Арпеджиато и чередование рук в пассажах

В техническом отношении исполнение арпеджиато не очень трудно. Однако многие учащиеся играют его неряшливо. Некрасив. Все входящие в арпеджиато ноты должны звучать равномерно, полнозвучно, без провалов. Для этого нельзя начинать исполнение со взмаха руки. Пальцы, заранее ощупывая клавиши, лежат на своих местах. В момент звукоизвлечения они под слуховым контролем цепко и равномерно «выбирают» арпеджио. Кисть при этом делает характерное волнообразное движение, сочетающее в себе направление «снизу вверх» и «слева направо», движение наоборот встречается гораздо реже.

Родственной, но более трудной представляется фактура чередующихся пассажей играемых попеременно разными руками. Нужно следить, чтобы вступление другой руки не было отмечено вторжением звука иного динамического и артикуляционного качества. Для этого необходимо каждую руку приводить к своим клавишам заранее, с тем, чтобы первый из пальцев вступающей руки играл как бы legato, подхватывая силу и артикуляцию удара последнего пальца сменяемой руки.

Октавы

В фортепианной литературе встречаются разные виды октав, от массивных до легких прозрачных. Их исполнение связано с разными приемами. В игре октав всегда участвуют плечо, предплечье, кисть. Особенно пальцы. Степень их участия должна быть различной.

Начинать работу над октавами надо с налаживания основного: участия всей руки от плеча во взятии октавы. Начало работы над октавами напоминает первичные упражнения на non legato. Рука всей тяжестью переступает с октавы на октаву. Звучание forte, длительность октавы выдерживается полностью. Во время взмаха рука не должна ни на мгновенье останавливаться, «застывать»: взмах — это момент перехода с одной октавы на другую.

Нахождение ощущения игры от плеча способствует упражнение: игра октавы совсем вытянутой рукой, при отодвигании стула на далекое расстояние. В упражнении надо следить за положением 1 пальца: на белых клавишах — около черных, на черных — у их окончания.

У начинающих часто вместе с октавам звучат «сочувствующие» звуки. Необходимо привыкнуть к подтянутости средних пальцев. В.В. Листова советовала упражняться, держа средними пальцами карандаш.

Далее происходит работа над пальцами. 1 и 5 пальцы не должны быть безжизненными, в момент взятия октавы, фаланга пальцев «берут, хватают» свои клавиши. Данный навык вырабатывается следующим образом: перед взятием октавы рука распластанно лежит на своем месте. Затем 1 и 5 пальцы приподнимаются и самостоятельно, легко и негромко берут свои звуки. После этого рука передвигается на следующую октаву.

После такого упражнения нужно возвращаться к игре всей рукой. При этом специально поднимать 1 и 5 пальцы нельзя.

Очень полезно учить октавные пассажи отдельно 1 и 5 пальцами. В таких упражнениях рука должна оставаться нацеленной на октаву. У 1 пальца вырабатывается точность попадания, у 5 — крепость.

Специальной работы требует кисть. Работа над развитием кисти однообразна — это игра преувеличенным, изолированным кистевым движением в медленном темпе. Рука как бы отключается. Ладонь резко, быстро отскакивает от взятой октавы. Темп выбирается такой, чтобы избежать фиксации кисти в верхнем положении.

При игре кистевых октав в быстром темпе ладонь не поднимается высоко. Положение кисти достаточно высокое. Ощущение «вытряхивания», «высыпания» из кисти. Ее вибрации.

Работа над меткостью октавных попаданий связана с овладением рисунком пассажа. Пассаж полезно мысленно разбивать на отдельные группы, технические фразы.

Терции

Специфика терцовых пассажей заключается в одновременности игры двух пальцев. Заменить работу пальцевых мыщц невозможно. Необходимо с одной стороны ощущать полную самостоятельность пальцев, с другой эту свободу привести к синхронным действиям двух пальцев.

Полезны следующие упражнения — один голос играет восьмыми, другой триолями, затем наоборот. Следующий этап — игра терций в одной позиции. В дальнейшем переходить к работе над пассажами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: