Рассказ Пети

Я придумал сделать во дворе каток. Вместе с Вовкой мы снег расчистили и дрова убрали. Потом еще подошли ребята и стали помогать. Работа закипела.


Больше всех нам помог дворник дядя Гриша. Мы всю площадку очистили. Оставалось ее водой полить. Дядя Гриша принес длинный шланг. Он привинтил шланг к трубе, открыл кран и полил водой нашу площадку. Дядя Гриша нас выручил. Нам не пришлось ведрами таскать воду.

Хороший каток получился!

Задание. Изменить действующее лицо (от имени дворника дяди Гриши), рассказывая о том, как ребята заливали каток.

Выполнение задания начинается с трансформации первого пред­ложения. Примерный ход рассуждения: грамматическая основа пред­ложения Я придумал сделать. Я — это Петя. Поэтому заменяем подлежащее, а сказуемое не изменяется. Получается новое пред­ложение: Петя придумал сделать каток. Во втором предложении грамматическая основа Мы расчистили и убрали. Мы — это Петя и Вовка. Заменяем подлежащее, сказуемое остается в той же фор­ме. Новое предложение: Вместе с Вовкой Петя и Вовка снег рас­чистили... — получилось некрасивое, так как слово Вовка повторяет­ся. Лучше выбрать другой вариант: Вместе с Вовкой они снег рас­чистили... или Петя вместе с Вовкой снег расчистили.... И так далее.

По окончании работы текст должен принять примерно следую­щий вид:

Петя придумал сделать во дворе каток. Вместе с Вовкой они снег расчистили и дрова убрали. Потом еще подошли ребята и стали им помогать. Работа заки­пела.

Помог им и я. Ребята всю площадку очистили. Оставалось ее водой полить. Я принес длинный шланг, привинтил его к трубе, открыл кран и полил водой их пло­щадку. Выручил я ребят. Им не пришлось ведрами таскать воду.

Хороший каток получился!

Новый рассказ требует и нового названия, например такого: «Рассказ дворника дяди Гриши».

Аналогично проводится работа над изменением времени действия или действующего лица, если действие происходит в настоящем вре­мени, но в этом случае изменяется форма глагола. Отдельные гла­голы приходится даже заменять синонимами, поскольку они могут не иметь в парадигме нужной формы.

Все эти задания со временем можно давать в игровой форме, в виде конкурсов и инсценировок. Тщательно проведенная отработка навыка правильно оформлять межфразовые грамматические сред­ства, умение соблюдать в процессе высказывания единство видо-временных отношений во многом облегчит процесс овладения деть­ми с грубым недоразвитием речи пересказом на уроках чтения и, позднее, литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: