Разработка проектов бюджетов

Цель разработки проектов бюджетов — формирование бюджет­ного пакета материалов (проекты бюджетов и необходимые доку­менты).

Процесс разработки включает следующие этапы:

1. разработка прогнозов экономического развития РФ, субъек­тов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов;

2. составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

3. разработка проекта законов о бюджете;

4. представление пакета документов в законодательные органы.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости дос­тижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или му­ниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами)..

Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществля­ют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципаль­ных образований.

Для составления проектов бюджетов используются сведения о нало­говом законодательстве, нормативах отчислений от собственных и регу­лирующих доходов, предполагаемых объемах финансовой помощи, ви­дах и объемах расходов, передаваемых из одного бюджета в другие, нормативах финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Планирование бюджетов строится на базе:

1. законодательных и нормативных материалов представитель­ных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ и мест­ных органов самоуправления;

2. финансовых планов исполнительных органов власти, мини­стерств и ведомств РФ и административных образований;

3. финансовых планов предприятий и организаций государст­венного сектора;

4. плановых материалов государственных финансовых инсти­тутов — МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фон­дов и т.д.;

5. программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований;

6. программ и прогнозов финансовой деятельности предпри­ятий и организаций негосударственного сектора;

7. других законодательных, нормативных и статистических ма­териалов.

Конечными задачами бюджетного планирования являются:

1. определение поступлений бюджета по отдельным источникам и общей суммы поступлений;

2. определение расходов бюджета по отдельным разделам и об­щей суммы расходов;

3. максимальное выявление резервов и источников государст­венных средств;

4. рациональное распределение доходов и расходов консолиди­рованного бюджета РФ между отдельными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов;

5. создание системы бюджетных резервов РФ и административ­но-территориальных образований;

6. проведение контроля финансовой деятельности экономиче­ских субъектов.

В качестве основных методов бюджетного планирования ис­пользуют балансовый, программно-целевой, нормативный и эко­номико-математические методы. Качество планирования во многом зависит от соблюдения принципов бюджетного планирования: науч­ности, непрерывности планирования, реальности и объективности, учете административно-территориальных особенностей развития регионов. Научность заключается прежде всего в применении сис­темы рациональных методов планирования, научно обоснованных норм жизнедеятельности людей, а также системы прогнозов и про­граммно-целевого метода.

Составление бюджета основывается:

1. на Бюджетном послании Президента РФ;

2. на прогнозе социально-экономического развития;

3. на основных направлениях бюджетной и налоговой поли­тики;

4. на прогнозе сводного финансового баланса;

5. на плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ.

Прогноз социально-экономического развития территории разраба­тывается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год и предшествует составле­нию проекта бюджета. Из прогноза формируется перспективный финансовый план.

Перспективный финансовый план содержит прогнозы бюджета по мобилизации поступлений, привлечению заимствований и финан­сированию основных расходов. Он разрабатывается в целях:

1. информирования законодательных органов о среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2. прогнозирования финансовых последствий разрабатывае­мых реформ, программ, законов;

3. отслеживания негативных долгосрочных тенденций и свое­временного принятия, соответствующих мер.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации на три года: первый год от­водится на формирование бюджета, следующие два года — плановый период, когда прослеживаются результаты экономической политики. Исходной базой плана служит бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социаль­но-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органи­заций. Он формируется на базе отчетного баланса финансовых ресур­сов за предыдущий год и является основой для составления бюджета.

При составлении бюджета распорядителям и бюджетным учреж­дениям устанавливаются задания по предоставлению государствен­ных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функцио­нирования. При этом выделение средств определяется с учетом нор­мативов финансовых затрат на единицу услуг и задания на услуги.

План развития государственного или муниципального сектора эко­номики включает:

1. перечень и сводный план финансово-хозяйственной дея­тельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий;

2. программу приватизации и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

3. сведения о предельной штатной численности работников по главным распорядителям бюджетных средств.

В план развития федерального сектора экономики включается план государственных или муниципальных услуг бюджетных учреждений.

При составлении бюджетов особое значение имеют долгосроч­ные целевые программы. Они разрабатываются органами исполни­тельной власти и местного самоуправления в соответствии с про­гнозами социально-экономического развития и подлежат утвержде­нию соответствующими законодательными органами.

Долгосрочная целевая программа содержит:

технико-экономическое обоснование;

1. прогноз ожидаемых социально-экономических и экологиче­ских результатов реализации программы;

2. наименование заказчика программы;

3. сведения об объемах и источниках финансирования по годам;

4. другие документы и материалы, необходимые для утверждения.

В проекте закона о бюджете указываются основные характери­стики бюджета: объемы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета, а также ряд других показателей:

1. прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

2. нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых другим бюджетам;

3. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым стать­ям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

4. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

5. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

6. объемы финансовой помощи другим бюджетам;

7. распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.

В проекте устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.

В проекте закона о бюджете определяются:

1. источники финансирования дефицита бюджета;

2. верхний предел государственного или муниципального дол­га по состоянию на 1 января года, следующего за очередным годом, а также другие предельные значения с указанием, в том числе, пре­дельных объемов обязательств по государственным или муници­пальным гарантиям;

3. верхний предел государственного внешнего долга РФ по со­стоянию на 1 января года, следующего за очередным;

4. пределы, объемы и перечень государственных внешних заим­ствований РФ по показателям источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

5. пределы государственных кредитов зарубежным субъектам;

6. предел предоставления государственных гарантий третьим лицам.

7. В проекте федерального бюджета также определяются соотно­шения между величиной прожиточного минимума и минимальны­ми размерами пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

8. К проекту бюджета на очередной год прикладываются:

9. прогноз социально-экономического развития территорйи на очередной финансовый год; '

10. основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной финансовый год;

11. прогноз сводного финансового баланса территории на очередной финансовый год;

12. прогноз консолидированного бюджета территории на оче­редной финансовый год;

13. адресная инвестиционная программа на очередной год;

14. план развития государственного или муниципального сек­тора экономики;

15. структура государственного или муниципального долга и программа заимствований на очередной год для покрытия дефицита бюджета;

16. оценка потерь бюджета от налоговых льгот;

17. оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год;

18. другие документы и материалы, предусмотренные Бюджет­ным кодексом РФ.

И сходными, макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета служат:

1. объем и темп роста ВВП на очередной год;

2. уровень инфляции (декабрь очередного года к декабрю те- кущегогода).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: