Основные положения.
Наиболее важной частью противопожарной защиты является профилактика пожара, которая содержит следующие конструктивные и организационные мероприятия: обеспечение конструктивной защиты, соблюдение противопожарного режима, подготовку экипажа, постоянную готовность средств обнаружения пожара и средств активной борьбы с пожарами, четкое знание и выполнение нормативных требований по обеспечению живучести судна. Эффективное использование всех средств пожаротушения зависит в первую очередь от умелых и четких действий членов экипажа, поэтому на судне должны систематически проводиться мероприятия по освоению пожарной техники, быстроте и слаженности действий экипажа в борьбе с пожаром.
По требованию Конвенции СОЛАС-74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты (FIRE PLAN), составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте. План должен содержать информацию о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожаротушения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе.
|
|
Конструктивное обеспечение взрыво-пожаробезопасности на
Судах.
На основании опыта аварийных происшествий, мировой практики судостроения, требований Международной конференции по спасению жизни на море разработан сборник основных требований к проектированию судов, где четко указаны требования по взрыво-пожаробезопасности.
На судах должны быть реализованы комплексно конструктивные средства обеспечения живучести, которые должны включать в себя:
-комплекс конструктивных мер, обеспечивающих взрыво-пожаро-безопасность судна и защиту личного состава от токсичных продуктов горения и воздействия высоких температур;
-комплекс стационарных противопожарных и противовзрывных средств и систем, обеспечивающих обнаружение, локализацию и тушение пожаров;
переносные средства тушения очагов возгорания на судне и средства защиты личного состава от токсичных продуктов горения и высоких температур.
Таким образом, противопожарная и противовзрывная защита (ПП и ПВЗ) судна должна обеспечить:
-предупреждение;
-своевременное обнаружение;
-локализацию и тушение любых пожаров в условиях деятельности судна независимо от места их возникновения.
Проектом судна должно быть предусмотренно рациональное размещение аварийно-спасательного (АСИ) и противопожарного имущества (ППИ) на судне и обоснованы нормы снабжения этим имуществом.
СОЛАС требует, чтобы противопожарная защита на судах должна быть выполнена по одному из трех основных способов:
|
|
1.Все применяемые на судне материалы должны быть негорючими. Горючие материалы только – топливо, масло, мебель, отделка – все в ограниченном количестве и в точном месте. Судно делится на противопожарные зоны огнезадерживающими переборками и огнестойкими палубами, препятствующими распространению пожара (Способ предложен США в 1948 г.).
2.Во всех жилых и служебных помещениях устанавливается автоматическая спринклерная система пожаротушения, являющаяся одновременно и системой обнаружения пожара. Никаких ограничений по применению горючих материалов нет (Предложено Англией).
3.Судно делится на контуры (противопожарные зоны) площадью 120-150 м2 от огнезадерживающими переборками. Все пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими системами обнаружения пожара. Существуют ограничения по применению горючих материалов. Предложено Францией).
По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают конструктивную (пассивную) и активную противопожарную защиту.