Гордыня – корень всех причин

Часто случается так, что попытки подвергнуть сомнению личное духовное богатство, правильность практики или верность убеждений какого-нибудь человека вызывают у него агрессивные реакции – нетерпимость, раздражение, обиду. Это подтверждает обманчивость убеждений и идей, в которые погружен этот человек. Также это указывает на то, что он пока наслаждается фазой «духовного романтизма» - своей исключительностью, духовностью, добродетелью и прочими фантазиями. Фаза «сбора камней» (в Магадане) и освобождение от бремени «духовного богатства» (то есть собственно настоящая практика) еще впереди.

«Юпитер, ты схватился за молнию, потому что у тебя нет ответа?» – произнес Прометей во время обсуждения с Юпитером людских проблем. Если Истина за вами, то у вас не будет оснований испытывать негативные эмоции по отношению к более заблудшему существу, которое по своей глупости подвергает сомнениям Истину. Все потому, что Истина – это не личные убеждения. Она не нуждается в обосновании, аргументации, доказательствах ее подлинности – она достаточна сама в себе. Раздражение, недовольство, обида, праведный гнев, желание доказать истинность ваших воззрений – все это возникает, когда вы подсознательно видите угрозу своим убеждениям. Каков же источник этих эмоций? Это тот же источник, что и источник тех убеждений, которые вы защищаете – ваша гордыня.

Гордыня – это мать всех заблуждений и корень древа всех заблуждений. Она противоположна Истине. И пока человеком владеет гордыня, он будет далек от Истины. Нам бы очень хотелось совместить эти две противоположности – владеть Истиной и годиться этим. Это бы ставило нас на совсем иной пьедестал, нежели чем других людей. Но, увы, источник подобных фантазий – все та же гордыня, которая одним своим присутствием внутри нашего существа убивает шанс прикоснуться к Истине.

Истина же является силой сильнее любых сил, ибо она является силой, уходящей из зыбкого, изменчивого бытия в незыблемое небытие. Где же тут место раздражению?

Раздражение при обсуждениях, как и желание доказать свою правоту – это всегда признак отсутствия Истины. Настоящий практик всегда вспомнит это, когда наблюдает свои реакции в обсуждениях, несмотря на все иллюзии собственной правоты. Ведь настоящий практик всегда наблюдает за своими реакциями, а не за тем, какое впечатление он производит на окружающих.

Возьмем, например ситуацию, когда вы будете рассказывать, как вы были на Мальдивах (и вы там действительно были). А вам кто-то не поверит и скажет, что уж кого-кого, но вас с трудом можно себе представить на Мальдивах. Вы скажете: «Как же так? Я был там прошлым летом!» А он в ответ: «Ой, ну, я тоже могу много чего придумать, где я был прошлым летом». Вас начнет бесить, что вам не верят. Однако то, что вы были на Мальдивах – это факт. Получается, что вы раздражаетесь, защищая истинный факт того, что вы были на Мальдивах. То есть, получается, что этот пример опровергает утверждение, что, кто раздражается, тот не владеет Истиной.

Если очень хотеть, то подобными противоречиями можно опровергнуть или показать неправильность многих (а может и всех) высказываний достойных людей. Но ведь они оставляли для нас эти изречения не для этого. А для того, чтобы мы могли использовать их мудрость как путеводитель – то есть для практики своей жизни. Когда же мы пытаемся найти изъяны в их изречениях, то мы на самом деле пытаемся что-то доказать себе. Возможно то, что мы тоже чего-то стоим? Настоящий практик в этом случае, прежде всего, спросит себя: «А откуда у меня появилось желание что-то опровергать или доказывать»?

Ведь нет ничего, что возникает из ниоткуда, без причины. И если есть желание самоутвердиться, значит, есть этому причина – возможно, это подсознательная неуверенность в себе? Откуда она взялась? В каком эпизоде нашей жизни в нас поселили это качество? Это относится к практике по стиранию своего прошлого, о которой мы еще поговорим.

***

Вернемся к истории с посещением Мальдив. Дело в том, что подобные противоречия находятся лишь на уровне ограниченного ума. В то время как люди, оставившие нам Истинные изречения, находились на другом уровне понимания мироздания и видения процессов. Противоречия же возникают, когда мы малоосознанным умом пытаемся разобраться в их наследии. Еще хуже, когда этот ум имеет тенденциозность мышления – то есть когда мы заранее ищем «правильный», то есть нам «выгодный» результат.

Если же выйти за рамки, в которых нас держит малоосознанный ум, то можно понять, что факты и Истина – это разные категории Бытия. И если уж возникает раздражение из-за того, что вам не верят про Мальдивы, то это раздражение как лакмусовая бумажка, как фенолфталеин – точно указывает на присутствие не-Истины. В чем же выражена не-Истина, если по факту вы говорите правду? Ваше раздражение будет указывать на не-Истинные причины самого такого обсуждения. Что вас заставляет доказывать, что вы были на Мальдивах? Истина? Нет, уж конечно, не Истина, а все та же гордыня. Ведь факты – это преходящие, тленные события. Их можно стереть из прошлого, а можно жизнь посвятить коллекционированию подобных фактов. В любом случае, факты – это лишь тленные события вашей личной истории. В то время как Истина нетленна, и не является событием во времени. Истина вне времени и вне персоналий.

И если вы защищаете факты, то почему вы это делаете? Ответ как всегда находится в вашем прошлом. А то, что эта ситуация случилась – это и есть ваш шанс понять, где именно в вашем прошлом сокрыт ответ.

Истина не нуждается в защите от кого-либо – ее источником всегда является сам Господь. Если вы защищаете Истину, обижаетесь на чьи-то сомнения относительно ваших высказываний, раздражаетесь на непонимание, доказываете свою правоту, то это все свидетельства того, что вы владеете не Истиной, а гордыней.

Так, блаженны нищие духом, ибо не с духовным богатством, а в полном смирении и понимании абсолютной личной беспомощности начинается серьезная практика – истинный Духовный Путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: