Естественная монополия и проблема ее государственного регулирования

Естественная монополия- ситуация на рынке, при которой какая-либо отрасль находится в руках одного производителя. Естественная монополия, которое возникает в том случае, когда собственники имеют в своем распоряжении редкие свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.) Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективно в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией. Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Гос.регулирование. Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или искусственного ограничения объемов выпуска, что также может привести к повышению цен. Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяется соответствующими государственными или муниципальными органами.

Олигополия. Сущность и виды. Модели ценообразования в условиях жесткой конкуренции.

Олигополия- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Виды олигополий:

Однородная (недеференцированая) – когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция – продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт – 3 сорта, сахар – около 8 сортов, алюминий – около 9 марок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: