Лесные санитары

Муравьи — лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник — это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха и влаги. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.

Если разорить муравейник — погибает муравьиная семья. Тогда в лесу появля­ется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники.

Прежде всего ученики выделяют ряд родственных слов: му­равьимуравейникмуравьиная. Совместно с учителем прово­дится анализ, каким образом образованы эти слова.

Муравьи — это форма множественного числа существительного муравей, образованная с помощью окончания -и.

Муравейник — имя существительное, образованное с помощью суффикса -ник- от существительного муравей и обозначающее постройку, сооружение, где живут муравьи. Муравьи сами строят муравейник из сухих травинок, палочек и мелких веточек.

Муравьиная — это имя прилагательное, образованное с помощью суффикса -им- и окончания -йя. С помощью этого слова можно оха­рактеризовать предметы, которые относятся к муравьям: муравьиная семья, муравьиная куча, муравьиный яд и т. п.

Далее полезно вместе с детьми понаблюдать, какие граммати­ческие формы этих слов используются в тексте. Оказывается, что слово муравьи употребляется в рассказе несколько раз, но форма его не меняется. Оно везде стоит в именительном падеже. Рекомендует­ся обратить внимание учащихся на тот факт, что муравьи являют­ся главными действующими лицами в рассказе и поэтому во всех предложениях используются как подлежащие. Существительное муравейник используется в различных формах. В связи с этим уче­никам предлагается проанализировать словосочетания, в которых оно встречается в тексте, например: тащат в муравейник к прячу т-

1 Грамматическая подготовительная работа проводится, как правило, после первичного знакомства с текстом и разбора его содержания.


ся в муравейники, и ответить на вопрос: «Почему во втором слово­сочетании у имени существительного окончание -и? Что оно озна­чает?»

Разобравшись с первым рядом родственных слов, можно пере­ходить ко второму, например: поедаютсъедают, при этом ход рассуждений остается примерно тем же.

В грамматическую работу как составная часть включается орфо­графическая подготовка. Оправданным будет и использование ряда упражнений, направленных на совершенствование лексической системы,— подбор синонимов, антонимов, раскрытие многозначности слова и т. д.

В ходе подготовительных упражнений возможен другой вариант группировки слов, например с одинаковыми приставками, суффик­сами, или слов, стоящих в одинаковой форме. Но при любом вариан­те группировки слов необходимо предложить учащимся вопросы, направленные на осознание ими грамматического и лексического значения анализируемого материала.

Такая кропотливая работа особенно много времени занимает на начальных этапах, поэтому ее рекомендуется проводить в основ­ном на индивидуальных занятиях. Однако ее несомненная польза в том, что она позволяет развивать у учащихся с тяжелой речевой патологией внимательное отношение к языку. На каждом занятии учитель вместе с детьми совершает маленькое открытие, касающееся внутренней структуры слова или текста, и затем учит детей приме­нять полученные знания в собственных высказываниях.

Кроме упражнений, направленных на анализ готового текста, ученикам предлагается серия грамматических заданий по его тран­сформации, например:

1. Пересказать текст, добавив в него имена прилагательные.

2. Пересказать текст, заменив 1-е лицо на 3-е или наоборот.

3. Пересказать текст, заменив глаголы настоящего времени на
глаголы прошедшего или будущего времени, изменив тем самым
время действия текста.

4. Пересказать текст, внеся в него предложения с прямой речью,
или заменив прямую речь косвенной.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих заданий.

Если некоторые учащиеся испытывают затруднения при их вы­полнении, например при изменении лица или времени действия, с такими детьми необходимо провести подготовительную работу, заключающуюся в следующем:

а) выделить и подчеркнуть в каждом предложении граммати­
ческую основу;

б) внести в нее изменения в соответствии с заданием;

в) внести, если необходимо, другие изменения в предложение.
Проиллюстрируем этот алгоритм на примере текста «Рассказ

Пети» по В. Голявкину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: