разграничиваются понятия доходов и услуг, которые полностью совпадают с их аналогами в СНС. В этой связи последовательно проводится различие между услугами, производство которых составляет часть валового внутреннего продукта страны, и доходами, потоки платежей которых представляют распределительные или перераспределительные операции, влияющие на уровень валового дохода страны.
|
|
Категории "Оплата труда" в счете внешних операций ("остального мира") и в ПБ совпадают, а категория "доходы от собственности" соответствует категории "инвестиционные доходы" в ПБ, но теоретически они не совпадают из-за КИУФП. Текущие трансферты по широте охвата в ПБ и СНС совпадают, однако по классификации статей текущие трансферты в ПБ и СНС не совпадают. Например, в СНС некоторые текущие трансферты, а также налоги на производство и импорт за вычетом субсидий классифицируются как первичные доходы (органов государственного управления). Остальные текущие трансферты, представляющие собой перераспределение первичных доходов (взносы на социальное страхование, социальные пособия, прочие текущие трансферты), в СНС отражаются по отдельной статье. Сальдо по текущим трансфертам, рассчитанное по данным ПБ, формально нельзя использовать в СНС при расчете национального располагаемого дохода при заданном уровне национального дохода.
Счета операций с капиталом в ПБ и СНС различаются только формой представления и классификациями капитальных трансфертов. По сути же они идентичны.
По охвату финансовых операций финансовые счета в ПБ и СНС совпадают, однако их классификации различаются: в ПБ финансовые операции классифицируются по функциональному признаку, в СНС — по типу финансового инструмента.
В СНС существуют счета, в которых отражаются изменения в объеме иностранных активов и обязательств, не связанные с экономическими операциями (счет для переоценки активов и обязательств, счет для прочих изменений), а также баланс иностранных активов и обязательств, в котором показывается их состояние на определенную дату, как и в международной инвестиционной позиции.