Организация формирования бюджетного процесса включает:
1. определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;
2. установление объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;
3. составление планов формирования бюджетного процесса В целом и его отдельных компонентов.
В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд аналогичных зарубежных субъектов. В целом их можно разделить на две группы:
1. пассивную — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т.д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица
2. активную — органы, наделенные бюджетными полномочиями, к которым относятся органы государственного управления, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.
Активными участниками бюджетного процесса в РФ являются:
|
|
1. Президент РФ;
2. органы законодательной власти;
3. органы исполнительной власти;
4. органы денежно-кредитного регулирования,
5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
6. государственные внебюджетные фонды;
7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
8. бюджетные, налоговые и другие полномочия.
К участникам бюджетного процесса также относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Рассмотрим бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
Президент — определяет основы бюджетной политики и общее руководство.
Представительные органы — рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль исполнения бюджетов, формируют и определяют правовой статус контролирующих органов,
Органы исполнительной власти — осуществляют составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, ведомственный контроль исполнения бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджетов.
Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Кредитные организации — могут привлекаться для проведения операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, а также для выполнения функции Банка России при отсутствии его учреждений.
|
|
Субъекты РФ, муниципальные образования — вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами.
Органы финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ и других правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Важное место в организации бюджетного процесса отводится четкому определению распорядителей и получателей бюджетных средств. Различают главных распорядителей федерального, региональных и местных бюджетов, просто распорядителей и получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель федерального бюджета — это орган государственной власти, распределяющий средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств.
Главный распорядитель бюджета субъекта РФ или местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, распределяющий бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств.
Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств.
На федеральном уровне участниками бюджетного процесса России являются:
1. Президент РФ;
2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
3. Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
4. Правительство РФ;
5. орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Минфин РФ);
6. орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);
7. органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
8. Банк России;
9. Счетная палата РФ; государственные ВБФ;
10. распорядители и получатели бюджетных средств;
11. иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.
Министерство финансов РФ обладает следующими основными ' бюджетными полномочиями:
1. составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных ВБФ;
2. осуществляет методическое руководство по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;
3. составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
4. разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
5. разрабатывает программы и механизм государственных заимствований РФ;
6. проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, инвестиций, ссуд, кредитов и государственных гарантий;
7. осуществляет учет государственного долга РФ и управление им;
8. исполняет федеральный бюджет;
9. осуществляет контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов РФ, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
10. ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений;
11. осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Министр финансов РФ разрешает:
1. утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
2. утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;
3. предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета;
|
|
4. введение режима сокращения расходов федерального бюджета при недостатке поступлений до 5% утвержденных;
5. перемещение ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;
6. осуществление и отмену блокировки расходов.
Министр финансов РФ имеет право:
1. запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы;
2. назначить в федеральные исполнительные органы и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при нецелевом использовании бюджетных средств;
3. запретить распорядителям и получателям бюджетных средств осуществление отдельных расходов.
4. Минфин РФ несет ответственность:
5. за своевременность составления и соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
6. соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций;
7. введение режима сокращения расходов бюджета.
Для обеспечения правильного и своевременного формирования проектов бюджетов Минфин РФ, финансовые департаменты разрабатывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению финансовых планов, смет и проектов, которые утверждаются приказами руководителей финансовых структур. Основная работа по составлению бюджетов ложится на финансово-бюджетные структуры (департаменты, управления, отделы). За решение отдельных вопросов ответственность также несут МНС РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, ГТК РФ, другие ведомства и структуры.
Организация бюджетного процесса является важнейшим звеном бюджетного менеджмента. Чем полнее и обоснованнее организационная работа, тем эффективнее осуществляется бюджетный процесс.