Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет
Актуальность. Анализ запросов родителей, подростков, педагогов и психологов школ в Центр диагностики и консультирования «Коньково» показал, что у клиентов возрастает потребность в умении конструктивно общаться, грамотно разрешать конфликты, содействовать формированию дружелюбного коллектива.
В ответ на такого рода запросы была разработан данный цикл занятий, который также можно использовать, когда коллектив только формируется (лучше всего в начале учебного года) или в классе, где отношения между одноклассниками становятся все более агрессивными. Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» мы рекомендуем проводить после цикла занятий по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества» с целью поддержать позитивную динамику взаимодействия подростков, расширить представления учащихся о способах эффективного общения.
Так как данный курс не требует от ведущего глубинных психологических знаний, то вести его могут не только психологи, но и педагоги, социальные работники. В силу загруженности взрослых в школе, данный курс для подростков могли бы вести старшеклассники (2-3 человека на группу) под руководством психолога, которые до этого сами участвовали в подобных занятиях и готовы заниматься с младшими подростками. В этом случае на деле осуществляется конструктивное взаимодействие между старшими и младшими учениками школы.
Цель курса: создание условий для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.
Задачи:
1.Обеспечить участников средствами конструктивного общения через опыт, приобретенный на занятиях в ходе выполнения упражнений и рефлексии.
2.Содействовать личностному позитивному развитию участников.
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
Для решения поставленных задач используются методы:
- экспрессивные методы творческого самовыражения;
- беседы;
- игровое моделирование.
Курс рассчитан на 5 занятий, продолжительность одного занятия - 45 минут.
Количество участников – от 8 до 30 человек.
Регулярность занятий 1-2 раза в неделю.
Занятия проходят в помещении, где можно сесть кругом, также должно оставаться пространство для подвижных игр.
Учебно-тематический план
| № | Тема занятия | Цель | Кол.часов |
| 1. | Знакомство. Правила | Принятие правил, которые следует выполнять во время занятий; снятие эмоционального напряжения через подвижные упражнения; через рассказывание истории про свое имя узнать что-то новое друг о друге. | |
| 2. | Невербальное общение | Устранение эмоциональных барьеров между участниками через телесное взаимодействие. | |
| 3. | Выстраивание отношений с партнером через невербальное и вербальное общение | Освоение навыков конструктивного общения | |
| 4. | Комплименты | Развитие умения сказать комплимент собеседнику; принятие себя. | |
| 5. | Подведение итогов | Рефлексия опыта, полученного в процессе занятий | |
| Итого: |






