Цель разработки проектов бюджетов — формирование бюджетного пакета материалов (проекты бюджетов и необходимые документы).
Процесс разработки включает следующие этапы:
1. разработка прогнозов экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов;
2. составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
3. разработка проекта законов о бюджете;
4. представление пакета документов в законодательные органы.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами)..
Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов используются сведения о налоговом законодательстве, нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов, предполагаемых объемах финансовой помощи, видах и объемах расходов, передаваемых из одного бюджета в другие, нормативах финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Планирование бюджетов строится на базе:
1. законодательных и нормативных материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления;
2. финансовых планов исполнительных органов власти, министерств и ведомств РФ и административных образований;
3. финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора;
4. плановых материалов государственных финансовых институтов — МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.;
5. программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований;
6. программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и организаций негосударственного сектора;
7. других законодательных, нормативных и статистических материалов.
Конечными задачами бюджетного планирования являются:
1. определение поступлений бюджета по отдельным источникам и общей суммы поступлений;
2. определение расходов бюджета по отдельным разделам и общей суммы расходов;
3. максимальное выявление резервов и источников государственных средств;
4. рациональное распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между отдельными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов;
5. создание системы бюджетных резервов РФ и административно-территориальных образований;
6. проведение контроля финансовой деятельности экономических субъектов.
В качестве основных методов бюджетного планирования используют балансовый, программно-целевой, нормативный и экономико-математические методы. Качество планирования во многом зависит от соблюдения принципов бюджетного планирования: научности, непрерывности планирования, реальности и объективности, учете административно-территориальных особенностей развития регионов. Научность заключается прежде всего в применении системы рациональных методов планирования, научно обоснованных норм жизнедеятельности людей, а также системы прогнозов и программно-целевого метода.
Составление бюджета основывается:
1. на Бюджетном послании Президента РФ;
2. на прогнозе социально-экономического развития;
3. на основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
4. на прогнозе сводного финансового баланса;
5. на плане развития государственного или муниципального сектора экономики.
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год и предшествует составлению проекта бюджета. Из прогноза формируется перспективный финансовый план.
Перспективный финансовый план содержит прогнозы бюджета по мобилизации поступлений, привлечению заимствований и финансированию основных расходов. Он разрабатывается в целях:
1. информирования законодательных органов о среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
2. прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
3. отслеживания негативных долгосрочных тенденций и своевременного принятия, соответствующих мер.
Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации на три года: первый год отводится на формирование бюджета, следующие два года — плановый период, когда прослеживаются результаты экономической политики. Исходной базой плана служит бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Он формируется на базе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год и является основой для составления бюджета.
При составлении бюджета распорядителям и бюджетным учреждениям устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. При этом выделение средств определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу услуг и задания на услуги.
План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:
1. перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий;
2. программу приватизации и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
3. сведения о предельной штатной численности работников по главным распорядителям бюджетных средств.
В план развития федерального сектора экономики включается план государственных или муниципальных услуг бюджетных учреждений.
При составлении бюджетов особое значение имеют долгосрочные целевые программы. Они разрабатываются органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и подлежат утверждению соответствующими законодательными органами.
Долгосрочная целевая программа содержит:
технико-экономическое обоснование;
1. прогноз ожидаемых социально-экономических и экологических результатов реализации программы;
2. наименование заказчика программы;
3. сведения об объемах и источниках финансирования по годам;
4. другие документы и материалы, необходимые для утверждения.
В проекте закона о бюджете указываются основные характеристики бюджета: объемы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета, а также ряд других показателей:
1. прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
2. нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых другим бюджетам;
3. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
4. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
5. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
6. объемы финансовой помощи другим бюджетам;
7. распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.
В проекте устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.
В проекте закона о бюджете определяются:
1. источники финансирования дефицита бюджета;
2. верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным годом, а также другие предельные значения с указанием, в том числе, предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям;
3. верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным;
4. пределы, объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
5. пределы государственных кредитов зарубежным субъектам;
6. предел предоставления государственных гарантий третьим лицам.
7. В проекте федерального бюджета также определяются соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальными размерами пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
8. К проекту бюджета на очередной год прикладываются:
9. прогноз социально-экономического развития территорйи на очередной финансовый год; '
10. основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной финансовый год;
11. прогноз сводного финансового баланса территории на очередной финансовый год;
12. прогноз консолидированного бюджета территории на очередной финансовый год;
13. адресная инвестиционная программа на очередной год;
14. план развития государственного или муниципального сектора экономики;
15. структура государственного или муниципального долга и программа заимствований на очередной год для покрытия дефицита бюджета;
16. оценка потерь бюджета от налоговых льгот;
17. оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год;
18. другие документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.
И сходными, макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета служат:
1. объем и темп роста ВВП на очередной год;
2. уровень инфляции (декабрь очередного года к декабрю те- кущегогода).