Основы организации формирования бюджетов

Организация формирования бюджетного процесса включает:

1. определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;

2. установление объектов (денежных потоков и фондов) бюд­жетного процесса;

3. составление планов формирования бюджетного процесса В целом и его отдельных компонентов.

В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд аналогичных зарубежных субъектов. В целом их можно разделить на две группы:

1. пассивную — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т.д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица

2. активную — органы, наделенные бюджетными полномо­чиями, к которым относятся органы государственного управления, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.

Активными участниками бюджетного процесса в РФ являются:

1. Президент РФ;

2. органы законодательной власти;

3. органы исполнительной власти;

4. органы денежно-кредитного регулирования,

5. органы государственного и муниципального финансового контроля;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. бюджетные, налоговые и другие полномочия.

К участникам бюджетного процесса также относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные ор­ганизации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Рассмотрим бюджетные полномочия участников бюджетного процесса

Президент — определяет основы бюджетной политики и общее руководство.

Представительные органы — рассматривают и утверждают бюд­жеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль исполне­ния бюджетов, формируют и определяют правовой статус контроли­рующих органов,

Органы исполнительной власти — осуществляют составление про­ектов бюджетов, исполнение бюджетов, ведомственный контроль исполнения бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджетов.

Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денеж­но-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации — могут привлекаться для проведения операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, а также для выполнения функции Банка России при отсут­ствии его учреждений.

Субъекты РФ, муниципальные образования — вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сдел­кам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъек­тов РФ и муниципальными ценными бумагами.

Органы финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов и внебюд­жетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ и других правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Важное место в организации бюджетного процесса отводится четкому определению распорядителей и получателей бюджетных средств. Различают главных распорядителей федерального, регио­нальных и местных бюджетов, просто распорядителей и получате­лей бюджетных средств.

Главный распорядитель федерального бюджета — это орган госу­дарственной власти, распределяющий средства федерального бюд­жета по подведомственным распорядителям и получателям средств.

Главный распорядитель бюджета субъекта РФ или местного бюд­жета — орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, распределяющий бюджет­ные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств.

На федеральном уровне участниками бюджетного процесса Рос­сии являются:

1. Президент РФ;

2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

3. Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

4. Правительство РФ;

5. орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Минфин РФ);

6. орган, осуществляющий казначейское исполнение феде­рального бюджета (Федеральное казначейство);

7. органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

8. Банк России;

9. Счетная палата РФ; государственные ВБФ;

10. распорядители и получатели бюджетных средств;

11. иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими основными ' бюджетными полномочиями:

1. составляет проект федерального бюджета и принимает уча­стие в разработке проектов бюджетов государственных ВБФ;

2. осуществляет методическое руководство по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

3. составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4. разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

5. разрабатывает программы и механизм государственных за­имствований РФ;

6. проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, инвестиций, ссуд, кредитов и государственных гарантий;

7. осуществляет учет государственного долга РФ и управление им;

8. исполняет федеральный бюджет;

9. осуществляет контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае за­ключения соответствующих соглашений;

составляет отчет об исполнении федерального и консолиди­рованного бюджетов РФ, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных согла­шений;

10. ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений;

11. осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджет­ным законодательством.

Министр финансов РФ разрешает:

1. утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

2. утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;

3. предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета;

4. введение режима сокращения расходов федерального бюд­жета при недостатке поступлений до 5% утвержденных;

5. перемещение ассигнований между главными распорядите­лями, разделами, подразделами и статьями функциональной и эко­номической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;

6. осуществление и отмену блокировки расходов.

Министр финансов РФ имеет право:

1. запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы;

2. назначить в федеральные исполнительные органы и бюд­жетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при нецелевом использовании бюджетных средств;

3. запретить распорядителям и получателям бюджетных средств осуществление отдельных расходов.

4. Минфин РФ несет ответственность:

5. за своевременность составления и соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

6. соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кре­дитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций;

7. введение режима сокращения расходов бюджета.

Для обеспечения правильного и своевременного формирования проектов бюджетов Минфин РФ, финансовые департаменты разраба­тывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению финансовых планов, смет и проектов, которые утверждаются приказами руководителей финансовых структур. Основная работа по составлению бюджетов ложится на финансово-бюджетные структуры (департаменты, управления, отделы). За решение отдельных вопросов ответственность также несут МНС РФ, Министерство экономического развития и тор­говли РФ, ГТК РФ, другие ведомства и структуры.

Организация бюджетного процесса является важнейшим звеном бюджетного менеджмента. Чем полнее и обоснованнее организаци­онная работа, тем эффективнее осуществляется бюджетный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: