Государственный бюджет и его структура

Бюджет - категория финансов. Финансы представляют собой совокупность
стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных
ресурсов. Финансовую систему можно определить как совокупность всех взаи-
мосвязанных финансовых структурных элементов:

- совокупность бюджетов всех уровней;

- внебюджетные фонды;

- валютные резервы государства;

- денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других эле-
ментов:

- государственные финансы;

- финансы хозяйственных субъектов;

- финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и вне-
бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значи-
тельная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до
1/2 Больше всего в Швеции - около 2/3. В России этот показатель составляет
примерно 1/2 ВВП.

Государственный бюджет - основное звено государственных финансов,
включает в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В го-
сударственном бюджете обосабливается часть национального дохода, используе-
мого в общественных целях, в первую очередь для расширенного воспроиз-
водства.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства), которые
создаются и используются для вполне определенных нужд: выплаты пенсий, ме-
дицинского страхования и т.п. Эти фонды расширяют возможности вмешательст-
ва государства в экономику.


Формирование и использование бюджетов образуют бюджетные отноше-
ния
между различными хозяйствующими субъектами. Они создают финансовые
связи между секторами, сферами и отраслями хозяйства, территориями страны,
центральными и местными органами государства и т.д. Вокруг бюджетных ресур-
сов в обществе разворачивается политическая борьба между различными соци-
альными группами и партиями. В итоге складывается компромисс между интере-
сами этих групп и партий.

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет пред-
ставляет собой финансовый план образования и использования централизованно-
го фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
Бюджет содержит в себе расходы и доходы, образующие баланс.

Бюджетные расходы. В экономической теории под государственными
расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и
услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории.
1. Потребление в государственном секторе, включающее в себя зарплату работ-
никам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего по-
требления. 2. Государственные инвестиции, т.е. разнообразные капитальные
расходы (затраты на строительство дорог, портов и т.д.). 3. Трансферты частно-
му сектору: пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. 4. Про-
центы
по государственным долгам.

Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие рас-
ходы
(платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и транс-
ферты) и капиталовложения, или инвестиции,

В странах с рыночной экономикой подавляющая доля приходится на теку-
щие расходы (85-95%), в то время как инвестиции составляют небольшую часть
расходов (15-10, а в высокоразвитых странах - около 5%).

В текущих расходах на зарплату приходится в среднем 15-18%, на покупку
товаров и услуг - 16-20%, субсидии и трансферты составляют в развитых странах
50-65%, обслуживание долга - 5-15% в развитых странах и 30-50% в разви-
вающихся.

В XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем ми-
ре увеличивались. Во многих промышленно развитых странах по сравнению с
1938 г. произошло удвоение доли государственных расходов в ВВП. В США эта
доля равна 34%, в России - около 30%.

Увеличение доли государственных расходов в ВВП получило название
"закона Вагнера". Объяснением его является то, что государственные услуги ста-
ли "высококачественным благом", т.е. эластичность спроса на государственные
расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы Другими слова-
ми, каждый процент увеличения в домашних хозяйствах ведет к большему, чем
1%, увеличению спроса домашних хозяйств на G. Поэтому при увеличении дохо-
да на душу населения доля G в Y также имеет тенденцию к росту.

Бюджетные доходы. Под государственными доходами нужно понимать
текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора
государству.


Существуют следующие источники государственных доходов:

- частные домашние хозяйства и предприятия;

- административно-территориальные единицы (территориальные корпо-
рации);

- прочие общественные институты;

- заграничные источники.

Существуют различные формы и методы аккумуляции государственных
доходов. В самом общем виде их можно разделить на налоговые, дающие основ-
ную часть бюджетных поступлений (до 85%), и неналоговые. Кроме того, разли-
чают обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные) доходы. Во втором
случае речь идет о кредитах, получаемых государством.

С учетом экономических сфер создания доходов различают два вида посту-
пления в бюджет:

1) от частного сектора,

2) от государственного сектора.

Первый вид доходов обусловлен прямым и косвенным участием государст-
ва в рыночных процессах. Прямое участие связано с получением доходов от про-*
дажи услуг, производимых государственными предприятиями (транспортных,
электроэнергетических и др.) или от сдачи в аренду объектов государственной
собственности. Косвенное участие в рыночных процессах государства принесш-
ему доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.д.

Второй вид доходов делится на средства, получаемые от национального го-
сударства; средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты, репарации);
поступления на основе обменных операций (проценты за кредит); доходы от при-
ватизации государственной собственности.

Проблема сбалансированности госбюджета. Идеальное исполнение гос-
бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка
средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного де-
фицита,
который покрывается государственными займами - внутренними и
внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,
займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

В критических ситуациях правительство осуществляет покрытие бюджет-
ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Последствия такой эмиссии
весьма опасны для экономики - развивается неконтролируемая инфляция, подры-
ваются стимулы для долгосрочных инвестиций, падают объемы производства и
воспроизводится бюджетный дефицит.

В России в 1992-1994 гг. дефицит федерального бюджета вырос
с 1 трлн руб. до 65 трлн руб., покрывался он преимущественно денежной эмисси-
ей. В 1995-1996 гг он увеличился до 74 трлн руб., но покрывался уже за счет про-
даж государственных обязательств и внешних кредитов, что позволило остано-
вить и снизить инфляцию в стране.

Однако бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о чрезвычай-
ном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необхо-
димостью осуществления крупных государственных вложений в развитие эконо-


мики, что приведет к экономическому росту. Временно возникший бюджетный
дефицит не опасен для хозяйства, но когда он глубок и долговременен, отражает
кризисные явления в экономике, тогда это явление наносит огромный ущерб об-
ществу и необходимо принимать кардинальные меры для устранения дефицита.
Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, то-
гда как дефицит более 20% - критическим В России дефицит бюджета в 1996 г.
составил более 27%.

Задолженность правительства накапливается и превращается в государст-
венный долг.
Его приходится выплачивать с процентами. Это грозит обществу
повышением налогов. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как домохозяйства вместо инвестирования своих сбережений в
экономику посредством покупки акций деловых фирм или кредитования приобре-
тают облигации, финансируя государство. Снижение инвестиций вызовет сниже-
ние уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до I года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный
(свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. Государст-
венные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолжен-
ность в долгосрочные долги, отложив на длительное время выплату основной
суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процента.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на раз-
витие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хо-
зяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений до-
ходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств.
сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным
производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений,
снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного сни-
жения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расхо-
дов.
Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение
расходов на 5, 10, 15% и т.д. Правда, секвестру не подлежат так называемые за-
щищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: