Я придумал сделать во дворе каток. Вместе с Вовкой мы снег расчистили и дрова убрали. Потом еще подошли ребята и стали помогать. Работа закипела.
Больше всех нам помог дворник дядя Гриша. Мы всю площадку очистили. Оставалось ее водой полить. Дядя Гриша принес длинный шланг. Он привинтил шланг к трубе, открыл кран и полил водой нашу площадку. Дядя Гриша нас выручил. Нам не пришлось ведрами таскать воду.
Хороший каток получился!
Задание. Изменить действующее лицо (от имени дворника дяди Гриши), рассказывая о том, как ребята заливали каток.
Выполнение задания начинается с трансформации первого предложения. Примерный ход рассуждения: грамматическая основа предложения Я придумал сделать. Я — это Петя. Поэтому заменяем подлежащее, а сказуемое не изменяется. Получается новое предложение: Петя придумал сделать каток. Во втором предложении грамматическая основа Мы расчистили и убрали. Мы — это Петя и Вовка. Заменяем подлежащее, сказуемое остается в той же форме. Новое предложение: Вместе с Вовкой Петя и Вовка снег расчистили... — получилось некрасивое, так как слово Вовка повторяется. Лучше выбрать другой вариант: Вместе с Вовкой они снег расчистили... или Петя вместе с Вовкой снег расчистили.... И так далее.
По окончании работы текст должен принять примерно следующий вид:
Петя придумал сделать во дворе каток. Вместе с Вовкой они снег расчистили и дрова убрали. Потом еще подошли ребята и стали им помогать. Работа закипела.
Помог им и я. Ребята всю площадку очистили. Оставалось ее водой полить. Я принес длинный шланг, привинтил его к трубе, открыл кран и полил водой их площадку. Выручил я ребят. Им не пришлось ведрами таскать воду.
Хороший каток получился!
Новый рассказ требует и нового названия, например такого: «Рассказ дворника дяди Гриши».
Аналогично проводится работа над изменением времени действия или действующего лица, если действие происходит в настоящем времени, но в этом случае изменяется форма глагола. Отдельные глаголы приходится даже заменять синонимами, поскольку они могут не иметь в парадигме нужной формы.
Все эти задания со временем можно давать в игровой форме, в виде конкурсов и инсценировок. Тщательно проведенная отработка навыка правильно оформлять межфразовые грамматические средства, умение соблюдать в процессе высказывания единство видо-временных отношений во многом облегчит процесс овладения детьми с грубым недоразвитием речи пересказом на уроках чтения и, позднее, литературы.