Формирование бюджетов
Цель темы — изучить механизм формирования бюджетного процесса в России. При ее освоении студенты должны:
1. понять содержание бюджетного процесса;
2. усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
3. разобраться в механизме разработки проектов конкретных бюджетов;
4. получить навыки самостоятельного анализа и совершенствования формирования бюджетов.
Для решения этих задач рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
1. бюджетный процесс: понятие и структура;
2. основы организации формирования бюджетов;
3. разработка проектов бюджетов;
4. формирование федерального бюджета Российской Федерации;
5. проблемы и пути совершенствования формирования бюджетов
Бюджетный процесс: понятие и структура
Бюджетный процесс — важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением».
|
|
Определение сложное и не бесспорное. Во-первых, не ясно, из какого количества стадий состоит бюджетный процесс: трех (составление и рассмотрение, утверждение и исполнение, контроль), четырех (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение) или пяти (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль). Во-вторых, такой важнейший элемент управленческой деятельности, как контроль, отнесен только к исполнению. В- третьих, исключается возможность бюджетного процесса внебюджетных фондов местных органов власти. В-четвертых, используемое выражение «составление» не отражает всего объема и содержания деятельности на первой стадии, так как носит технический, бухгалтерский характер. Наконец, в пятых, и это самое главное, в реальной жизни бюджетный процесс, и особенно исполнение, осуществляется всеми экономическими субъектами, деятельность которых связана с формированием или использованием бюджетных средств. Под бюджетным процессом будем понимать регламентированную нормами права деятельность субъектов общества по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Соответственно принципам финансового менеджмента любая управленческая финансовая деятельность складывается из организации, прогнозирования, планирования, оперативного регулирования, мотивации, разработки целевых программ, учета, отчетности и контроля. Общую структуру бюджетного процесса можно представить в виде схемы (рис. 1), из которой видно, что бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.
|
|
Рис. 1. Структура бюджетного процесса
Механизм бюджетного процесса в РФ строится на принципах существующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе.