Социально психологические методы

-моральная поддержка

-создание благоприятного климата

30)Сущность и структура оперативного,тактического и стратегического планирования.

Оперативное планирование направлено на достижение промежуточных целевых установок тактических планов, составленных на короткий период (как правило, до месяца). В процессе оперативного планирования устанавливаются дневные, недельные, подекадные и месячные задания и проводится ежедневная диспетчеризация выполнения этих заданий. С помощью оперативных совещаний осуществляются контроль и регулирование деятельности всех работников (или служб) фирмы. В рамках оперативного планирования практически снижается неопределенность в плановых решениях, хотя вероятностный характер достижения плановых результатов остается. Тактическое планирование представляет собой совокупность плановых решений (заданий), направленных на достижение стратегических целей в заданный период времени (как правило, годовой, иногда двухлетний период). С помощью текущего планирования обеспечивается последовательное продвижение к намеченным стратегическим характеристикам. По мере поэтапного продвижения к целям учитываются реальные результаты и осуществляется корректировка стратегических целей или их количественных показателей. Стратегическое планирование осуществляется на базе принятой фирмой стратегии и установленных соответствующих стратегических целей. Это означает, что сначала на основе анализа и прогноза изменения факторов внешней и внутренней среды разрабатывается стратегия поведения фирмы в бизнесе, устанавливаются период реализации стратегии и желаемые стратегические цели (через систему количественных характеристик), а затем разрабатываются стратегические планы - корпоративные (для фирмы в целом) и функциональные (маркетинговые, производственные, финансовые, кадровые, экономические и т. д.). 31)Принципы и структура бизнес плана. БИЗНЕС-ПЛАН [business-plan] — документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Принципы: -гибкость -непрерывность -интерактивность -коммуникативность -многовариантность -принцип участия всех работников фирмы -адекватность Структура: -общие данные -краткое предложение -текущие состояние фирмы -менеджмент -продукция и услуги фирмы -рынок -сведения о бизнесе -финансовые аспекты 32) Рынок труда. Спрос и предложение труда. Равновесие на рынке труда, заработная плата и занятость. Рынок труда- это система экономических отношений между работодателем-предпринимателем и рабочим на контрактно-договорной основе. Элементами рынка труда являются спрос и предложение на особый товар «рабочая сила», а также конкуренция и стоимость единицы труда, выражаемая заработной платой. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства. Объектом рынка труда выступает рабочая сила, которая обладает следующими чертами: человек не является продуктом договора, элементом рыночной сделки. Только его труд в определенной сфере деятельности может стать предметом труда купли-продажи, 2)товар «рабочая сила» неотделим от собственника и способен приносить ему прибыль в виде ренты, 3) если труд в течение длительного времени не находит своей реализации, он теряет свое качество. Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. При повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов производства, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально квалифицированный состав работников и.т.д. 33) Рынок капитала и доход на капитал.Ссудный процент Капитал - фактор производства, представляющий собой определенную ценность. Соответственно, рынок капитала - это место его обращения, где предъявляется спрос на него и формируется предложение. Капитал может быть материализован различными способами, поэтому имеет несколько видов: 1. Человеческий капитал - это научные кадры, люди, обладающие высокой долей профессионализма, наделенные способностями и умениями в определенных сферах деятельности; 2. Вещественный капитал заключен в постройках, зданиях, элементах недвижимости, средствах производства, сырье и технологическом оборудовании; 3. Денежный капитал представляет собой все наличные и безналичные формы денег; 4. Ценные бумаги - это акции, долговые обязательства, чеки и облигации; 5. Информационный капитал составляет базы данных. Кроме того, капитал бывает собственный и заемный и имеет свою цену на рынке. Элементами рынка капитала являются спрос и предложение. Спрос на капитал зависит от его производительности и характеризуется обратной, отрицательной зависимостью от его стоимости, те, люди предъявляют все больший спрос на капитал при условии, что он выдается под низкий процент. Существуют факторы, влияющие на величину спроса капитала на рынке факторов производства, такие как: 1) разработка новых технологий и их внедрение в процесс производства и на рынок.; 2) поиск новых способов добычи природных ресурсов. Когда учитываются интересы собственников капитала и потенциальных покупателей, на рынке возникает равновесие. Это ситуация, при которой предельная производительность труда капитала и издержки упущенных возможностей совпадают. В этом случае устанавливается продажная цена единицы капитала, заключаются торговые сделки по его реализации. Таким образом, на рынке капитальных ресурсов важным является понятие процентной ставки. Процентная ставка - это вознаграждение за временный отказ от пользования капиталом, с одной стороны, и плата за возможность его использования - с другой. В широком смысле слова (трактовка И Фишера и Д Дьюи) капитал можно определить как ценность, приносящую поток дохода. С этой точки зрения капиталом можно назвать производственные фон’ предприятия, землю, ценные бумаги, депозиты в коммерческом банке, «человеческий капитал» и т.п. Выделяют следующие формы дохода от капитала: 1) арендную плату; 2) выплату процентов по депозитам; З) дивиденды по ценным бумагам; 4) земельную ренту и т.д. Ссудный процент-это плата за использование заемных стредств. Норма ссудного процента- отношение дохода на капитал предоставленного в суду к обьему суженого капитала 34). Рынок земельных ресурсов. Равновесие на рынке земли. Рента. Землевладение - это право данного субъекта на определенный участок земли. На рынке земли различают понятия «услуги земли» и «земля». Термин «услуги земли» связан с определением земельной ренты (или арендной платы). Понятие «земля» связано с определением цены земли как капитального актива. Величина земельной ренты формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке земельных участков, сдаваемых в аренду. Главной особенностью рынка земли является ограниченность количества земли. При абсолютно неэластичном предложении услуг земли земельная рента определяется исключительно спросом на услуги земли. Величина земельной ренты формируется а результате взаимодействия спроса и предложения на рынке земельных участков, сдаваемых в аренду. Спрос на землю показывает, какое количество земли арендаторы готовы взять в аренду при различных возможных уровнях платы за нее. Естественно, что при высокой арендной плате количество запрашиваемой в аренду земли будет меньше, чем при низкой. Равновесной является рента с наихудшего (предельного) участка земли (по Марксу — абсолютная рента). Все остальные арендаторы получают предельный доход, превышающий равновесную (абсолютную) ренту. Излишек назван К. Марксом дифференциальной прибылью, которую присваивает арендатор на протяжении всего срока аренды. Излишек связан в большинстве случаев с результатами дополнительных вложений капитала (включая удобрение почв, ирригацию). В случае увеличения плодородия (искусственного) земли при заключении нового договора арендная плата будет повышена, и дифференциальную прибыль будет присваивать земельный собственник в виде дифференциальной ренты. Дифференциальная рента в общем виде рассматривается как доход, полученный от использования ресурсов, предложение которых неэластично, при более высокой производительности в условиях ранжирования этих ресурсов. Ранжирование земельных участков может вестись по местоположению по отношению к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции; в городе — по местоположению в зависимости от удаленности от центра города и т.п. Цена земли, которую можно рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, зависит от двух следующих факторов: 1) размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка; 2) ставки ссудного процента. При этом докупается право на регулярное получение дохода в течение длительного периода времени.. 35) Антимонопольное регулирование. Проблемы монополизма в экономике России. Антимонопольное законодательство представляет собой группу мер по борьбе с монополиями. 10 Запрет организации монополий во всех отраслях, роспуск уже существующих или их разделение на отдельные производства. 2) Преследование государством продавцов, которые пробиваются на рынок путем ценовой дискриминации, т.е. намеренным завышением цен. 3) Запрещение различных сговоров как нечестного метода борьбы с конкурентами. 4) Активизация выпуска товаров- заменителей, которая позволит расширить ассортимент рынка и будет препятствовать появлению ранга уникальных товаров. 5) Расширение и развитие рынка путем установления международных связей и распределения научного потенциала. 6) Гибкость ведения налоговой политики подразумевает использование преступления приемов, которые способны заставить монополиста снизить цены на свой продукт и установить их в районе равновесной конкурентной цены. 36) Ограниченность рыночного механизма («фиаско» рынка). Несмотря на все преимущества рыночной экономики, рынок не явл-ся абсолютно идеальным механизмом, в соответствии с этим но имеет свои недостатки, заключенные в след.: 1)рынок не может контролировать внеш. для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внеш. воздействие на структуру и механизм рынка. 2)не каждая потребность может выражаться в деньгах, через величину спроса и быть удовлетворена рыночным способом, например потребность в соц. защите, правопорядке и т.д. В этом случае необходимо гос-ое вмешательство. 3)рынок не может обеспечить экономику необходимым кол-вом денежной массы, поскольку эмиссия денежной единицы – это прерогатива гос-ва и монопольная ф-ция Центр. банка России. 4)зачастую функционирование рынка приводит к возникновению монополии, поэтому необходимо антимонопольное регулирование, кот.может быть осуществлено только гос-ом как высш.формой власти. 5)в рын-ой эк-ке доходы распределены крайне неравномерно, вследствие этого возникает соц. дифференциация. Поэтому гос-во берет на себя ответств-сть поддержки малообеспеченных слоев населения. 6)рынок не активизирует развитие научной деятельности и образования, а между тем это очень важные элементы экономики. 7)рынок не гарантирует права на труд, не регулирует уровень занятости и безработицы в стране, следовательно, гос-во само организовывает биржи труда и выплаты трансфертных платежей. 8)только гос. органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен. ТО, на определенном этапе развития эк-ки, когда рынок не способен справиться со сложившейся эк-ой ситуацией, возникает необходимость гос. вмешательства. 37) Потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. 1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. 2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы. 1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот). 2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители. 3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным. 4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти. Для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. 38) Роль и функции гос-ва в рыночной экономике. Рынок – это регулятор обществ-го производства, слаженный, саморегулирующийся, но тем не менее не идеальный механизм. Существуют различные экон-ие проблемы, с которыми рынок не способен справиться. В этом случае необходимо вмешательство высшего органа власти, коим явл-ся гос-во. Приведем пример, на основании которого подтверждается провальность рынка в некоторых ситуациях. Рынок не может контролировать внеш. для него эффекты (экстерналии), т.е. экзогенное воздействие на его механизм. Например, железнодорожное строительство позволяет дешевле и быстрее транспортировать произведенные товары, однако это одновременно способствует ухудшению экологической обстановки и созданию полосы отчуждения. Поэтому для устранения вредных воздействий отрицательных эффектов так важно гос. регулирование. С сер. 1990-х годов, правительство выделило два направления гос. политики: формирование полной занятости и борьбу с инфляцией. Однако в целях более эффективного экон-го развития лучше всего сосредоточиться на к-л одной задаче, например на разработке антиинфляционных мер. Главные формы гос. вмешательства в экон-ку представлены в виде админ-ой и экон-ой форм. Первая направлена на регулирование экон-ой обстановки в стране посредством гос-ой соб-ти на материалы, предприятия и ресурсы, вторая же реализуется путем применения мер макроэкон-ой политики. Прямое вмешательство гос-ва. Любая промышленно развитая страна мира характер-ся наличием в ее стркутуре гос-го сектора. Именно его размеры подчас определяют степень влияния на социально-экон-ое развитие гос-ва. Исторически так сложилось, что гос-ми отраслями оказались те, в которых стоимость осн-го капитала (здания, оборудование) наиболее велика и которые с большей вероятностью подвержены риску. Это угольная промышленность, электроэнергетика и др. Прямое вмешательство определяется принятием законов и актов, упорядочивающих отношения между всеми экон-ми субъектами. Этими мерами гос-во предупреждает возникновение критических ситуаций, кот. в конечном итоге могут привести к экон-му кризису. Косвенное вмешательство хар-ся использованием инструментов кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. Гос-во и рынок – это взаимодополняющие друг друга элементы рыночной экон-ки: там, где не справляется один, помогает другой. Таким образом, только при их тесном сотрудничестве возможно всестороннее прогрессивное развитие страны. 39).Нац-ая экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственниками которых являются субъекты рыночной экономики. Простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, доходов и расходов) включает только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы. В одном направлении от домашних хозяйств к фирмам поступают услуги факторов производства (услуги труда, капитала, земли, предпринимательства). Посредством рынка благ от фирм к домашним хозяйствам поступают материальные и нематериальные блага. Данный процесс работает только в одном направлении. Движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечной продукции оплачивается денежными потоками. В обратном направлении происходит встречное движение денежных средств. Для домашних хозяйств - это их доходы, а для фирм эти платежи представляют собой расходы. От домохозяйств фирмам поступают платежи за конечные товары и услуги. Для домашних хозяйств эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами. Из модели кругооборота доходов и расходов можно сделать вывод: для закрытой экономики без государственного вмешательства величии на общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств. В открытой экономике в модель вводятся две другие группы экономических агентов - правительство и остальной мир. Равенство нарушается из-за потока «доходы – расходы» в результате которого образуются утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Утечки - любое использование дохода на покупку не произведенной внутри страны продукции. Одновременное поток «доходы – расходы» вливаются дополнительные средства в виде – «инъекции» - инвестиции, государственные расходы и экспорт. Инъекции - любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны. Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать вы пуск продукции, что, в свою очередь, приводят к снижению совокупных доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос. Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства. 40) Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. ВВП (валовой национальный продукт) - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. Существуют несколько способов измерения ВВП: 1. Метод добавленной стоимости позволяет исключить двойной счет. ВВП рассчитывается как сумма добавленных стоимостей, произведенных всеми фирмами в стране. Показатель добавленной стоимости представляет собой разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм; 2. Метод расчета ВВП по расходам (производственный метод) состоит в суммировании всех расходов экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины, т.е. основные макроэкономические показатели: 1) потребительские расходы населения (С); 2) валовые частные инвестиции в национальную экономику (I); 3) государственные закупки товаров и услуг (G); 4) чистый экспорт (NX): ВВП = С + I + G + NХ. Расходы домашних хозяйств на личное потребление (С) включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг. Валовые частные инвестиции (I), или капиталовложения, представляют собой сумму чистых инвестиций (In) (зданий и сооружений, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) и амортизации (d) в течение года. Чистые инвестиции подразумевают процесс реального капиталообразования. Государственные закупки товаров и услуг (G) — это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные рас ходы не включаются трансфертные платежи. Чистый экспорт (NX) - это разница между экспортом и импортом страны, поскольку большинство стран представляет собой открытую экономику, в которой правительство не препятствует свободному перемещению товаров, капитала, рабочей силы через национальные границы. З. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП равен сумме факторных доходов (заработной платы, процента, прибыли и ренты) всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических пределах данной страны, как резидентов, так и нерезидентов. Резиденты - граждане, которые проживают на территории данной страны менее года, кроме иностранцев. В ВВП, рассчитанный по данному методу, включаются также косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. 41) Номинальный и реальный ВВП. Индекс цен. Дефлятор. ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. ВВП, который рассчитывается в текущих рыночных ценах, называется номинальным ВВП (его обозначают символом PQ, P – означает индекс цен, а Q – физический объем производства). Реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период и представляет собой отношение цены текущего года к цене базисного периода, умноженные на 100 %. Отношение номинального ВВП к реальному ВВП показывает увеличение ВВП за счет роста цен, которое называется ВВП-дефлятором. 42) Система национальных счетов. Национальный доход, располагаемый личный доход. Система нац. счетов (СНС) связывает воедино важнейшие м-э показатели. СНС используется по рекомендации ООН для статистики во всех странах с рыночной эк-кой. СНС дает наглядное представление о дв-ии ВВП на всех стадиях, т.е. в проц-се пр-ва, распределения, перераспределения и использования. СНС отражает структуру рыночной эк-ки, институты и м\мы их функционирования. Вся эк. деят-ть в СНС учитывается по секторам: 1) сектор нефинансовой организации – все комерч. предприятия с целью прибыли; 2) финансовый – деят-ть институтов (банки…); 3) домохоз-ва – деят-ть всех потребителей, субъектов мелкого бизнеса; 4) сектор некоммерческих организаций – обслуживающий домохозяйства. СНС имеет 2 с\мы счетов: 1) Сводные счета – движ-е нац. дохода, инвестиции. 2) Детализированные счета – дв-е дох-в, распредел-е дох-в и потребление. Все счета в СНС выглядят Т-образно (ресурс \ использование ресурсаса). Осн. показатели СНС связаны друг с другом: 1) чистый национальный продукт – равен ВВП минус амортизация. Измеряет годовой объем пр-ва, к-рый эк-ка в состоянии потребить. Амортизация – запас капитала, к-рый использовали в текущем году. 2) национальный доход - равен чистому нац. продукту минус косвенные налоги на бизнес (налог на прибыль, на соц. страхование, индивидуальный подоходный налог, нераспределенная прибыль корпорации) Национальный доход – заработанный доход всех соб-ков ресурсов от участия в пр-ве за текущий период 3) Располагаемый доход – количественно равен личному доходу минус индивидуальные налоги и обязательные платежи. Располагаемый доход - доход, к-рый может быть использован населением на потребление и сбережение. 43) Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Агрегированные показатели: совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Макроэкономическое равновесие - состояние экономики, при котором национальный доход равняется совокупным расходам, т. е, национальный продукт, произведенный в пределах одной страны, полностью реализован, соответствует потребительскому спросу. Графически спрос и предложение получается в результате наложения кривых спроса и предложения на одну плоскость и их пересечения (рис).
Как видно из графика, кривая спроса пересекает кривую предложения в трех точках на каждом из отрезков, характеризующих определенное состояние экономики. Соответственно, можно выделять три варианта макроэкономического равновесия:

1. Точка Е1 характеризует равновесие в условиях неполной занятости, отсутствия изменения ценообразования и, следовательно, инфляции. При неизменном уровне цен фирмы-производители будут сокращать или расширять производство, подстраивая его под совокупный спрос; 2. Равновесие, сопровождающееся небольшим повышением цен и относительной занятостью, характеризует точка E2. В данном случае отклонение от оптимального состояния невозможно без приспособления экономики к положению равновесия путем изменения цен и объемов производства;

З. Равновесие в условиях полной занятости (Y), сопровождающееся инфляцией, наблюдается в точке Е3 В классическом случае трактовки кривой совокупного предложения равновесие достижимо за счет количественных изменений цен и ставки заработной платы при условии неизменности ВВП.

Таким образом, когда цены слишком жестки, объем ВВП зависит от динамики совокупного спроса. В противном случае, когда цены обладают высокой эластичностью, величину реального ВВП определяет объем совокупного предложения.

Оценка предпочтительности одной из моделей макроэкономического равновесия - прерогатива государства, которое призвано решать конкретные макроэкономические задачи и реализовывать принятые программы с учетом национальных и экономических особенностей конкретной страны.

44) Кейнсианская макроэкономическая модель. Эффект мультипликатора

Кейнсианская макроэкономическая модель предполагает, что анализ ситуации в экономике осуществляется на кейнсиан­ском отрезке кривой совокупного предложения, т. е. в условиях неполной занятости экономических ресурсов и при неизменном уровне цен в экономике, который не меняется в случае измене­ния совокупного спроса. Это означает, что главным объектом анализа становится только объем производства в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: